Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра "Загадочный шар" способствует расширению словаря путем многозначности слов. Дидактическая игра "Бюро находок" активизирует словарь детей по теме "Птицы" и поможет усвоению грамматических категорий языка. Игра "Веселый поваренок" способствует закреплению навыка образования относительных прилагательных и расширению словаря по теме "Продукты питания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_didakticheskie_igry.doc | 730.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСКВ №66 «Забавушка» г. Нижневартовск
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.
Описание игры:
Вариант 1:
Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР
Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар. Сколько ни езди, ни ходи, Тебе конца тут не найти. (Земной шар) | Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все - (Солнце или солнечный шар)
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) | Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветёт. А зимою расцветаю Я на ёлке каждый год. Целый год лежал на полке, Все забыли про меня. А теперь вишу на ёлке, Потихонечку звеня. (Шар) |
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существи тельных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, гла голов настоящего времени и прошедшего времени.
Описание игры: Вариант 1.
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в «Бюро».
Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.
Вариант 2.
- Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
- Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.
Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.
3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)
Вариант 3.
В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….
«БЮРО НАХОДОК »
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Описание игры:
Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
«Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!»
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.
Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного за...
Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарн...
Дидактические игры по звукопроизношению для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.Одним из направлений логопедической к...
"Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи"
В презентации представлены дидактические игры для обогащения активного словаря дошкольников с ОНР...
Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрываются этапы коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшег...
Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.
Консультация для родителей....
Комментарии
Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников
Спасибо, интересно, наглядно практично!
Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников
Спасибо, очень интересный и актуальный материал!