Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора
статья по музыке по теме

Царябина Ирина Викторовна

Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать худржественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народное искусство  в познавательном развитии.

Фольклор…Всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт ребёнку не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Поэтому мультикультурное воспитание является основой реабилитационной программы в нашем учреждении. Рассматривая народное творчество  как основу национальной культуры, педагоги нашего Центра считают очень важным знакомить наших воспитанников с произведениями народного творчества, национальными традициями. Проведение народных праздников способствует активизации памяти, внимания, мышления, подготовке детей к определённым видам деятельности и социальным ролям, решению психокоррекционных задач (снятие агрессии, страхов, преодоление замкнутости, помощь гиперактивным детям, устранение сложностей в общении и др. Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений.  В своей работе педагоги опираются на следующие принципы: доступность содержания; познавательное и нравственное значение; развитие художественного восприятия; мышления, памяти, речи, воображения; внимание к самооценке ребёнка, позволяющее преодолеть завышение или занижение своих возможностей.  

     Я всегда стремлюсь устроить детям праздник, даю возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Использую народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки, переплясы. В сотрудничестве с педагогами мы создали комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются.    Во время подготовки мероприятия мы стараемся быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети включаются в игру сразу, получая от этого радость, удовольствие и выплёскивая свои эмоции на зрителей. Ведь фольклорное искусство - синкретичное по своей природе- предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен, развивает положительные эмоции. В нашем Центре проживают дети различных национальностей, но всем им, без исключения, очень нравится отмечать русские народные обрядовые праздники, такие как: «Масленица», «Кузьма-Демьян», «Троица», «Святки» и др.  В итоге, по завершении реабилитационного процесса, дети становятся эмоционально более отзывчивыми, могут проявить свои творческие способности в дальнейшей жизни.      Работа в данном направлении приобщает воспитанников к истокам национальной народной культуры, способствует сохранению её традиций.

Музыкальный руководитель  ГСКУ АО «СРЦ

для несовершеннолетних «Дружба»

Царябина Ирина Викторовна



Предварительный просмотр:

 Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора.

Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Из всего объема народной музыкальной культуры младшему школьнику наиболее доступно изучение особой области народного творчества, называемой детским фольклором.

Народная культура, фольклор способствует, на мой взгляд, нравственному развитию личности детей, культуре взаимодействия с духовным опытом человечества, приобщению к миру образных представлений о народном искусстве. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.

Исключительна роль детского фольклора в решении задач художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное мышление, фантазию. Важным  качеством духовно богатой личности является творческая созидательная деятельность.  Из опыта моей работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, я расскажу, как мы добиваемся решения этих задач. На своих занятиях я использую разнообразные жанры детского фольклора.

Прибаутки. Это крошечные произведения, которые важны для воспитания в детях творческих, музыкальных навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

«Галки – вороны»

-Галки, вороны

Все ли вы здоровы?

- Одна галка не здорова,

Себе ножку наколола.

Мы поедем во Торжок,

Купим галке сапожок.

«Петя –петушок»

Петя, Петя – петушок,

Золоченый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.

Любят ребята небылицы. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные и, зачастую, в них все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях. Это вызывает у детей смех и в то же время, укрепляет в них понимание подлинных реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

«Ехала деревня мимо мужика»

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено на соломине тушить пожар спешит.

Знакомя детей с устным народным творчеством, невозможно обойтись без русских народных пословиц и поговорок, впитавших в себя народную мудрость. Поговорка, как правило, используется для эмоциональной характеристики внешнего и внутреннего облика людей в определенных жизненных ситуациях («Надулся, как индюк»). Пословицы воспитывают высокое чувство любви к родной земле, формируют отношение к труду как истине, осуждают лень и восхваляют ум, скромность, трудолюбие. Пословицы связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие – то советы, правила, законы, что очень немаловажно в раннем возрасте.

Можно предложить детям разыграть этюд, взяв за основу такие, к примеру, пословицы: «Личиком беленок, за душой черненок», «Если зернышка нет, то я мякина не нужна». Обыгрывая пословицы, придумывая подсказанные ими сюжеты, дети глубже постигают смысл таких психологических чувств как  зависть, лицемерие, стремление к показушности. Групповой разбор той или иной пословицы или поговорки, обыгрывание ее сплачивает ребят, обогащает их нравственный опыт, формирует отношение к человеку как к высшей ценности.

Загадки способствуют развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе эти предметы и явления, а так же  умеет разгадывать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрый вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает. (Филин)

Деревянный потолок побелили,

А окна и двери делать забыли. (Яйцо)

Сам Еремка мал, да удал.

Незаметно  по лесу ходит,

Тяжелее себя ношу носит. (Муравей)

Очень любимы детьми хороводы. В сюжетах народных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно  в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, травушка – муравушка, кудрявая березка, цветущая  калина. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем или царевной, селезнем или уткой, ясным соколом или белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Игра «Сова»

Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!», и тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!», мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:

Ах, ты, совушка – сова,

Золотая голова,

Что ты ночью не спишь,

Все на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не  двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает.  Выигрывает тот, кто не рассмеется и не пошевелится.

Игра – хоровод «Селезень и утка»

Один из игроков выбирается «селезнем», другой – «уткой». Остальные участники встают вокруг селезня в круг, берутся за руки и ведут хоровод, то в одну, то в другую сторону, и поют:

На горе – горе

Петухи поют.

Лели – лели, лель,

Петухи поют.

Под горой – горой

Озеро с водой.

А у озера в лесу,

Бел ручей течет.

Лели – лели, лель,

Бел ручей течет.

По тому ручью

Селезень плывет,

Лели – лели, лель,

Селезень плывет.

Да селезень плывет,

Ко мне весть несет.

Лели – лели, лель,

Ко мне весть несет,

В хоровод зовет.

Лели – лели, лель,

В хоровод зовет.

После слов: «В хоровод зовет!», селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, не выпускают его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. И если ему это удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается. В результате своей работы по развитию нравственных качеств личности я вижу, что мои воспитанники приобщаются к истокам русской народной культуры, регулярно занимаясь в кружке «Народное творчество».

Детский музыкальный фольклор познается детьми как источник положительных эмоций, он расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С помощью фольклорного языка дети быстро устанавливают контакт с окружающим миром, но в то же время, у них складывается свой собственный мир переживаний и образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся

В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...

Использование игровой технологии для развития творческого начала средствами музыкального фольклора.

Данный материал знакомит с видами игровой технологии: песенно-игровой фольклор и инструментальное музицирование, а так же с интересными приёмами работы для развития творческих способностей детей старш...

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...