Формы эффективного сотрудничества детского сада с родителями в вопросах обучения ребенка коми языку
статья (старшая, подготовительная группа)

Попова Елена Михайловна

 

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста при обучении любому языку, будь то родной язык или неродной, имеет важное значение в эффективности работы педагога в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_effektivnogo_sotrudnichestva_s_roditelyami.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формы эффективного сотрудничества МАДОУ «Детский сад № 100» с

родителями в вопросах обучения ребенка коми языку

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста при обучении любому языку, будь то родной язык или неродной, имеет важное значение в эффективности работы педагога в данном направлении.

В нашем детском саду эта работа идет в двух направлениях, немного отличающихся друг от друга.

Первое направление – это взаимодействие с родителями – носителями коми языка. И в этом случае обучение ребенка коми языку идет с двух сторон: от педагогов и от родителей к ребенку, что является наиболее эффективным.

Второе направление – это взаимодействие с родителями, не владеющими коми языком. Что же делать, если родители не являются носителями коми языка? В этом случае обучение коми языку ребенка идет от педагога и от самого ребенка к родителю, тем самым создавая условия для закрепления знаний коми слов через неговорящих на коми языке, но желающих, чтобы ребенок владел коми языком, родителей.

Итак, какие же формы мы используем:

1.Традиционная форма взаимодействия с родителями – это привлечение родителей к созданию условий в группе для обучения детей коми языку. Коми говорящие семьи, у которых есть родные в деревнях, привозят предметы коми утвари для ознакомления детей с бытом коми народа и для мини-музея «Коми изба». Родители, не владеющие коми языком, помогают нам под нашим руководством в создании дидактических игр, обшивании кукол в национальных нарядах, приносят книги на коми языке для детей. Также все родители помогают в изготовлении атрибутов для народных танцев и подвижных игр.

2.Консультирование родителей (индивидуальное и групповое) о важности изучения родного языка для детей коми национальности и пользе изучения коми языка для детей других национальностей.

3. «День коми языка» - это погружение детей в языковую среду. Один день в неделю (он может быть любым), когда в группе появляется вот такой знак (элемент коми орнамента), мы с детьми стараемся говорить только на коми языке в режимных моментах. Родители активно в этом помогают: коми говорящие родители также дома говорят только на коми языке, а не говорящие на коми языке родители в этот день заучивают новое слово на коми языке с помощью ребенка и стараются использовать это слово в быту в этот день.

4.Дистанционные формы взимодействия с родителями, которые уже прочно входят в наш образовательный процесс. В том числе и в обучении коми языку:

  • выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях (это в коми говорящих семьях) для закрепления слов на коми языке. Родители дома на выходных занимаются дома и присылают видео нам, воспитателям.
  • В семьях, не являющихся носителями коми языка эти занятия проходят по-другому: родители спрашивают ребенка на русском языке, а ребенок обучает родителей произнесению на коми языке. И также это снимается на видео и отправляется нам.

Также мы, воспитатели, создаем вот такие мини-пособия для закрепления правильного произношения слов на коми языке, которые размещаем в нашей группе в социальной сети «Вконтакте», так как очень важно сразу правильно обучать произнесению слов.

5.Тематические совместные мероприятия с родителями, на которые приходят как говорящие на коми языке родители, так и неговорящие. Мероприятия проходят интересно, это очень способствует тому, что родители не только хотят, чтобы дети знали и использовали коми язык, но и сами с удовольствием заучивают слова на коми языке. Так у нас проходили мероприятия «Народная музыка – душа народа», «Давайте поиграем!», «Коми пироги – что может быть вкуснее?» и другие.

6.Взаимодействие с родителями при подготовке детей к городским конкурсам творческой направленности и к республиканским акциям. Это:

  • Городской дистанционный конкурс чтецов и детского творчества «Бесценные родные края», посвященный  юбилейной дате  народного поэта Республики Коми А.Е.Ванеева;
  • Акция "Олам Комиын-сёрнитам комиӧн!";
  • Городской детский коми фестиваль «Ошкамошка»;
  • Республиканская акция "Мамуклы ме сиа";
  • Республиканская акция ко Дню коми письменности и др.

Родители  - носители коми языка помогают дома заучивать детям стихотворения, слова песен.

7.Проекты, в которых родители принимают активное участие. Это «Мой родной город», «Хоровод дружбы России», «Сказки, рассказанные коми варежками». Вот с этим проектом позвольте вас познакомить подробнее.

Цель: создание условий для этнокультурного воспитания, погружения в языковую среду и обучения коми языку детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей варежек у коми народа;

2.Закрепить знание элементов коми орнамента и элементов одежды коми народа;

3.Развивать творческое воображение и познавательную активность;

4.Воспитывать уважение и любовь к коми культуре;

5.Привлечь родителей к изучению коми языка.

Педагогические технологии: проектная, «Лента времени», продуктивные, информационные, ИКТ.

В группе появляется коми варежка с национальным орнаментом и «рассказывает» сказку детям. Оказывается, варежки детей «не умеют» разговаривать и рассказывать сказки. В ходе проекта мы, воспитатели, дети и родители «путешествовали» в прошлое коми народа по «реке времени», узнавали, как называются на коми языке различные элементы коми орнамента, что они обозначают, знакомились со значение варежек для разных профессий на Севере, изготавливали изображения варежек с разными элементами коми орнамента и составляли из них фразы на коми языке, на основе которых придумывали мини сказку на коми языке. Проект получился очень интересным и полезным.

Таким образом, работа по обучению детей старшего дошкольного возраста идет во взаимодействии с родителями. Конечно, есть проблемы. Это и инертность достаточно большой части родителей, которые не желают тратить время на занятия с детьми как творческого, так и языкового характера. Иногда родители отказываются от участия в данной работе, хотя и не против того, чтобы их ребенок изучал коми язык. В таком случае мы – педагоги прилагаем максимум усилий для того, чтобы ребенок изучал коми язык в детском саду.

Поиск новых форм эффективного взаимодействия с родителями идет постоянно. В планах у нас разработать курсы для родителей по обучению их коми языку параллельно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество детского сада и родителей в вопросах формирования толерантности дошкольников

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в работе с...

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.

На сегодняшний день с  введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовым...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах опытно-экспериментальной деятельности детей.

Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную л...

Модель сотрудничества детского сада с родителями по вопросам физического развития и оздоровления ребенка-дошкольника

В статье раскрывается модель наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи, она состоит из семейных спортивных секций, клуба выходного дня, совместного участия в городских мероприятия...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....

Инновационные формы сотрудничества детского сада и родителей в группах раннего возраста

Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе р...