Ферстяева Татьяна Валерьевна

сайт преподавателя фортепиано

Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души.

Профессия: преподаватель фортепиано

Профессиональные интересы: игра на фортепиано

Увлечения: вязание

Регион: Белгородская область

Населенный пункт: Валуйки

Место работы: ДШИ № 2

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ferstyaeva-tatyana-valerevna
Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.
Петр Ильич Чайковский

Достижения музыкального образования в нашей стране широко известны и признаны во всем мире. Но жизнь идет вперёд и предъявляет к музыкантам всё возрастающие требования. Перед нами, музыкантами-педагогами, стоят нелёгкие задачи: воспитывать массового слушателя, повышать его культуру и приближать профессиональную музыкальную школу к требованиям жизни.
 
В последнее десятилетие к великому нашему сожалению интерес к классической музыке несколько снизился. Мир, в котором живут сегодняшние дети, полон насилия. Равнодушие, жестокость, показ “дешёвых” сериалов – всё это наносит огромный ущерб детской психике. Век компьютера и Интернета оттеснил живое исполнение на второй план. Почти нет конкурса для поступления в музыкальную школу, берем практически всех, недобор абитуриентов в музыкальные училища. Родители одаренных детей выбирают им другой путь – престижные вузы и получение хорошо оплачиваемой специальности. Поэтому наша главная задача – духовная направленность нашей деятельности: знать, о чем думает ученик, что делает, а наше общение – это связь с ребёнком через язык музыки.
 
Первая встреча педагога с учеником – волнующий момент. Для ребенка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит учитель (даже внешне), манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разнообразные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о его времяпрепровождении. Все это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.

О себе

Моя профессия- преподаватель фортепиано.   В МОУ ДОД ДШИ № 2 я работаю уже 10 лет, и с каждым годом, с  приходящим опытом , новыми знаниями  моя   работа   становится для меня интереснее, глубже, а общение со своими учениками всё более творческим.   Поскольку музыку я очень люблю, мне  всегда хотелось передать свои умения и свои мысли и чувства  детям, с которыми я занимаюсь. 
Лет с 12-13 я уже знала, что хочу быть педагогом, а именно: педагогом музыки
 Выступление            ребёнка, твоего ученика это всегда общая работа, сотворчество. Но в первую очередь ( когда ребёнок ещё мал) — работа педагога. Сколько сил, терпения, знаний, труда и любви нужно, чтобы малыш, который приходя к тебе на урок первый раз, порой даже не зная название инструмента, начинает  «погружаться» в мир музыки. Начинает прислушиваться к звукам фортепиано, извлекая их пока одним пальчиком. Как интересно наблюдать развитие ребёнка: вот он уже пытается играть  двумя руками по очереди маленькую песенку, подпевая себе, включаясь  в ритмические игры, маленькие ансамбли. Пытаясь зарисовать то, о чём поётся в песенке-сказке. А дальше- экамены, концерты,  праздничные фестивали и  конкурсы. Произведения становятся всё более сложными, звучит музыка классическая и    современная, джазовая и эстрадная. Очень важно не погубить росток интереса к музыке и музыкальным занятиям, не торопить ребёнка, быть терпеливой и твёрдо вести его за собой, помогая ему, любя его, работая в  конкурсы. Произведения становятся всё более сложными, звучит музыка классическая и    современная, джазовая и эстрадная. Очень важно не погубить росток интереса к музыке и музыкальным занятиям, не торопить ребёнка, быть терпеливой и твёрдо вести его за собой, помогая ему, любя его, работая в контакте с родителями. 
Возросший интерес к пианистическому образованию начался со времени модернизации этого клавишно-струнного инструмента- с начала 19 века и не проходит сейчас. Фортепиано занимает особое место среди других инструментов. Прежде всего это сольный и аккомпанирующий инструмент, а также связан с любительским музицированием. Во многих семьях были инструменты, люди собирались, устраивали музыкальные вечера, играли, пели. И это благотворно сказывалось на развитии детей. Ведь когда мама поёт колыбельную песенку малышу это способствует его  музыкальному развитию. А это очень важно. 
Музыкальное развитие - это развитие интеллекта, укрепление воли, психофизическое развитие ребёнка, т.к. включается мелкая моторика, развиваются нравственные качества, воспитывается вкус. 
Занятия музыкой обогащают социально и эмоционально. Сколько радости у детей  после хорошего выступления на концерте! 
Нет таких детей, которых бы не следовало учить музыке. Детей неталантливых не существует: слух поддаётся неограниченному развитию, интеллект лучше развивать с самого раннего возраста. Музыкальное развитие должно начинаться ещё в яслях, в семье, в храме, как это было в традиции русского хорового пения. 
Особенность нашей профессии в том, что объекто-субъектом, продуктом труда является личность ребёнка. Педагог фортепиано должен не только владеть инструментом, быть образованным теоретически, он должен быть психологом, воспитателем. 
Профессия для меня не просто профессия, а состояние души. Это заставляет меня всё время двигаться вперёд. Искать и находить что-то новое, развивать творческие способности. Работая над сборником «Музыкальные картинки» мне пришлось научиться немного рисовать, чтобы детям было интереснее заниматься, чтобы они были активны на  уроках. Интересно проводить интерактивые занятия. 
Ещё одна особенность нашей профессии - индивидуальный подход  к каждому ученику.       А.Д.Артоболевская писала , что надо чувствовать ребёнка равным себе, нет ничего ужаснее самовлюблённого педагога, который найдя свой метод, думает, что его должны воспринимать как истину каждый ученик. В педагогике нет ничего статичного, ни одна педагогическая находка не может стать аксиомой, пригодной для каждого ученика. Как выявить талант в ребёнке, как разбудить его к творчеству? Вот задача для педагога. 
Трудно? Конечно! Но как теплеет на душе, когда видишь, как наконец-то загорелся огонёк интереса в глазах у Полины, которая пришла такая напряжённая и замкнутая, как старается маленький Мишенька, как артистична Аня, вдумчива и серьёзна Ирина. Как хорошо слышать в конце урока : «А мы уже закончили? Как мало...давайте в следующий раз сыграем новую пьсу!» 
Я убеждена , что в жизни всё надо делать с любовью. Мне не скучно с моими учениками, нет рутинной работы, наоборот, я  стараюсь радостно делится своими знаниями с детьми и коллегами. 
 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю произведения Василия Сухцина, Бунина "Митину любовь", Островского, исторические романы Валентина Пикуля.

Мой взгляд на мир

Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани, донести до слушателя, как крупный план, так и мельчайшие детали замысла композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он и дирижёр, и исполнитель всех партий. Поэтому, чтобы выполнить эти задачи у пианиста должна быть хорошая координация рук – над этим работаем на протяжении всего периода обучения в школе.
 
Основой системы исполнительских навыков является звукоизвлечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы пальцы “пели”, звук “тянулся”, был глубоким и полным. С первых шагов обучения у ребенка должны развиваться музыкальные представления, воспитываться художественный вкус. Когда мы говорим “красивый звук” – это значит звук живой, полный. Наиболее важным в овладении навыками звукоизвлечения является “подготовка рук” к исполнению. “Приготовиться” – значит заранее представить себе характер звучания.
 
“Приготовить руки” – то же, что взять дыхание в пении.
 
С первых же уроков учеников надо приучать к точной аппликатуре: важно взять верную ноту и именно соответствующим пальцем. Небрежность в отношении аппликатуры входит в привычку и с трудом искореняется. Поэтому аппликатура должна быть проанализирована преподавателем в соответствии с намеченной фразировкой и характером.
 
Исполнение музыкального произведения – это сотворчество с композитором. Пьеса “живёт”, когда она озвучена в соответствии с её замыслом. Задача исполнителя не только “прочитать” текст, но и проникнуть в сущность нотной записи. Чтоб удивить кого-то – надо самому удивиться. Процесс работы над произведением происходит следующий путь: от эскизного воспроизведения до постепенного вырисовывания замысла. Огромную роль играют здесь словесные указания преподавателя и наглядный показ произведения.
 
Объясняю материал и общаюсь с учеником в зависимости от его возраста. В младших классах сочиняем стихи, придумываем небольшие рассказы, дети с удовольствием рисуют услышанное. В старших – опираемся на знания из музыкальной литературы, гармонии и сольфеджио. Процесс разучивания музыкального произведения сложен и трудоёмок.
Наблюдая за учениками, отмечаю, что каждый ученик индивидуален и разбор зависит от знаний, подготовленности, его эмоциональности. Для большинства главная цель – сыграть от начала до конца, не заставляя себя обдумывать проигранное. А наша главная задача – научить учеников самостоятельно мыслить и работать. Поэтому необходимо знакомить со строением музыкальной речи, будить творческую фантазию, кропотливо работать над деталями, уметь вычленить технические трудности, приучать ученика вслушиваться в исполняемую музыку. Наконец произведение выучено наизусть, тщательно разобрано и наступает последний, заключительный этап работы – найти художественный образ и отразить его в исполнении.
 
Задача музыки – не точное описание, а пробуждение чувств. Их нельзя изобразить, их надо пережить. Необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, вникнуть в мелодию, форму, гармоническое строение и другие средства выразительности. Важно чувствовать живой пульс исполнения, дыхания, цезуру.
 
Музыка – искусство, развивающееся во времени, поэтому важно найти кульминации частей и всего произведения в целом. И одно из самых важных моментов – воспитать правильное отношение к публичной игре. Выступление – это очень серьёзно. Ученикам разъясняю, что он несет ответственность перед слушателями, автором произведения, перед самим собой, своими педагогами.
 
Очень важен выход на сцену: отрабатываем перед концертом умение правильно и достойно выйти, поклониться (поздороваться со слушателями), настроиться (мысленно проиграть одну фразу), а затем после исполнения опять поклониться (поблагодарить слушателей) и уйти. На репетициях отрабатываем это по несколько раз.
Музыка является важнейшей составной частью духовной жизни человека. И то, как мы воспитываем подрастающее поколение, будет зависеть насколько интересен, человек, как богат будет его духовный мир и мировоззрение. И мы, педагоги – музыканты, несём ответственность за свою педагогическую и воспитательную деятельность.

 

Мои достижения

победы обучающихся на  конкурсах: 2010 г - I тур областного конкурса фортепианных ансамблей среди учащихся ДМШ, ДШИ - Богданова Анастасия и Баранникова Алена, III место; 2011 г - I тур областного конкурса пианистов "Созвездие талантов" (старшая возрастная группа), Богданова Анастасия, 7 класс, III место; 2013 г - зональный тур областного конкурса фортепианных ансамблей среди учащихся ДМШ, ДШИ - Ферстяева Виолетта и Зиновьева Наталья, II место.

дважды выпускница Богданова А. давала сольный концерт на зональном уровне

Приняла участие в конкурсе исполнительского мастерства: 2010 г - зональный тур областного фестиваля-конкурса исполнительского мастерства преподавателей детских школ искусств, посвященного Году Учителя, II место

Награждена грамотой на региональном уровне: 2012 г, за высокие достижения в культуре ,приказ от 12.03.2012г № 126-УК

Моё портфолио

Чрезвычайно важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук — полный, мягкий, сочный — и привить потребность в таком звучании. В младших классах учащиеся не в полную меру могут пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками. Поэтому путём показов, объяснений, работы на уроке, внимательных домашних занятий, надо добиваться того, чтобы погружённые в клавиши пальцы ученика, вместе со свободно опирающимися на них кистью, рукой, давали такое звучание. Ощущение опоры легче приобрести при работе над фрагментом произведения аккордового изложения, требующим большой наполненности звучания.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы