Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника, познавательных процессов (развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, любознательности, понимания  взаимосвязи простейших явлений и т.д.) будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является  дидактическая игра.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_umnye_kolechki.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки»

для формирования фонематического восприятия и звукового анализа,  совершенствования грамматического строя речи,   расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи .

        Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Дети с общим недоразвитием речи - многочисленная категория, разнородная по своему составу.  В состав этой категории детей входят:  соматически-ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы.  Контингент детей  разнообразен  не только по  структуре  комплексного  дефекта, но  и по уровню  речевого развития: наблюдается  тяжелые  нарушения речи, требующие  специальной коррекционной помощи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника, познавательных процессов (развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, любознательности, понимания  взаимосвязи простейших явлений и т.д.) будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является  дидактическая игра.  

Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря, развитию познавательных процессов.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны, постоянно меняются и зависят от того,  какую цель ставит педагог. В своей работе определяю цели и задачи, учитывая рекомендации программ:  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  Васильевой  М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. (М., 2009);  Коррекция нарушений речи  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А.Мироновой, А.В.Лагутиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи» (М.: «Просвещение», 2010); Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко (М., 2004).

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила игры: определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели, развивают у детей различные способности, воспитывают терпимость, доброжелательность, сдержанность,

Игровое действие: это проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, «дарить» неваляшкам слова, «поселить» слово в домик, сосчитать количество звезд и выиграть соревнование и т.д. Детей интересует, прежде всего,  игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Наличие игровых действий в дидактической игре, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Формирование у детей психических качеств в игре: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, дети применяют в игре имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируются разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Воспитание в игре: правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры дети проявляют чуткое отношение к друзьям, учатся быть справедливыми, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Обучающие игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Описание  игры

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно использовать как средство развития речи у детей.  «Кольца Луллия» - это  что - то  вроде компьютера, только для слов.  Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.  Я взяла за основу это изобретение и идеи, изложенные в статье Л.Логиновой «Кольца Луллия» в журнале «Обруч» в №1, 2004 г., и  на их основе разработала и изготовила дидактическую игру, специально направленную на формирование фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствование грамматического строя речи   у дошкольников.            

Принцип изготовления игрового материала игры заключается в следующем. Старые пластинки разного диаметра обклеиваются пленкой – самоклейкой и разбиваются на 6, 8 секторов.  В каждый из восьми секторов диска большего диаметра помещают картинку или наклейку.  Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, разнообразные картинки с изображением предметов с одним и тем же звуком  в начале слова или  в конце слова, в разной позиции (в начале, в середине, в конце слова). Другой вариант: картинки с изображением предметов с разным слоговым составом или в соответствии с одной лексической темой.

На каждый из шести секторов диска меньшего диаметра с одной стороны – наклеивается  неваляшка – символ, обозначающий звук:

  • красная неваляшка с «пустым» карманом обозначает гласные звуки;
  • красная неваляшка со звездочкой на  кармане обозначает гласные второго ряда;
  • синие и зеленые неваляшки обозначают согласные звуки (твердые и мягкие).

На кармашке двух неваляшек нарисован колокольчик, который обозначает звонкость согласных. А две неваляшки без колокольчика – глухие согласные. А с другой стороны диска меньшего диаметра наклеиваются схемы для поиска заданного звука, а так же схемы для определения слогового состава слова. Для работы по совершенствованию грамматического строя речи используется диск с изображением цифр и проводится игра  «Посчитай предметы», в процессе которой дети учатся согласовывать числительные с существительными и прилагательными.

Для удобного использования колец  можно закрепить их в вертикальном положении на мольберте, накладывая диски меньшего размера на диски большего размера. Поворачивать диски за выступающие края. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры.

        Цель игры: коррекция и развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи)  у старших  дошкольников с общим недоразвитием речи.   

Игра «Подари подарки неваляшкам»

Цель.  Формировать умение выделять звук в начале слова; способствовать развитию фонематического слуха, закреплять знания о звонких и глухих, мягких и твердых согласных, учить объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке. 

Предварительная работа. Объясняем ребенку, что неваляшки это символы, обозначающие звуки: гласные и звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки.  С помощью неваляшек закрепляются знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Ход игры.  В игре используются кольца с неваляшками и кольца с изображением игрушек.

Педагог показывает предметные картинки и спрашивает, какой звук находится в начале слова. Затем предлагает «подарить» игрушку неваляшке. Ребенок   поворачивает кольца, объясняя при этом, почему он «дарит игрушку» именно этой неваляшке.

Варианты игровых заданий и упражнений с использованием дидактической игры «Умные колечки»:

  • «Посчитай предметы»;
  • «Подбери схему к слову»;
  • «Назови первый (последний) звук в слове»;
  • «Подари подарки  неваляшкам»;
  • «В какой домик надо поселить слово?».  

«Подари подарки неваляшкам»

«Назови первый звук в слове»

«В какой домик поселить слово?»                              «Посчитай предметы»

               

У педагога всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Методы работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие словаря прилагательных это длительный процесс, опирающийся на постепенном расширении и углублении знаний детей о признаках предметного мира.Поскольку актуализация и расширение словаря признак...

Реферат " Использование дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи."

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игров...