Развитие технических навыков в работе над гаммами
план-конспект по музыке на тему

Емельянов Александр Александрович

Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков в работе над гаммами" (Класс гитара)

Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №235

 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по специальности «Классическая гитара».

Тема: «Развитие технических навыков

в работе над гаммами

специальности «Гитара»

Автор Емельянов Александр Александрович 

педагог ДО по специальности «Гитара»

Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.

Задачи занятия:

  1. Вызвать интерес к занятиям по специальности.
  2. Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
  3. Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
  4. Повышение техничности исполнения у учащегося.
  5. Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
  6. Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.

Материально-техническая база: гитары (для учеников, у педагога – для показа), подставки для ноги.

Подробный план занятия:

  1. Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».

Техника (с греч. «искусный») – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.

Гамма - звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.

Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.

  1. Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.

  1. Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).

Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:

Двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.

Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.

Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.

  1. Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.

  1. Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:

- позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,

- техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» - при движении вниз, при переходе на разных струнах,

- ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,

- проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,

- проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,

- проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,

- проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.

  1. Работа над исполнением гаммы правой рукой:

- определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,

- исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,

- ознакомление  с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,

- передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз).  Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,

- сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),

- проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,

- проблема нахождения большого пальца p  относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,

- применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,

- проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,

- проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,

- проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,

- тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.

  1. Работа над координацией рук при исполнении гамм:

- отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,

- работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.

  1. Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.

- выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),

- выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,

- сочетание игры с метрономом и без него.

  1. Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.

- выявление пассажей в Этюде,

- определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,

- отработка разными упражнениями тяжелых мест,

- работа над темпом, упражнения,

- выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,

- полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.

Использованная литература:

  1. Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. М., 2003.
  2. Тэйлор Д. Звукоизвлечение на классической гитаре. Материалы с сайта http://demure.ru 2009.
  3. Дудинский К. Комплексный подход в работе над техникой профессора Райнберта Эверса. М., 2010.
  4. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
  5. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995.
  6. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.
  7. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1989.
  8. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами

Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».Цель урока...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ и ДШИ»

В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному....

Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"

В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на  таком  инструменте как цимбалы.Данный консп...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»

В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания  - освоение различных...