Педагогическая мастерская "Биосинтез белка"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Чернова Валентина Фёдоровна

Материл содержит план-конспект урока по технологии педагогических мастерских, а так же приложение. в котором даётся весь необходимый материал для применения на уроке. Приводятся примеры заданий для учащихся и готовые ответы к ним для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedmasterskaya.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  мастерская

«Биосинтез белков»

( урок построения новых знаний в 11классе)

Дидактическая цель:  Создать условия для   познания и осмысления блока новой учебной  информации средствами технологии педагогической мастерской.

Учебная цель:  способствовать осознанию взаимосвязи между  органоидами клетки и их функции;  изучить этапы  биосинтеза белка, развивать самостоятельность  мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи,  обобщать, делать выводы: стимулировать  переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность  в  бережном  отношении к жизни.

Оборудование: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся,  мультимедийный проектор, электронный учебник «Открытая биология».

Этапы учебного занятия

(педмастерской)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет  готовность рабочего места школьников к учебному занятию.

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии.

П.Мотивация и целеполагание

1.Предлагает учащимся на основе своих знаний заполнить таблицу «Участники  биосинтеза белка» (приложение № 1)


2.Предлагает определить среди имеющегося раздаточного материала модели участников биосинтеза белка (Приложение №2)


3.Вопросы учащимся:

А) «Какой процесс объединяет эти органоиды»?.

Б) За счет какой энергии идет биосинтез белка?

В)  Что бы вы хотели узнать о процессе биосинтеза белка?

4.Записывает ответы учащихся на доске. На их основе формирует «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие.

Заполняют таблицу( каждый индивидуально)






Находят и определяют модели.







Отвечают на вопросы..

Ш. Изучение нового материала и закрепление.





1 блок

Реконструкция
















Социализация


1.Сообщает, что в биосистеме  клетки процессы синтеза всех биологических молекул идут строго упорядоченно.


2.Напоминает учащимся, что синтез каждого специфического белка определяется генетической информацией, т.е. генами.





3.Предлагает учащимся ознакомиться и изучить таблицу «Этапа биосинтеза белка».  


4.Предлагает учащимся разделиться на группы по 4-5 человек и с помощью  приложения  3  определить, какие функции выполняет каждый из участников биосинтеза белка.


5.Предлагает обсудить результаты работы в группах и подготовиться к защите.







Записывают в тетради:

«Ген – это участок ДНК, характеризующийся определенной последовательностью нуклеотидов».




Изучают таблицу «Этапы биосинтеза белка  (приложение 3)



Заполняют в тетрадях  таблицу «Функции участников биосинтеза белка»  (приложение 4)





Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на листе ватмана

Афиширование




Рефлексия


Вывешивают результаты работы группы и  защищают свою работу.

 Сравнивают результаты своей работы с образцом.(Приложение 4, образец)

Делают записи в тетрадях.

Деконструкция

1.Еще раз подчеркивает, что каждый из участников  биосинтеза белка выполняет определенные функции и биосинтез белка проходит в 2 этапа


2. Задает ученикам вопросы:

В каком   органоиде клетки происходит переписывание информации  и молекулы ДНК на молекулу и - РНК.





На каком  органоиде клетки происходит биосинтез  полипептидной  цепи?








Записывают в тетрадях: 1этап

биосинтеза белка –транскрипция.

В ядре клетки происходит переписывание информации с молекулы ДНК на молекулу  и- РНК.


Записывают в тетрадях:

П - этап биосинтеза белка-трансляция.

Это процесс передачи информации для  соединения аминокислот в полимерную цепь в соответствии с  и - РНК.

П - блок

Реконструкция




Социализация.




Афиширование.





Рефлексия

1.Предлагает учащимся  составить схему биосинтеза белка (Приложение 5 )


2.Предлагает  обсудить результаты работы в группах.


1.Предлагает каждой группе объяснить результаты своей работы.


2.Предлагают сравнить схемы с образцом. (Приложение 5. образец).


1.Предлагает учащимся заполнить схему «Путь передачи  наследственной информации до её реализации в признаках»

(Приложение 6)


2.Через мультимедийный проектор показывает схему «Биосинтез белка»

Составляют  схемы




Обсуждают результаты работы в группах.



Объясняют результаты работы групп перед классом.






Заполняют схему  (Приложение 6) и сравнивают  с образцом (приложение 6, образец.)




Делают необходимые  записи в тетрадях.

1У. подведение итогов учебного занятия.

Вместе с  учащимися делает вывод:

 Процесс биосинтеза белка будет возможным лишь в условиях  клетки как живой  системы, где все  внутриклеточные структуры взаимодействуют между собой в строгом, функционально – упорядоченном состоянии.

У. Задание на дом.

Предлагает на выбор:

1.Написать мини сочинение об одном из этапов биосинтеза белка.

2.Подготовить реферат о биосинтезе белка.

3.Подготовить  реферат о белках-ферментах


Выбирают  вариант  домашнего задания.

Примечание:   Механизм роста полипептидной цепи на рибосоме изучается на отдельном уроке.

   Приложение 1.

«Участники  биосинтеза белка»

Органоиды  клетки

Химические  вещества






                                                         

Приложение 2.

Модели   участников  биосинтеза  белка.

                 

Приложение 3.

Этапы  биосинтеза  белка.

Синтез   и – РНК

(происходит в ядре)

Соединение аминокислот с молекулами т –РНК

(в цитоплазме)

«Сборка  белка»

(происходит в рибосомах)

Информация с гена ДНК переписывается на и- РНК. Этот процесс называется транскрипцией.

Молекула  и - РНК  несет  информацию  одного гена.

Ген – отрезок ДНК, состоящий  из нескольких сот  нуклеотидов, содержащий информацию о структуре  одного белка.

Т-РНК  состоит из 70-80 нуклеотидов. В цепочке  т – РНК  имеются нуклеотидные звенья, комплементарные друг другу.  При сближении они слипаются, образуя структуру, напоминающую лист  клевера.  К «черешку присоединяется»  определенная аминокислота, а на «верхушке»  кодовый триплет нуклеотидов,  соответствующий определенной  аминокислоте.

Для каждой  из 20 аминокислот  существует  своя  т – РНК.

Н-РНК из ядра направляется к рибосомам.  При этом на одной молекуле и – РНК одновременно располагаются несколько рибосом. Это  комплекс называется  полирибосомой.

Это обеспечивает одновременный синтез большого количества одинаковых молекул белка.

Т – РНК с 2 навешанными на них» аминокислотами подходят к рибосомам и своим кодовым концом дотрагиваются до  триплета нуклеотидов и – РНК, которая проходит в этот момент через рибосому.  В это время противоположный конец  т –РНК  с аминокислотой  попадает в место «сборки белка»  и,  если  кодовый триплет  т – РНК  окажется  комплементарным триплету  и – РНК, находящемуся в данный  момент в рибосоме, аминокислота  отделяется от  т – РНК. Отдав  аминокислоту,  т- РНК покидает  рибосому, ей на смену приходит другая, с иной аминокислотой;  составляется следующее звено в строящейся  белковой  молекуле.

Трансляция – перенос  информации о структуре белка (последовательность  расположенных аминокислот) с гена  ДНК  на  и -  РНК.  Когда  синтез молекулы белка закончен, рибосома сходит  с и –РНК, образовавшийся белок поступает в ЭПС  и через нее в  другие  части клетки, а рибосома поступает на другую  и –РНК  и участвует в синтезе  другого белка.

Приложение 4 (образец)

Функции  участников биосинтеза белка.                              

Участники биосинтеза

Функции

ДНК


И – РНК



Т –РНК




Рибосома





Ферменты




Аминокислоты



АТФ

Является  матрицей для синтеза и-РНК


Переносит информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосомам.


Транспортируют  аминокислоты к месту синтеза белка ( к рибосомам)



Скользит по и-РНК как по матрице  и в соответствии с последовательностью её нуклеотидов выстраивает определенные аминокислоты в длинную полипептидную цепь.


Участвуют на всех этапах биосинтеза белка. С участием ферментов происходит синтез ДНК,  и-РНК.  Существуют особые ферменты, обеспечивающие захват  и соединение аминокислот  с  т –РНК.   Имеются ферменты, сцепляющие  аминокислоты  между  собой.


Являются  мономерами белковых молекул



При  распаде  АТФ  освобождается  энергия  для  синтеза белка

Приложение 4  (для учащихся)

                                   Функции  участников  биосинтеза  белка.

 Компоненты  биосинтеза

Функции


и – РНК

т – РНК

Рибосома

Ферменты

Аминокислоты

АТФ

Приложение 5 ( Образец)

Схема  биосинтеза белка.

ДНК  транскрипция    и –РНК транскрипция    белок

Приложение 5 ( для учащихся)

Схема  биосинтеза белка  

ДНК      ?___    и – РНК   _____?______ белок

Приложение 6 ( образец)  

 Путь передачи наследственной  информации до её реализации в признаках.

Ген ----------- белок  -----------фермент  -----------------химические реакции, формирую-

                                                                                         щие признаки  организма.

Приложение 6 ( для учащихся)

Путь передачи наследственной информации до её реализации в признаках.

? -----------  белок -------------? ---------------- химические реакции, формирующие признаки

                                                                         организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белки — природные высокомолекулярные вещества Химические свойства белков

Материал урока формирует  знания о составе и строении белков как высшей ступени развития вещества....

Урок по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков»

Методическая разработка урока по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков» Методическая цель: реализация профильного изучения темы.Цель урока:1)    показат...

Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

Белки. Свойства белков

интегрированный урок по химии и биологии для учащихся 10 классов...

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"

Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...

10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ

Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...

Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...