Одарённость – талант – гениальность: к вопросу музыкального развития личности
статья по музыке по теме

Косьяненко Юлия Александровна

Если проследить историю человеческой цивилизации, можно заметить один потрясающий воображение факт: гении и одаренные люди с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками, группами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od.tal_.gen3str.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Косьяненко Ю.А. Магистратура I курс

Одарённость – талант – гениальность: к вопросу музыкального развития личности

Если проследить историю человеческой цивилизации, можно заметить один потрясающий воображение факт: гении и одаренные люди с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками, группами. В.П. Эфроимсон объясняет подобные явления потребностями высокоорганизованных сообществ, на пике развития цивилизаций, в которых появляются такие одаренные и целеустремленные гении, как Микеланджело и Леонардо, т.е. Л.Н. Гумилев объяснял подобные явления предложенной им теорией «пассионарности» - своеобразной энергией, порождающей избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Этой энергией отличаются творческие личности, обладающие необходимыми задатками, способностями и качествами.

Исследуя проблемы одарённости, таланта и гениальности, необходимо рассматривать эти понятия как наивысшие формы развития способностей личности. Возникает необходимость определения способностей, как базовой категории индивидуальных характеристик личности.

В советской психологии, Б.М.Теплов дал классификацию понятий "способности" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются им как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Понятие «способности» необходимо рассматривать во взаимосвязи с природными качествами личности – задатками, представляющими возможности и предпосылки развития способностей, но еще не предопределяющими появление и развитие способностей. В советской психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности. Одностороннему, количественному подходу к изучению способностей противопоставляется качественный подход к ним - как психическим свойствам человека, имеющим определенное содержание и структуру. По Теплову, выделяются три основные музыкальные способности: 1) ладовое чувство, 2) способность к слуховому представлению 3) музыкально-ритмическое чувство.

Роль обучения отмечал Б.М.Теплов и американские психологи Эндрьюс и Копп.

В процессе музыкальной деятельности группа способностей или одна из них, может опережать другие или отставать в своем развитии, оказывая стимулирующее или тормозящее влияние на весь комплекс музыкальности. И.С. Якиманская пишет, что не все её составляющие развиваются одновременно и одинаково.

Одной из граней взаимосвязи разных сторон личности является связь яркой музыкальности с характером: мягкого и болезненного П.И.Чайковского мы видим непреклонную волю в организации своего творческого режима и огромную работоспособность. Существует взаимосвязь между духовным, интеллектуальным и эмоциональным богатством личности и её творческим потенциалом. А.Б. Гольденвейзер писал "Как бы хорошо ни владел исполнитель мастерством, если он незначительный человек и ему нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно". [1,35] Высокий уровень развития способностей принято считать талантом проявляющимся в творческом подходе к любому виду деятельности. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30. Формирование и развитие таланта зависит от активности и условий жизни человека. Существует три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности. Первый из них культурно-исторический,  второй возрастной или поколенческий, третий критерий – абсолютный заключается в таинственном даре "уметь раньше, чем знать" (мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка).

Существуют определенные сензитивные периоды развития музыкальности, обусловленные динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.

Высшую степень творческих проявлений личности принято считать гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем преодоление устаревших норм и традиций.

Литература:

  1. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М. 1965. Вып.1 62с.
  2. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа 1990 №3.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа 1990 №3.
  4. Тарасова К.В. онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика. 1988. 176 с.
  5. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей // Избранные труды в 2 т. М. Педагогика 1985. Т.1 328 с.
  6. Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс. 1994. 384 с.
  7. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание 1991. 135 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние детского музыкального воспитания на развитие личности".

Как и чем музыкальное воспитание помогает развитию личности в различных областях знаний....

Музыкально-художественный опыт, сущность и значение в музыкальном развитии личности

В статье рассмотрена проблема расширения музыкально-художественного опыта, сущность и значение в музыкальном развитии личности учащихся....

Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора

Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать худржественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной....

Актуальные вопросы развития личности учащихся на уроках физической культуры

Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.Начало ХХI века – это качественный скачок в р...

Одарённость или развитие личности

Статья "Одарённость или развитие личности" размещена в электронном сборнике "Психолого-педагогические аспекты одарённости: проблемы, перспективы, развитие" на потрале МБУ ДПО "...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...