Попова Елена Михайловна

сайт воспитателя-хранителя коми народной культуры и языка

Не останавливайтесь, пока не будете гордиться.

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: обучение детей коми языку

Увлечения: люблю ходить в лес собирать грибы и ягоды, дышать лесным воздухом и набираться сил

Регион: Республика Коми

Населенный пункт: Сыктывкар

Место работы: МАДОУ "Детский сад № 100"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-mihaylovna-misharina-popova
Тайö кывлысь мичсö Сьöлöмöн ме кылi – И ме медводз сыöн Ньöжйöника сьылi…
И.Куратов

Колӧ-ӧ коми кыв миян челядьлы? Тайӧ юалӧмыс пыр воӧ думвылас бать-мамъяслы, кодъяслӧн челядьыс ветлӧны садйӧ да школаӧ. Меным окота водзӧс сетны налы юалӧм: «Колӧ-ӧ миян челядьлы Чужанін?» или «Мыйӧн лоӧ тіянлы – ичӧт Рӧдина?». А збыль, мыйӧн лоӧ аслынымлы – Чужаніныс? Сӧмын сійӧ места, кӧні ми олам ӧні, быд лун ветлӧдлам карса да сиктса уличьясті, уджалам, мед сӧмын ловйӧн кольны, судзӧдтӧм райскӧй ин йылысь мӧвпалам? Али ичӧт Рӧдина – тайӧ вынлӧн источник, коді ышӧдӧ миянӧс буртор вылӧ, тайӧ кӧсйӧмлун тӧдмавны, гӧгӧрвоны кытысь миян вужъясным, мыйла миянлы уси позянлун тані чужны, Коми муын; мый ми вермам вӧчны, медым кольны да кужны видзны тайӧ иныслысь культурасӧ, мый ми вермам вӧчны Чужанінлы бур вылӧ, а не сӧмын аслынымлы? Кыв – тайӧ аслыспӧлӧс корабль, код вылын ми кывтам кадлӧн ю кузя. И кутшӧм тайӧ корабльыс, кодкӧд ми аддзысям кывтігӧн, кыдзи ми вермам висьтавны ас йылысь налы, кодӧс паныдалам, сідз и кутасны мӧд йӧзыс видзӧдны миян вылӧ. Кутасны-ӧ найӧ миянлысь культуранымӧс пыдди пуктыны али кутасны чайтны миянӧс, кыдз историятӧм войтырӧс, а сідзкӧ и аскиа олӧматӧмӧсь – тайӧ миян медшӧр мог.

Коми нималана поэт Иван Куратов гижӧма:

Тайö кылöн мукöд
Гораджыка сьылас –
Сё кызь сюрс пель сэки
Уна буртор кылас!

Ме сідз жӧ чайта. Кутасны кӧ миян челядь кывны быд лун Коми кывсӧ, гортса оласногын быдлунъя сёрниын да художествоа гижӧдъясын, найӧ вермасны гӧгӧрвоны да донъявны сылысь озырлунсӧ да мичлунсӧ. Ме аддза, мый дошкольнӧй арлыда челядьӧс кывйӧ  гӧгӧртасӧ пыртӧм медбура отсалӧ матысмыны Коми культура дорӧ да Коми кыв велӧдӧмӧ, ӧд сійӧ кадас челядьыс ӧдйӧ кватитчӧны выльӧ да унатор сюркнялӧны пель сайӧ, тӧд вылӧ босьтӧны.

Челядькӧд уджалігӧн ме зіля пыртны выль Коми кывъяс режимнӧй моментъясын да быд сикас уджъясын. Шуам, математическӧй тӧдӧмлунъяс артмӧдігӧн дасӧдз лыддьысьӧм ми шуалам кыдз рочӧн, сідз и комиӧн, окружающӧй мир занятиеяс вылын Республикаысь пемӧс да быдмӧг нимъяс ми мӧдпӧвъевтам Коми кыв вылын. Ичӧт арлыда челядьлы ворсӧм – налӧн быдлунъятор, та вӧсна Коми кывйӧ велӧдны колӧ тшӧтш ворсӧмпыр.

Аслам уджын ме зіля вӧдитчыны уна сикас технологияӧн, кыдз мнемотехника, ИКТ, ТРИЗ-технология, а сідз жӧ ачим артмӧда уна пӧлӧс дидактическӧй игра, кодъяс отсалӧны ёнмӧдны челядьлысь тӧдӧмлунъяс.

Челядькӧд ӧттшӧтш ми пырӧдчам Коми кывъя творческӧй мероприятиеясӧ, та отсӧгӧн ёнджыка воссьӧ челядьлӧн тӧжд-мог Коми кыв дорӧ, и тайӧ абу сӧмын Коми кыв тӧдысь челядьпиянлӧн, а нӧшта на рочкывъяяслӧн.

И сідз, сьӧрсьӧн-бӧрсьӧн да кокниа челядь, тӧдӧмлунъяс отсӧгӧн, заводитӧны пыдди-пуктыны Коми кыв, Коми войтырлысь традицияяс, а сідз жӧ – радейтны Чужанін.

Нужен ли Коми язык нашим детям? Таким вопросом задаются многие родители, чьи дети посещают детский сад и школу. Мне хочется в ответ спросить их: «Нужна нашим детям малая Родина?» или «Что для вас – малая Родина?». И действительно, что для нас всех – малая Родина? Просто то место, где мы проживаем сейчас, каждый день ходим по улицам городов, деревень, сел, работаем, чтобы выжить, мечтаем о недосягаемых теплых райских местах? Или малая Родина – это источник силы, которая вдохновляет нас на добрые поступки, желание понять узнать. откуда наши корни, почему именно нам выпало родиться здесь, на Земле Коми, что мы можем сделать, чтобы сохранить культуру этих мест, что мы можем сделать для благо нашей малой Родины, а не только для себя? Язык – это своего рода корабль, на котором мы плывем по реке времени. И каков этот корабль, с кем мы встретимся на пути плавания, как мы сможем рассказать о себе тем, кого встретим, так и будут к нам относиться другие люди. Будут ли они относиться с уважением к нашей культуре или будут к нам относиться как к людям без прошлого, а значит и без будущего – это наша главная миссия.

 Я согласна с поэтом Коми Земли Иваном Куратовым, который написал:

Тайö кылöн мукöд
Гораджыка сьылас –
Сё кызь сюрс пель сэки
Уна буртор кылас!

Я согласна потому, что, если дети будут слышать Коми язык каждый день непринуждённо, в быту, в простых разговорах и в художественных произведениях, они смогут понять и оценить его богатство и красоту. Я убеждена, что погружение в языковую среду детей еще в дошкольном детстве – это самое эффективное средство приобщения детей к Коми культуре и обучения Коми языку, так как дети в этом возрасте очень восприимчивы. В своей работе с детьми я стараюсь постоянно вводить новые слова Коми языка в режимных моментах, на занятиях разной направленности. Например, на формировании математических представлений счет до десяти мы с детьми произносим как на русском, так и на Коми языке, на занятиях по окружающему миру названия животных, растений республики обязательно дублируем на Коми языке.

У детей дошкольного возраста игра - основной вид деятельности и, поэтому обучение Коми языку происходит в игровой форме. В своей работе стараюсь применять различные технологии, такие как мнемотехника, ИКТ, ТРИЗ-технологию, а также сама создаю различные дидактические игры, которые позволяют закреплять знания детей.

Вместе с детьми мы участвуем в различных мероприятиях творческой направленности на Коми языке, тем самым еще больше прививается интерес к Коми языку и не только у Коми язычных детей, но и русскоговорящих тоже.

Таким образом, постепенно и совершенно естественно у детей формируется на основе знаний уважение к Коми языку, традициям Коми народа, а соответственно и любовь к малой Родине.

О себе

Я-женщина Коми и этим горжусь!
И Родины малой своей не стыжусь!
В деревне родилась, что Важкурьей звать.
И родом оттуда отец мой и мать.
Район Корткеросский-красивый район
Живет потихоньку заботами он.
400 лет почти Родине той
И где бы мы не были-тянет домой.
Родители, четверо деток в семье
Быть младшенькой самой досталось мне.
Семья жила дружно, хозяйство вела
И многое в жизни семья мне дала.
Работали споро и лени не знали:
Скотину доили и землю пахали.
И Коми народную речь я слыхала,
Ее красоту я с пелёнок впитала.
Зарок дали лучшие в мире Родители,
Что мы языка и культуры -хранители.
Завет тот по жизни я гордо несу
Певучесть его и его красоту
Как дар драгоценный язык берегу
И детям его передать я могу
Своим я пою колыбельные Коми
И Коми традиции чтут в моем доме
Связала я жизнь с воспитанием детей
И нет того дела на свете важней!
Детей языку своему обучаю
Ведь польза великая в этом-я знаю!
Учу свою Родину знать и любить
И патриотами Коми их быть!
Знать реки, озёра и их чистоту
Маньпупунер, горы и их высоту
Знать заповедники, парки, леса,

Знать самые важные в Коми места.

Чтить память предков, историю знать,

Знать и, конечно, ее уважать.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: