Чернова Валентина Фёдоровна

сайт учителя биологии

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Молекулярная биология

Увлечения: Кулинария,путешествия

Регион: Самарская область

Населенный пункт: станция Клявлино, Клявлинский район

Место работы: ГБОУ Клявлинская СОШ№2 им.В.Маскина ж.-д.ст.Клявлино

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chernova-valentina-fedoprovna
Успехи науки — дело времени и смелости ума.
Вольтер


О себе

 

Человеческая жизнь - как река. В своём истоке она  - тоненький, но солнечный и звонкий ручеёк. Это наше детство. И если говорить о моём детстве. То я должна признать: одно яркое детское впечатление сыграло роль в выборе моей будущей профессии?  Мне 6 лет.  Я- первоклассница. И вот вместе со своим классом мы отправились на экскурсию. До сих пор я помню обворожительный рассказ учителя о природе нашего края. Моё детское впечатление от собственного открытия мира стало первой любовью, любовью к миру природы.

Свет от домашнего очага и тепло родительского дома- это те составляющие, которые озаряют человека всю жизнь и дают правильное направление.

Родители, простые люди, воспитали во мне трудолюбие, ответственность за порученное дело доброту и внимание к людям. А жизнь в большой и дружной семье способствовала развитию коллективизма, взаимовыручки и поддержки.

Ручеёк весело журчит, набирает силы, упрямо прокладывает себе путь- и вот уже неширокая быстрая речка. Юность. У неё тысячи возможностей выбора направления, а ещё- много сил, светлые мечты и огромная вера в себя.

У меня было с кого « делать жизнь». Это учитель химии и биологии Подгорнова Ольга Васильевна, творческий увлечённый  человек, отлично знающий свой предмет. Пришло осознание- всё, что она делает, мне интересно. И я решила- нужно стать , как она , учителем биологии

После окончания  Куйбышевского  педагогического института пришла работать учителем в свою родную школу. И потекла могучая равнинная река моей жизни, глубокая и широкая, с высокими волнами.

Я поняла, что жизнь мудра и добра, Она- наш заботливый и терпеливый учитель. Она обязательно подтвердит правильность выбора.

Учитель- это жертвенная профессия: надо уметь с высоты своих знаний спуститься до незнания учеников и вместе с ними взмахнуть к вершинам знаний

Школа- это огромное количество людей и встреч, бешеный водоворот контактов с детьми, решений великих проблем.

В передаче знаний детям, в умении понять и оценить в ребёнке человека, помочь ему словом и делом- состоялось моё учительское счастье. Трижды голосовали за меня мои ученики и трижды я получила звание « Соросовский  учитель средней школы»

Несмотря на то , что за моими плечами большой опт работы с детьми, я нахожусь в постоянном творческом поиске, поддерживаю постоянную связь с родным пединститутом,  с Самарским госуниверситетом ( 15 моих воспитанников закончили химический факультет СамГУ), с областной станцией Юннатов.

Являюсь победителем ПНПО Лучших учителей России

Заняла 3 место в финале Всероссийского конкурса педагогического мастерства « Мой лучший урок» в 2009 году и 2 место в 2012 году

Так и течёт река моей жизни. Один берег её- знания, а другой- опыт.. Русло реки_ это моя работа и , конечно. Моя семья, моя надежда и опора – мой муж и 2 наших взрослых сына, которые свою жизнь связали с химией.

А пока мы плыли по реке моей жизни, свеча , как и всегда . горела. Так  проходит и человеческая жизнь . Мудро её прожить невозможно, так как мудрость никогда не станет достоянием молодости.

Только сейчас, задав себе вопрос: « Что мне дала моя работа в школе, кроме тысяч уроков, огромного числа учеников и связанных с ними забот» , понимаю, что она дала мне многоликую любовь моих воспитанников, благодарность их родителей, радость признания моего труда и осознание того, что не было у меня другого пути. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"

Л.Н. Толстой"Война и мир"

Мой взгляд на мир


Мои достижения



 

Моё портфолио


.ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ Чернова Валентина Фёдоровна, учитель биологии и химии Клявлинской СОШ №2 им.В.Маскина, Самарской области. В процессе обучения мною используется исследовательская технология. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Он берет свое начало от идей, появившихся в педагогике в последней трети 19 века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич; химик Р.Э.Армстронг, естествоиспытатель Т.Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшихся у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, исследовательским принципом, подходом и т.д. Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем» (Кларин М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах»). В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Модель исследовательского обучения включает процедуры: - обсуждение проблемы и способов её формулирования; - осуществление исследовательской деятельности; - оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса). Варианты исследовательских технологий: - по уровню самостоятельности учащихся; - по содержанию и значимости проблем (понятий), по типу теоретического общения; - по представлению отдельных процедур в технологии и др. Виды: метод проектов, модель обучения на основе подачи учебного материала, модульное обучение, решение изобретательских задач и т.д. В данной статье я остановлюсь на применении элементов изобретательских задач в развитии творческих способностей учащихся. Как же построить условие задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня её сложности? Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников. А. Гин в книге «Приёмы педагогической технологии» выделяет три основных требования к условию учебной (изобретательской или исследовательской) задачи: 1) достаточность условия, 2) корректность вопроса. 3) наличие противоречия[3] Учебную задачу можно сделать из любого интересного факта. Например, в 7 классе при изучении типа Членистоногие решаем задачу «Муравьиная кухня»: Муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это муравьи-листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта - камеры, галереи, тоннели. Наиболее мощные муравьи-«фуражиры»- вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки листьев. Зелёный листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-«закройщиками». Кусочки тут же подхватываются «носильщиками». Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье, идёт пир горой- тысячи муравьёв пожирают зелёный салат. Всё оказалось более сложным и интересным. Листья муравьи не едят! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьёв.[1] (Ответ: муравьи несут зелень в подземелье, чтобы там выращивать на ней грибы, которыми они и питаются) Достаточно часто я использую приём « отсроченная загадка». Прием можно применять и в начале, и в конце урока. Например, при изучении биогеоценозов в конце одного из уроков обращаюсь к ученикам: «На следующем уроке речь пойдёт об очень интересном животном. Это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное….На очередном уроке выслушиваю разные гипотезы учеников и делаем вывод, что это – кролик. Далее речь идёт об экологической катастрофе в Австралии, об экосистемах и биогеоценозах.[3] Ознакомление учащихся с проектными работами начинается уже в начальной школе. Поэтому в 6 классе можно выполнить проектную работу по теме «Охраняемые растения нашего края». Ученикам предстоит составить информационно-наглядные материалы об охраняемых грибах родного края. План работы над проектом может быть такой: 1. Изучите материалы Красной книги и определите виды охраняемых грибов, которые произрастают в нашем крае. 2. Обсудите в группе и составьте проект оформления материалов об охраняемых грибах- фотоальбом, буклет, лазерный диск и т.д. 3. Используя научно-популярную литературу, Красную книгу, составьте описания и сделайте рисунки (фотографии) охраняемых грибов нашего края. 4. Проведите наблюдения в природе и составьте описание мест произрастания обнаруженных охраняемых грибов и их фотографии или рисунки. 5. Составьте описание мер по защите охраняемых грибов в местах их произрастания. 6. Оформите материалы в проект. Проектные работы выполняются не только в урочное, но и во внеурочное время. Их выполнение может быть организовано как перспективное домашнее задание. Проектные работы по созданию информационно-наглядных материалов можно использовать практически в каждой теме. Учителю необходимо составить оптимальное тематическое планирование таким образом, чтобы все виды творчески работ применялись бы в течение года в равных соотношениях.[2] В течение двух лет мы работали над научно-исследовательским проектом «Первоцветы родного края». В ходе работы над проектом нами сделано следующее: 1. Анкетирование учащихся 2. Написали статью в районную газету «Знамя Родины» 3. Выпустили сборник «Первоцветы родного края» 4. Выступали с презентацией проекта перед учащимися школы 5. Представили свой проект на областном экологическом карнавале «Зелёный ковчег» в городе Самара (4 сентября 2010 года). В настоящее время учитель должен формировать у учащихся представление о технологии исследования. В 6-7 классах - это подготовка аннотаций, докладов, рефератов. Аналитические обзоры рекомендуется выполнять в средней школе. В 8 классах желательно включать задания по планированию биологических исследований. В 10-11 классах такие задания желательно включать в содержание каждой темы как на уроках, так и во внеурочное время.[4] Литература: 1.Альтшуллер Г.С. Найти идею - Новосибирск: Наука.1986.-209с. 2.Бабинский Ю.К. Интенсификация процесса обучения //Биология в школе.1987.№1 с.3-5. 3.Гин А. Приёмы педагогической технологии - Москва. Вита. 2005. с. 100-101. 4.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Ч-4.Изд-во учитель.2007. с.108-109.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы