Дроздова Наталья Алексеевна

Сайт учителя географии

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Современные образовательные технологии

Увлечения: Активный отдых

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: г. Сальск

Место работы: МБОУ СОШ № 6

Звание, ученая степень: Учитель высшей квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/drozdova-natalya-alekseevna-1972
География – самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней.
А. Казанцева

В последние десятилетия современное общество переживает стремительные социальные преобразования. В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Значит, главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться. Однако возникает серьезное противоречие между сознанием современного школьника и новыми требованиями, диктуемыми жизнью: как быть, когда у школьников низкий уровень грамотности, образованности, когда отсутствует интерес к предмету? Именно это заставило меня задуматься над разработкой проекта под названием «Реализация деятельностного метода на уроках географии».

О себе

Учитель высшей квалификационной категории, преподаватель географии Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 города Сальска Ростовской области с 1996 года.

Общей трудовой и  педагогический стаж - 22 года. В системе образования города Сальска работаю 18 лет. В 1996 году окончила Ростовский университет по специальности  " География" и получила квалификацию  географа. Преподавателя.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Эрих Мария Ремарк, роман " Три товарища"

Мой взгляд на мир

Позитивный

Моё портфолио

В последние десятилетия современное общество переживает стремительные социальные преобразования. В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Значит, главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться. Однако возникает серьезное противоречие между сознанием современного школьника и новыми требованиями, диктуемыми жизнью: как быть, когда у школьников низкий уровень грамотности, образованности, когда отсутствует интерес к предмету? Именно это заставило меня задуматься над разработкой проекта под названием «Реализация деятельностного метода на уроках географии».

Данная тема актуальна, так как дидактическая система деятельностного метода приобретает большую значимость на нынешнем этапе модернизации образования, поскольку ее цели и задачи удачно вписываются в предложенную Правительством России стратегию реформ. Считаю, что только деятельностные подходы к образовательному процессу позволяет эффективно добиваться требуемых государственным стандартом, личностных, предметных, метопредметных результатов. Именно такой подход позволяет мне полно реализовать  содержание курса географии.

Согласно положениям деятельностного подхода в центе урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий. Моя задача, как учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоения содержания, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческий возможностей, создавать ситуации взаимодействия понимания ценностей и усвоения ценностных установок и смыслов.

Деятельностные подход в обучении предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в решении значимых жизненных задач.

Мой опыт показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль. На уроке очень важно спланировать деятельность учащихся. И в этом мне помогает широкий спектр видов деятельности школьников, среди них:

  • пользоваться одним из «Языков» международного общения – географической картой;
  • пользоваться современными информационными технологиями;
  • владеть научными географическими понятиями;
  • видеть проблемы и ставить вопросы;
  • анализировать информацию, классифицировать ее и группировать;
  • наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
  • делать выводы и умозаключения составлять описания и характеристики, сравнивать.

Кроме этого я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, что учащимся необходимо применять (а не только воспроизводить) имеющиеся знания и умения для решения познавательных заданий. Поэтому на своих уроках я использую активные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, а также исследовательский.

Цели урока в адаптированном виде довожу до сведения учащихся. Как правило, их выражаю в познавательных задачах, предъявляемых на начальном этапе урока в таких формулировках: «На уроке вы узнаете о …, а также научитесь …». Задачи урока учащимся предъявляются в форме записи на доске или на экране. Из опыта работы я могу сделать вывод, что четкая постановка познавательной задачи активизирует работу учащихся.

Считаю, что познавательные задачи на различных этапах урока должны быть направлены на формирование знаний и умений. Поэтому в своей практике применяю следующие формы познавательных задач:

  • кратких требований («составьте схему», «обозначьте на контурной карте»);
  • инструкций планов действий (используя карты атласа и текст учебника, составьте описание реки по плану)
  • познавательных количественных и качественных задач («каков естественный прирост населения Ростовской области»; «установите закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от тектонического строения»).

По моему, мнению, именно в процессе решения познавательных задач формируется способ действий. Определение и конкретизация учебных действий осуществляется параллельно с выделением смысловых блоков содержания, что в свою очередь, определяет модель и логику построения урока. Она может быть обусловлена решением учебной проблемы, применением приемов сравнения, использованием типового плана характеристики (природной зоны, реки, страны). Иногда предлагаю самим учащимся определить логику изучения нового материала. Например, рассмотрение речной сети Южной Америки можно начать с анализа распределения крупных рек на материке по физической карте. Другой вариант – начать с анализа, как климат повлиял на густоту речной сети Южной Америки.

Также мои уроки направлены на реализацию воспитательных задач. По моему мнению, если урок тесно связан с жизнью, и я как учитель смогла вовлечь учеников в обсуждение научных или социально-экономических проблем, при этом они обучаются приемам оценивания и прогнозирования, приводит к формированию личности.

Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов котрый, не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по географии, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.

Реализация деятельностного метода на уроках географии – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.

Реализация деятельностного подхода позволит:

  • использовать систему педагогически оправданных технологий, методов, приемов, формирующих положительную мотивационную среду;
  • обобщить и транслировать опыт работы по реализации педагогического опыта;
  • проследить за положительной динамикой качества образования по предмету, вовлеченностью школьников в творческие конкурсы, олимпиады;
  • сформировать деятельностные способности в достаточной полноте, вплоть до способностей к саморазвитию.

Применение деятельностного подхода в обучении дает возможность достигнуть высоких результатов, главный из которых повышенный интерес к предмету, развитие творческого потенциала, как следствие этого ученики принимают активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места.

Таким образом, урок на основе деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект:

  1. качественное усвоение знаний;
  2. развитие интеллекта и творческих способностей;
  3. воспитание активной личности.

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио