Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами
план-конспект урока по теме

Ферстяева Татьяна Валерьевна
Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».
Цель урока:
- осмысление взаимосвязи звукового образа с технической стороной
произведения, упражнения, гаммы;
- развитие навыков игры различных технических формул;
- работа над гаммами, упражнениями, разными приемами (стаккато, легато, акценты по 4 и по 8, пунктирный ритм);
- работа над произведениями.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_dlya_inet.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры Белгородской области

Управление культуры

администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

Муниципальное образовательное учреждения

дополнительного образования детей

«Валуйская детская школа искусств №2»

Зональный открытый урок

преподавателя фортепианного отделения Ферстяевой Т.В.

с учащейся 3 класса Баранниковой Аленой

Тема: «Воспитание и развитие слуховых  и

технических навыков в работе над гаммами,

упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами»

г. Валуйки


Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».

Цель урока:

-        осмысление взаимосвязи звукового образа с технической стороной
произведения, упражнения, гаммы;

  • развитие навыков игры различных технических формул;
  • работа над гаммами, упражнениями, разными приемами (стаккато, легато, акценты по 4 и по 8, пунктирный ритм);
  • работа над произведениями.

Ход урока:

I.   Организационный момент:

  • психологическая настройка;
  • активация внимания;

-        корректировка   посадки   за   инструментом,   упражнения   на
расслабление игрового аппарата;

  • актуализация темы;
  • обоснование постановки цели урока (раскрытие практической значимости изучаемого материала, беседа о технике).

И. Подготовка к работе на основном этапе, исполнение технических упражнений и заданий, связанных с активизацией игрового аппарата: гамма d-moll, аккорды, арпеджио, хроматическая; упражнения из кн. №4 «Оригинальная система технического развития юного пианиста» Э.-М. Барнем: «Шпагаты», «Катаем колесо», «Кружимся на цыпочках», «Боксируем», «Ведущий и ведомый»:

  • краткая вступительная беседа, определяющая исполнительские задачи;
  • определение технических сложностей;
  • образность в исполнении гамм, упражнений.

Содержание этапа урока:

а) Игра гаммы d-moll:

-        «кантиленным», певучим мягким звуком, в подвижном темпе,
слушая динамическую линию: вверх - крещендо, вниз - диминуэндо (цель:
привитие артикуляционных навыков);

  • рр legierro и f раздельным «токкатным» звуком (цель: выработать четкость, ровность, пластичность);
  • правая рука играем гамму нон легато вверх и легато вниз, левая рука наоборот (цель: координация движений);

-        в прямом движении с акцентами по 4 и по 8 (развитие
независимости пальцев).


б)        Арпеджио короткие:

  • игра легато кантиленного плана, вес руки переносится с пальца на палец (цель: привитие умения владеть объединяющими движениями игрового аппарата: кисть-локоть-плечо);
  • игра раздельным клавесинным звуком рр, portamento, legierissimo (между звуками должен быть «воздух»). Цель: выработать один из способов туше.

в)        Длинные арпеджио:

  • игра легато по типу коротких (кисть объединяет пальцы). Цель: объединяющие движения, подкладывание первого пальца;
  • игра раздельным звуком по позициям. Цель: достигнуть легкости и блеска звучания.

г)        Аккорды:

-        игра одним пятым пальцем, ощущая центр тяжести в нем,
постепенно прибавляя по одному звуку из аккорда, продолжая ощущать
центр тяжести в пятом пальце;

-        играть аккорды, слушая мелодическую линию, исполняемую пятым
пальцем (цель: укрепление пятого пальца, привитие умения распределять вес
руки, играть дифференцированно).

д)        Хроматическая гамма:

  • игра гаммы с позиции «черной клавиши», контиленным певучим звуком, слушая динамическую линию;
  • игра с акцентами по 6 (цель: достигнуть ровности и легкости звучания).

Упражнения:

  1. «Шпагаты» - это упражнение схоже с расходящейся гаммой, только данное упражнение играется с акцентами по 8 и остановками. Здесь добиваемся четкости, ровности, контиленного звучания, слушаем динамическую линию: расходятся руки - крещендо, сходятся -диминуэндо. Обязателен слуховой контроль.
  2. «Катаем колесо» - это упражнение предполагает определенную свободу игры, объединяющими, «круговыми» движениями запястья. Название данного упражнения помогает понять и изобразить траекторию движений. Последовательность исполнения: показ -представление звукообраза - исполнение - анализ.
  3. «Кружимся на цыпочках» - это упражнение обеспечивает подготовку к игре группетто.
  4. «Боксируем» - данное упражнение предполагает свободные движения от плеча, опору в пятый палец, объединяющие движения кисти («парочки» секстами), а так же подготавливает к игре октав, слуховой контроль направляем на качественное звучание двойных нот по «верхнему голосу».
  5. «Ведущий и ведомый» - это упражнение направлено на дифференцированное слышание с начала мелодии левой руки, потом

мелодии правой руки, а так же вырабатывает умение играть весом руки.

III.        Работа над музыкальным произведением А. Лемуан «Этюд» e-moll.

1.        Краткая вступительная беседа о композиторе, определение
исполнительских задач:

  • определение типа этюда;
  • актуальность выбора произведения;
  • определение технических сложностей.

Этюд А. Лемуана взят в работу с целью гармоничного развития игрового аппарата и укрепления 4, 5-го пальцев, привитие объединяющих движений запястья, достижения ровности звучания 16-х, легкости, виртуозности исполнения.

  1. Исполнение произведения.
  2. Совместный анализ исполнения, выявление недостатков.
  1. Работа над звуком: фразировкой, качеством звучания, динамикой, определение кульминационных моментов произведения, активизация слухового контроля для определения звукового баланса между мелодией и сопровождением.

IV.        Работа над музыкальным произведением М. Шмитц «Рэг-тайм»

1.        Краткая   вступительная   беседа   о   композиторе,   определение
исполнительских задач:

  • определение технических сложностей;
  • образность произведения.

2.        Исполнение произведения.

  1. Совместный анализ произведения. Определение положительных моментов и недостатков в исполнении.
  2. Диалог преподавателя с учащейся о:

  • характере произведения;
  • средствах музыкальной выразительности;
  • жанровых и стилистических особенностях произведения, замысле композитора.

5.        Работа над звуком: интонацией, фразировкой, качеством звука,
динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью, акцентами,
определением кульминационных моментов, работа над аккомпанементом:
звуковой баланс между мелодией и сопровождением.

V.        Заключение.

  1. Подведение итогов работы, оценка.
  2. Определение задач для самостоятельной домашней работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

Этюды - важнейшее средство развития музыкально-технических навыков пианиста.

Работа посвящена краткому обзору фортепианной этюдной литературы, вопросам целенаправленной работы над пианистической техникой....

Способы работы над гаммами и этюдами в средних классах

Открытый урок с ученицей 4 класса .Тема урокаСпособы работы над гаммами и этюдами в средних классах. Цель урокаРазвитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Развитие технических навыков в работе над гаммами

Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков в работе над гаммами" (Класс гитара)Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работ...

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...