Педагогическая мастерская "Биосинтез белка"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Материл содержит план-конспект урока по технологии педагогических мастерских, а так же приложение. в котором даётся весь необходимый материал для применения на уроке. Приводятся примеры заданий для учащихся и готовые ответы к ним для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
«Биосинтез белков»
( урок построения новых знаний в 11классе)
Дидактическая цель: Создать условия для познания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогической мастерской.
Учебная цель: способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни.
Оборудование: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся, мультимедийный проектор, электронный учебник «Открытая биология».
Этапы учебного занятия (педмастерской) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию. | Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии. |
П.Мотивация и целеполагание | 1.Предлагает учащимся на основе своих знаний заполнить таблицу «Участники биосинтеза белка» (приложение № 1) 2.Предлагает определить среди имеющегося раздаточного материала модели участников биосинтеза белка (Приложение №2) 3.Вопросы учащимся: А) «Какой процесс объединяет эти органоиды»?. Б) За счет какой энергии идет биосинтез белка? В) Что бы вы хотели узнать о процессе биосинтеза белка? 4.Записывает ответы учащихся на доске. На их основе формирует «информационный запрос» учеников на данное учебное занятие. | Заполняют таблицу( каждый индивидуально) Находят и определяют модели. Отвечают на вопросы.. |
Ш. Изучение нового материала и закрепление. 1 блок Реконструкция Социализация | 1.Сообщает, что в биосистеме клетки процессы синтеза всех биологических молекул идут строго упорядоченно. 2.Напоминает учащимся, что синтез каждого специфического белка определяется генетической информацией, т.е. генами. 3.Предлагает учащимся ознакомиться и изучить таблицу «Этапа биосинтеза белка». 4.Предлагает учащимся разделиться на группы по 4-5 человек и с помощью приложения 3 определить, какие функции выполняет каждый из участников биосинтеза белка. 5.Предлагает обсудить результаты работы в группах и подготовиться к защите. | Записывают в тетради: «Ген – это участок ДНК, характеризующийся определенной последовательностью нуклеотидов». Изучают таблицу «Этапы биосинтеза белка (приложение 3) Заполняют в тетрадях таблицу «Функции участников биосинтеза белка» (приложение 4) Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на листе ватмана |
Афиширование Рефлексия | Вывешивают результаты работы группы и защищают свою работу. Сравнивают результаты своей работы с образцом.(Приложение 4, образец) Делают записи в тетрадях. |
Деконструкция | 1.Еще раз подчеркивает, что каждый из участников биосинтеза белка выполняет определенные функции и биосинтез белка проходит в 2 этапа 2. Задает ученикам вопросы: В каком органоиде клетки происходит переписывание информации и молекулы ДНК на молекулу и - РНК. На каком органоиде клетки происходит биосинтез полипептидной цепи? | Записывают в тетрадях: 1этап биосинтеза белка –транскрипция. В ядре клетки происходит переписывание информации с молекулы ДНК на молекулу и- РНК. Записывают в тетрадях: П - этап биосинтеза белка-трансляция. Это процесс передачи информации для соединения аминокислот в полимерную цепь в соответствии с и - РНК. |
П - блок Реконструкция Социализация. Афиширование. Рефлексия | 1.Предлагает учащимся составить схему биосинтеза белка (Приложение 5 ) 2.Предлагает обсудить результаты работы в группах. 1.Предлагает каждой группе объяснить результаты своей работы. 2.Предлагают сравнить схемы с образцом. (Приложение 5. образец). 1.Предлагает учащимся заполнить схему «Путь передачи наследственной информации до её реализации в признаках» (Приложение 6) 2.Через мультимедийный проектор показывает схему «Биосинтез белка» | Составляют схемы Обсуждают результаты работы в группах. Объясняют результаты работы групп перед классом. Заполняют схему (Приложение 6) и сравнивают с образцом (приложение 6, образец.) Делают необходимые записи в тетрадях. |
1У. подведение итогов учебного занятия. | Вместе с учащимися делает вывод: Процесс биосинтеза белка будет возможным лишь в условиях клетки как живой системы, где все внутриклеточные структуры взаимодействуют между собой в строгом, функционально – упорядоченном состоянии. |
У. Задание на дом. | Предлагает на выбор: 1.Написать мини сочинение об одном из этапов биосинтеза белка. 2.Подготовить реферат о биосинтезе белка. 3.Подготовить реферат о белках-ферментах | Выбирают вариант домашнего задания. |
Примечание: Механизм роста полипептидной цепи на рибосоме изучается на отдельном уроке.
Приложение 1.
«Участники биосинтеза белка»
Органоиды клетки | Химические вещества |
Приложение 2.
Модели участников биосинтеза белка.
Приложение 3.
Этапы биосинтеза белка.
Синтез и – РНК (происходит в ядре) | Соединение аминокислот с молекулами т –РНК (в цитоплазме) | «Сборка белка» (происходит в рибосомах) |
Информация с гена ДНК переписывается на и- РНК. Этот процесс называется транскрипцией. Молекула и - РНК несет информацию одного гена. Ген – отрезок ДНК, состоящий из нескольких сот нуклеотидов, содержащий информацию о структуре одного белка. | Т-РНК состоит из 70-80 нуклеотидов. В цепочке т – РНК имеются нуклеотидные звенья, комплементарные друг другу. При сближении они слипаются, образуя структуру, напоминающую лист клевера. К «черешку присоединяется» определенная аминокислота, а на «верхушке» кодовый триплет нуклеотидов, соответствующий определенной аминокислоте. Для каждой из 20 аминокислот существует своя т – РНК. | Н-РНК из ядра направляется к рибосомам. При этом на одной молекуле и – РНК одновременно располагаются несколько рибосом. Это комплекс называется полирибосомой. Это обеспечивает одновременный синтез большого количества одинаковых молекул белка. Т – РНК с 2 навешанными на них» аминокислотами подходят к рибосомам и своим кодовым концом дотрагиваются до триплета нуклеотидов и – РНК, которая проходит в этот момент через рибосому. В это время противоположный конец т –РНК с аминокислотой попадает в место «сборки белка» и, если кодовый триплет т – РНК окажется комплементарным триплету и – РНК, находящемуся в данный момент в рибосоме, аминокислота отделяется от т – РНК. Отдав аминокислоту, т- РНК покидает рибосому, ей на смену приходит другая, с иной аминокислотой; составляется следующее звено в строящейся белковой молекуле. Трансляция – перенос информации о структуре белка (последовательность расположенных аминокислот) с гена ДНК на и - РНК. Когда синтез молекулы белка закончен, рибосома сходит с и –РНК, образовавшийся белок поступает в ЭПС и через нее в другие части клетки, а рибосома поступает на другую и –РНК и участвует в синтезе другого белка. |
Приложение 4 (образец)
Функции участников биосинтеза белка.
Участники биосинтеза | Функции |
ДНК И – РНК Т –РНК Рибосома Ферменты Аминокислоты АТФ | Является матрицей для синтеза и-РНК Переносит информацию о первичной структуре белка из ядра к рибосомам. Транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка ( к рибосомам) Скользит по и-РНК как по матрице и в соответствии с последовательностью её нуклеотидов выстраивает определенные аминокислоты в длинную полипептидную цепь. Участвуют на всех этапах биосинтеза белка. С участием ферментов происходит синтез ДНК, и-РНК. Существуют особые ферменты, обеспечивающие захват и соединение аминокислот с т –РНК. Имеются ферменты, сцепляющие аминокислоты между собой. Являются мономерами белковых молекул При распаде АТФ освобождается энергия для синтеза белка |
Приложение 4 (для учащихся)
Функции участников биосинтеза белка.
Компоненты биосинтеза | Функции |
и – РНК т – РНК Рибосома Ферменты Аминокислоты АТФ |
Приложение 5 ( Образец)
Схема биосинтеза белка.
ДНК транскрипция и –РНК транскрипция белок
Приложение 5 ( для учащихся)
Схема биосинтеза белка
ДНК ?___ и – РНК _____?______ белок
Приложение 6 ( образец)
Путь передачи наследственной информации до её реализации в признаках.
Ген ----------- белок -----------фермент -----------------химические реакции, формирую-
щие признаки организма.
Приложение 6 ( для учащихся)
Путь передачи наследственной информации до её реализации в признаках.
? ----------- белок -------------? ---------------- химические реакции, формирующие признаки
организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Белки — природные высокомолекулярные вещества Химические свойства белков
Материал урока формирует знания о составе и строении белков как высшей ступени развития вещества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-224049-1363625412.jpg)
Урок по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков»
Методическая разработка урока по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков» Методическая цель: реализация профильного изучения темы.Цель урока:1) показат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334608-1383652160.jpg)
Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"
Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-412305-1458665118.jpg)
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков"
Модульный урок на тему: "Состав и строение белков. Функции белков".Самостоятельная работа с учебно- тематической картой...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-709082-1447522149.jpg)
10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ
Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-63096-1357209414.png)
Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.
Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...