Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.
статья (подготовительная группа) на тему

Коннова Людмила Александровна

На сегодняшний день с  введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. С целью формирования  представлений о  правах  дошкольников необходимо и целесообразно  обеспечить  сотрудничество  семьи и ДОУ. Начинать правовое воспитание необходимо в период дошкольного детства,  когда происходит процесс начального формирования личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу формирования у детей представлений о правах ребенка.

На сегодняшний день с  введением ФГОС дошкольного образования проблема реализации прав ребёнка стоит особенно остро. Общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К  сожалению,  родители не всегда  ответственно относятся  к  воспитанию детей. Часто многие взрослые и дети  не знают  Конвенцию о правах  ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь.

 Но   в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. С целью формирования  представлений о  правах  дошкольников необходимо и целесообразно  обеспечить  сотрудничество  семьи и ДОУ. Начинать правовое воспитание необходимо в период дошкольного детства,  когда происходит процесс начального формирования личности.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.

    Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется   наличием и степенью сформированности  у дошкольника глубоких и устойчивых правовых знаний  и убеждений в правильном правовом поведении, которое  отвечает требованиям общества.

 Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения. А  значит решать следующие задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.

2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Взаимодействие семьи и ДОУ велось в несколько этапов.

  Первый этап включает в себя:

   -изучение нормативно-правовой базы,

   -анкетирование родителей по проблеме,

  - вводная диагностика уровня правовых знаний и моделей поведения дошкольников,

-изучение методической литературы, существующих программ по правовому воспитанию,  

 -составление перспективного планирования работы с детьми и        родителями,

 -оснащение  материально-технической базы (приобретение пособий, дидактических игр, разработка и накопление методических материалов).

    На втором этапе проводились мероприятия, направленные на формирование правовой культуры участников педагогического процесса.   Каждое отдельное право рассматривается в цикле мероприятий, одно их которых реализуется в совместной  деятельности воспитателя с детьми, второе направлено на развитие правовой и педагогической культуры родителей, и итоговое мероприятие предполагает совместное активное участие детей, педагогов и родителей. Таким образом, структуру процесса правового воспитания можно представить следующим образом:

работа с детьми, работа с родителями, совместная работа с детьми и родителями, сотрудничество с социомумом.

Главными  путями работы со старшими дошкольниками  являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Мамочка  любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. 
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, презентации);

-  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?".

        Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

С целью формирования правосознания родителей проводились мероприятия:

  • оформление информационного стенда, раскрывающего основные правовые понятия; телефоны служб по охране детей.  
  • организация библиотеки, с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержащий материал по правовому воспитанию;
  • оформление буклетов «Правовое воспитание в семье», папки-передвижки «Мальчики и девочки», консультации.
  • проведение родительского собрания «Права ребенка», раскрывающее содержание основных документов, гарантирующих защиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;
  • проведение тренинга «Можно ли обойтись без наказаний?».
  • «Почтовый ящик для родителей» вопросы родителей по теме: «Поощрение или наказание»
  • Обновление информации в социальной сети:«Права ребенка в семье и детском саду»

 Формы работы, организованные совместно с родителями и детьми:

  •  выставки рисунков и поделок «Моя мечта», выставки рисунков «Мы тоже имеем  права»,фотоотчет «Наши мальчики и девочки», фотовыставка «Мы любим отдыхать».
  • совместные развлечения «А ну ка мамочки», «Папа и я  - лучшие друзья».
  • вечер вопросов- ответов «Умеем ли мы общаться с детьми…»
  •  семейный  мини-проекта «Мое имя», в котором родители совместно с детьми рассказывают о значении имени ребенка, его значимости в жизни данной семьи, влиянием имени на характер ребенка, подбирают песни или стихи об имени,
  • оформление презентации и альбома  «Моя семья», где дети и родители представят свою семью, свои таланты.
  • изготовление альбома «Мы из разных стран», где семьи разных национальностей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомили  с достопримечательностями страны,  стихами и  песнями  на родном языке.
  • родительское сочинение «Мой стиль в воспитании ребенка в семье».

Сотрудничество с социумом реализовывалось через встречу с врачом-педиатром, экскурсию в медицинский кабинет, привлечение к проведению занятия по теме «Я- ребёнок, я имею право» со старшими дошкольниками  участкового уполномоченного ОПН УМВД №3 Биюшкина В.И.

На третьем этапе  осуществлен  мониторинг результативности работы, подведены  итоги  проекта, а именно итоговая диагностика  знаний и умений дошкольников, опрос родителей с целью выявления степени удовлетворенности воспитательно-образовательным процессом,  уровня правовой культуры родителей.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество детского сада и родителей в вопросах формирования толерантности дошкольников

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в работе с...

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах опытно-экспериментальной деятельности детей.

Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную л...

«Учим ребенка общаться» (взаимодействие детского сада и семьи по вопросам коммуникативного развития детей)

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых.

Статья на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни детей и взрослых....

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...