Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи по теме

Титова Светлана Андреевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rebenka_v_ontoge.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Обогащение словаря дошкольников

 с общим недоразвитием речи

Развитие речи ребенка в онтоге незе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребе нок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начи нает понимать обобщающее зна чение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваива ют слова, обозначающие наибо лее простые родовые понятия (иг рушки, посуда, одежда), переда ющие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительно го (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речево го развития дети усваивают сло ва, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: де ревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрас ту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как со стояние, признак, предметность и т.д.

Обогащение жизненного опы та ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего до школьника может рассматривать ся в качестве национальной языко вой модели. В этот период формируется  ядро лексикона ребенка.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрас те 5—6 лет, можно выделить наи более употребительные слова: су ществительные, прилагательные, глаголы. Также происходит по степенное расширение семанти ческого поля значения слова.

Таким образом, по мере раз вития психических процессов (мышления, восприятия, пред ставлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения дея тельности, формируется и сло варь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.

Принципы работы над словарем:

  1. развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
  2. работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
  3. словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;
  4. при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
  5. основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.

Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей  работы в два этапа.

На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.

Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).

Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.

Направления логопедической работы

Работа по обогащению и акти визации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

  1. ознакомление с предмета ми и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
  2. раскрытие многозначности слова;
  3. расширение запаса синони мов и антонимов;
  4. формирование правильного употребления слова в связной речи.

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:

  1. уточнение произношения слова;
  2. демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
  3. выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
  4. закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Раскрыть перед дошкольника ми семантику многозначного сло ва помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилага тельным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).

Синонимия

Свежий вечер — прохладный вечер.

Свежий воздух — чистый воз дух.

Свежий воротник — чистый воротник.

Свежий журнал — новый жур нал.

Свежий хлеб — мягкий хлеб.

Антонимия

Прохладный вечер — теплый вечер.

Чистый воздух — спертый воздух.

Чистый воротник — грязный воротник.

Новый журнал — старый жур нал.

Мягкий хлеб — черствый хлеб.

Этот пример показывает, что в работе над смысловой стороной многозначного слова могут одно временно использоваться и сино нимы и антонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточ нять понимание разных значений слов.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд).

Задания на обогащение лексикона многозначными словами, фразеологизмами необходимо включать в занятия в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы «Животные жарких стран» - одновременно пополняя запас знаний и представлений о животных, знакомить детей доступными для их понимания фразеологизмами. Рассказать детям, что, например крокодилу не страшна зубная боль, он имеет дополнительный ряд зубов: новый вырастает сразу, как разрушится старый. Потом попросить детей назвать, какие предметы имеют зубы, а зубной боли не знают (пила, расческа, грабли, вилка). На этом материале дети практически познают многозначность слова.  Предлагается отгадать загадки:

Все пробует на зуб: и сосну, и лен, и дуб. (Пила).

Зубастые, а не кусают, листья и сено сгребают. (Грабли) и т.д.

Для уточнения представления детей о слове в доступной форме, в ряде случаев приводится справка о происхождении слова (конспект занятия «Швейные принадлежности»).

Такая работа над каждым словом текста уточняет, расширяет, углубляет запас сведений и представлений детей, учит вслушиваться и вдумываться, развивает образную речь.

Раскрытие смыслового богат ства многозначного слова для де тей с общим недоразвитием речи имеет важное значение при под готовке к школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значе нием слова, многозначностью, антонимией, синонимией.

Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше.

Для   развития   умения   отбирать   и   употреблять   слова   -   антонимы   используются  разные приемы:

•        отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили найти слова - неприятели и назвать «лишнее» слово: тонкий, длинный, толстый, красный, короткий;

•        нахождение антонимов в загадках,  пословицах, стихотворениях. Детям
предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы.

 В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка?

Найди слова - неприятели в стихотворении:

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

В пословице:

Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Знай больше, а говори меньше.  Подальше положишь, поближе возьмешь.    

• дополнение предложения антонимом:

зимой дни короткие, а летом ...

•   подбор   антонимов   к   многозначным   словам.   Речевой   материал   -словосочетания:

свежий хлеб -...        черствый хлеб;

свежая газета -...        старая газета;

свежие яблоки -...        сушеные яблоки.

 Прослушав  словосочетания,  дети  подбирают  к  ним  противоположные  по значению слова.

Подбор синонимов к словосоче таниям

Детям называют словосочета ние, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует об ратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда по вторяют одно и то же слово. Пред ложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают сло ва, близкие по смыслу (насту пает, движется, шагает). До школьники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.

Можно давать задания на со ставление предложений со слова ми разных частей речи (существи тельными, прилагательными и т.д.) и со словами синонимиче ского ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, на правленные на формирование умения употреблять заданное сло во в сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы. Ведь основным по казателем того, что слово пони мается и вошло в словарь, явля ется умение правильно его упот реблять в речи.

Дошкольники с нормальным речевым развитием могут подби рать по нескольку синонимов к одному слову (дом изба, хата; солдат воин, рыцарь). Это сви детельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову, либо вообще отказыва ются от ответа.

Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность. Например: широкая — узкая лента, длинный — короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы. Задания могут варьироваться. Например, дошкольникам предлагается самим распределить на пары ряд предметов, руководствуясь словами-антонимами, которые назовет логопед (сухая — мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка).

Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие упражнения:

  1. Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению. («Река глубокая, ручей — мелкий». «Зимой день короткий, летом длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают» ).
  2. Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях. («Рубашка но вая, а майка старая». «Синий карандаш острый, а красный ту пой»). Затем дети самостоятель но составляют предложения с двумя словами, которые называ ет логопед.

При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопо ставленными могут быть различные части речи: существительные, зна чение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилага тельные с пространственными, вре менными, оценочными признаками предметов (высокий низкий; по здний ранний); глаголы, наре чия, предлоги, местоимения.

Ребенку необходимо давать воз можность тактильно почувство вать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый гладкий; упругий ломкий). Учить прислушиваться, сравни вать по ощущениям (громкий тихий; сладкий соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (на лил вылил; приклеил отре зал; стой — иди и т.д.). Нужно включать в занятия наречия (ве село грустно; хорошо — пло хо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом под столом; в лес из леса и т.д.), местоиме ния (наш ваш; мой — твой; он (она) они; мне тебе) и т.д.

Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети-дошкольники с общим недо развитием речи допускают ошиб ки в подборе синонимов и анто нимов к большинству слов. Эти ошибки связаны:

  1. с трудностями выделения существенных признаков слов;
  2. с недоразвитием мыслен ных операций сравнения и обоб щения;
  3. с недостаточной активно стью поиска слова;
  4. с несформированностью смысловых полей внутри лекси ческой системы языка;
  5. с неустойчивостью связей внутри лексической системы язы ка;
  6. с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Характерная ошибка детей с общим недоразвитием речи — воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто вос производят прилагательное, на прилагательное — наречие и т.д.

Таким образом, работа по под бору синонимов и антонимов к слову характеризуется отношени ями внутри семантического поля, расширением поля слова.

Представленные мной дидак тические игры и задания на раз витие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы не только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д.

Основная цель лексических упражнений по подбору синони мов, антонимов к слову — при учить детей к правильному и ос мысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении словосочетаний и предложений, куда входят про рабатываемые слова, сначала по моделям логопеда, а затем само стоятельно, малыши совершен ствуют навык употребления в речи простого распространенного предложения.

Для логопедических занятий следует отбирать те слова и син таксические конструкции, в об разовании которых дети чаще де лают ошибки.

Задания на обогащение слова ря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

"Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи"

В презентации представлены дидактические игры для обогащения активного словаря дошкольников с ОНР...

Обогащение и активизация словаря детей с общим недоразвитием речи

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...

Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрываются этапы коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшег...