Вопросы, связанные с формированием самостоятельности учащихся в музыкальном развитии
методическая разработка на тему

Ферстяева Татьяна Валерьевна

Воспитание активности, творческого мышления, самостоятельности личности - это одна из задач детских музыкальных школ по эстетическому воспитанию детей, способы самостоятельных действий, сформированные в период обучения в школе, помогут учащимся применять в будущем полученные умения и навыки в практической деятельности. Для этого очень важно научить учащихся способам самостоятельного анализа и обобщений. Здесь большую роль играет осмысление музыкального произведения, использование различных способов самостоятельных действий при разучивании и исполнении его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_dlya_inet.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

МОУ ДОД «Валуйская детская школа искусств №2»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Вопросы, связанные с формированием самостоятельности учащихся

в музыкальном развитии»

                                            Подготовила: преподаватель ДШИ №2

                                                   Ферстяева Т.В.

г. Валуйки, 2007

Вопросы формирования самостоятельности

учащихся

Воспитание активности, творческого мышления, самостоятельности личности - это одна из задач детских музыкальных школ по эстетическому воспитанию детей, способы самостоятельных действий, сформированные в период обучения в школе, помогут учащимся применять в будущем полученные умения и навыки в практической деятельности. Для этого очень важно научить учащихся способам самостоятельного анализа и обобщений. Здесь большую роль играет осмысление музыкального произведения, использование различных способов самостоятельных действий при разучивании и исполнении его.

В настоящее время по вопросу формирования самостоятельности учащихся в музыкальной деятельности опубликовано большое количество методической литературы. Однако многие авторы отмечают, что в педагогической практике нередки случаи, когда учащиеся, окончившие музыкальную школу, а порой и среднее музыкальное учебное заведение, оказываются совершенно не подготовленными к самостоятельной работе. Разбирая новое музыкальное произведение, они не обращают внимания на грамотное прочтение нотного текста, на выразительные особенности музыкального языка, помогающие правильно понять замысел композитора, не придумывают аппликатуру, не умеют преодолевать трудности разучиваемых произведений, работать над звуком, фразой и т.д.

Исследователями отмечается, что обучение и воспитание музыканта -сложный многоуровневый процесс. В самом процессе воспитания и обучения различают две стороны, тесно связанные между собой и диалектически переходящие одна в другую:

  • передача педагогом учащемуся своего отношения к искусству, своих
    знаний, умений, приемов исполнительской работы;
  • раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в
    ученике.

Подчеркивается, что главная задача и большое искусство педагога заключается в таком воспитании ученика, в результате которого его музыкальные стремления и технические умения находились бы в гармоническом единстве, составляли бы некое единое целое.

Ученик должен знать, что он хочет, и уметь самостоятельно выполнить свои намерения. Передавая ученику знания, развивая его исполнительские навыки, педагог должен использовать такую форму занятий, которая требовала бы от ученика сознательных усилий, побуждала бы его думать и искать, не только воспринимая, но и перерабатывая знания соответственно своим личным особенностям, своему опыту, то есть, творчески осваивая их. Однако невозможно говорить о какой-либо самостоятельной работе над музыкальным произведением без элементарной грамотности ученика, наличия у него определенных знаний, умений и навыков.

Выявление и формирование способов самостоятельных

действий учащихся при первоначальном ознакомлении

с музыкальным произведением

Опыт показывает, что в первые годы обучения большую роль в развитии природных данных (слуха, ритма, памяти), в развитии музыкального мышления может сыграть прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога.

Для выявления способов самостоятельных действий предлагалось проигрывание музыкальных произведений ученику. Перед прослушиванием ученик не получал никаких установок, заданий, и это давало возможность при последующем анализе произведения выявить имеющиеся у него способы самостоятельных действий.

Наблюдая за учениками разных классов, мы заметили, что:

  • все учащиеся проявляют способы самостоятельных действий, но
    проявляются они индивидуально каждым учеником;
  • способы действий учащихся младших классов находятся на уровне
    подражания. Лишь в более старших классах возможно самостоятельное и
    осознанное использование способов действий учениками;
  • формирование способов самостоятельных действий - явление не стихийное, оно поддается педагогическому воздействию.

Ставя на разных этапах работы различные задачи каждой группе, можно формировать новые способы самостоятельных действий у учащихся.

Выявив способы действий, проявляемые учащимися самостоятельно, мы поставили перед собой задачу в какой-то степени систематизировать процесс их формирования у учащихся.

Эта работа проводилась по методике, в основе которой лежит принцип алгоритмизации действий.

Ученику дается на дом подробный план работы над разбором музыкального произведения. В общих чертах этот план включает:

  • подбор сведений о композиторе;
  • анализ названия произведения, определение его жанра, тональности,
    размера;

- выявление интонационно-тематического содержания и характера
произведения;

- выявление ассоциативных связей.

Умение анализировать произведение способствует развитию самостоятельности мышления. Элемент анализа мы используем на всех этапах работы над музыкальным произведением.

В процессе первоначального ознакомления с музыкальным произведением анализ его начинается сразу после первого проигрывания пьесы педагогом, во время которого ученик получает целостное представление о произведении. На данном этапе работы, когда ученик перед каждым прослушиванием получает конкретные задания и вопросы, мы ставим перед собой задачу сформировать способы самостоятельных действий, направленные на:

-        восприятие интонационно- тематического содержания произведения;

-        выявление характера, темпа, ритмических особенностей, динамического развития, анализа формы и т.д.

-        словесную интерпретацию произведения.

Развитие навыка восприятия музыкального произведения является главным разделом работы с учащимися. Слушание разнообразной доступной музыки с последующим обсуждением - эффективное средство воспитания осознанного подхода к исполняемому произведению. И, как правило, при планомерном, систематическом, целенаправленном педагогическом воздействии формирование способов самостоятельных действий поддается развитию.

Хорошие результаты дает введение метода алгоритмизации действий при первоначальном ознакомлении с музыкальным произведением (как и на всех последующих этапах работы над ним), что значительно ускоряет процесс разучивания, улучшает качественные стороны его, способствует активизации и развитию творческого мышления учащихся.

Так, играя с листа, ученик должен передать характер и эмоционально-образное содержание произведения, должен стремиться исполнить его грамотно, ровно, без остановок, воспроизвести все штрихи, нюансы, играть правильными пальцами, применить правильные приемы звукоизвлечения.

В младших классах последовательность действий при чтении с листа устанавливает сам педагог. По мере получения заданий ученик последовательно выполняет их, сопровождая это проговариванием ответов вслух. Постепенно учащийся в итоге начинает анализировать вслух самостоятельно.

Выявление и некоторые приемы формирования способов

самостоятельных действий учащихся при разучивании

музыкального произведения

Одна из главных задач педагога - научить ученика самостоятельно мыслить и работать.

Ведь часто для многих учащихся работа сводится по большей части к бесчисленному и часто бессмысленному проигрыванию произведения от начала до конца.

При формировании самостоятельных действий учащихся, следует обратить внимание учащегося на работу над пьесой по кускам, техническое освоение, художественную отделку каждого из них.

В этой же стадии работы произведение заучивается наизусть. Следует активнее развивать такие виды памяти, как зрительную, двигательную, слуховую и особенно аналитическую, не полагаясь на пассивную, выжидая, когда произведение само запомнится наизусть. Способы запоминания различны: это может быть игра в замедленном темпе, игра со многих оперных точек и способ «наращивания», присоединение кусков слева и справа; осмысленное деление произведения на части: разделы, периоды предложения, фразы, отдельные интонации в мелодической фразе, отдельные фигуры в пассаже - также помогает запоминанию (при этом следует избегать излишней дробности мысли). Особое место отводится работе над звуковыми нюансами и педализацией. В процессе этой повседневной, целенаправленной работе формируется самостоятельность ученика.

Работая над технически сложными местами, не следует отпускать из внимания, художественный образ, для чего необходимо периодически проигрывать произведение в нужном темпе.

Приемы формирования способов самостоятельных действий на данном этапе многообразны, и выбор их зависит от индивидуальности ученика. Способы самостоятельных действий ученика поддаются развитию, и развивать их надо с первых шагов ученика в музыке. Не надеясь на интуицию ученика, не ожидая, когда он раскроется, необходимо знаю его со строением музыкальной речи, ее выразительным особенностям, терпеливо и настойчиво доводить до сознания исполнительские задачи, будить творческую фантазию, кропотливо (не чрезмерно) работать над деталями, приучая ученика вслушиваться в исполняемую музыку.

Задачи заключительного этапа работы над музыкальным произведением

Последний, заключительный этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением художественных задач и их разрешением.

1.        Главная задача исполнителя-музыканта - проникновение в
содержание произведения, выявление самых существенных черт
художественного образа и его воспроизведение. Необходимо постараться
передать поэтическую атмосферу произведения, т.к. слишком детальное
представление может помешать понять мысль автора.

Проникновение в содержании произведения предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, формы, фактуры, ладового и гармонического строения и других средств выразительности.

  1. Воплощение художественного образа протекает в неразрывной
    связи с поисками необходимого для этого звучания, выражающего сущность
    этого образа. Это одна из главных задач завершающей стадии работы над
    музыкальным произведением.
  2. Очень важно чувствовать живой пульс исполнения, моменты
    дыхания, цезуры. Ритмический пульс в представлении учащихся должен
    связываться не с автоматическим, заведенным движением, а скорее с ритмическим биением сердца.
  1. В исполнении, так же как и в работе, пианист должен исходить из
    идейно- эмоционального единства содержания и формы, являющегося
    непреложным законом искусства. При этом на первый план выдвигается на
    этом этапе задача собирания отдельных кусков в единое целое и овладение
    этим целым в такой степени, чтобы ученик мог свободно осуществить свои
    намерения.
  2. Музыка — искусство, развивающееся во времени, поэтому вопросы
    развития приобретают особое значение. Исполнитель должен понять логику
    мысли автора и следовать четкому исполнительскому плану, в котором
    большую роль играет выявление кульминаций в отдельных разделах и
    главной кульминации всего произведения.
  3. Последний этап работы особенно важен для достижения
    уверенности, верности интерпретации, свободного артистического
    самочувствия.

В связи с этим очень важен вопрос о воспитании правильного отношения к публичной игре. Ученику надо разъяснить, что выступление на публике - это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и своим педагогом. Вместе с тем это праздник, лучшие минуты жизни, когда он получает художественное удовлетворение от выполнения поставленных перед ним задач.

Музыкально-слуховые представления и их роль

в воспитании юного пианиста

Одной из форм психической деятельности, участвующей в создании, восприятии и воспроизведении музыкальных произведений, являются представления. Оказываясь своеобразным посредником в познании окружающей действительности и вместе с тем продуктом этого познания, они имеют огромное значение для интерпретации музыки.

В деятельности музыканта различают три вида представлений: музыкально- слуховые, зрительные и осязательно-двигательные

Целостное музыкальное представление складывается из конкретного звукового музыкального представления и ассоциативных представлений, носящих чувственный или эмоциональный характер.

В своем формировании музыкальное целостное представление проходит три этапа. На первом этапе возникает эмоциональное первичное представление. На втором - первичное представление включается в процессы анализа и синтеза, в ходе которых оно частично или полностью подвергается уточнению, корректировке, изменению. В процессе анализа и синтеза активное участие принимают конкретные звуковые и чувственные ассоциативные представления, которые, приобретая новые черты, тем самым подготавливают возможность перехода к третьему этапу. На третьем, заключительном, этапе можно говорить о возникновении целостною художественного образного музыкального представления, ведущим элементом которого являются эмоциональные представления, обогащенные и развитые в результате процессов, имеющих место на втором этапе.

В настоящее время наиболее плодотворным является такой метод обучения, который опирается на музыкально-слуховые представления. Еще у В.Д. Одоевского в «Музыкальной азбуке» можно прочесть следуют «Наша главная задача: довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит, то есть, чтобы каждая видимая учеником нота имела для него звук».

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать следующее заключение: ассоциативное мышление, музыкально-слуховые представления и самостоятельность учащегося непосредственно связаны друг с другом и находятся в прямой зависимости. И чем больше развиты мышление и музыкально-слуховое представление у ученика, тем большую самостоятельность в работе он может проявить. Лишь комплекс всех перечисленных компонентов поможет развитию самостоятельности учащегося и приведет его к определенному успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой с использованием ИКТ...

Мастер - класс «Создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением»

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. (Слайд 1)Особая роль отводится духовному воспитанию личности, стан...

Одарённость – талант – гениальность: к вопросу музыкального развития личности

Если проследить историю человеческой цивилизации, можно заметить один потрясающий воображение факт: гении и одаренные люди с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками,...

"Формирование ключевых компетенций и развитие навыков самостоятельной работы суворовцев посредством информационных технологий"

Календарно-тематическое планированиепо алгебре для кадетских классов и суворовских училищв   9   классе   на   2014/2015   учебный  год  ( 4...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

развлекательный сайт для детей и подростков, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой персональных данных

На сайте размещены материалы информационные материалы для детей, которые могут быть использованы как в рамках школьных уроков по теме персональных данных, так и просто в виде интересной и познавательн...