Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора
статья по музыке по теме
Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать худржественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25 КБ |
![]() | 21.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Народное искусство в познавательном развитии.
Фольклор…Всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт ребёнку не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Поэтому мультикультурное воспитание является основой реабилитационной программы в нашем учреждении. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги нашего Центра считают очень важным знакомить наших воспитанников с произведениями народного творчества, национальными традициями. Проведение народных праздников способствует активизации памяти, внимания, мышления, подготовке детей к определённым видам деятельности и социальным ролям, решению психокоррекционных задач (снятие агрессии, страхов, преодоление замкнутости, помощь гиперактивным детям, устранение сложностей в общении и др. Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений. В своей работе педагоги опираются на следующие принципы: доступность содержания; познавательное и нравственное значение; развитие художественного восприятия; мышления, памяти, речи, воображения; внимание к самооценке ребёнка, позволяющее преодолеть завышение или занижение своих возможностей.
Я всегда стремлюсь устроить детям праздник, даю возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Использую народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки, переплясы. В сотрудничестве с педагогами мы создали комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются. Во время подготовки мероприятия мы стараемся быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети включаются в игру сразу, получая от этого радость, удовольствие и выплёскивая свои эмоции на зрителей. Ведь фольклорное искусство - синкретичное по своей природе- предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен, развивает положительные эмоции. В нашем Центре проживают дети различных национальностей, но всем им, без исключения, очень нравится отмечать русские народные обрядовые праздники, такие как: «Масленица», «Кузьма-Демьян», «Троица», «Святки» и др. В итоге, по завершении реабилитационного процесса, дети становятся эмоционально более отзывчивыми, могут проявить свои творческие способности в дальнейшей жизни. Работа в данном направлении приобщает воспитанников к истокам национальной народной культуры, способствует сохранению её традиций.
Музыкальный руководитель ГСКУ АО «СРЦ
для несовершеннолетних «Дружба»
Царябина Ирина Викторовна
Предварительный просмотр:
Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора.
Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Из всего объема народной музыкальной культуры младшему школьнику наиболее доступно изучение особой области народного творчества, называемой детским фольклором.
Народная культура, фольклор способствует, на мой взгляд, нравственному развитию личности детей, культуре взаимодействия с духовным опытом человечества, приобщению к миру образных представлений о народном искусстве. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.
Исключительна роль детского фольклора в решении задач художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное мышление, фантазию. Важным качеством духовно богатой личности является творческая созидательная деятельность. Из опыта моей работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, я расскажу, как мы добиваемся решения этих задач. На своих занятиях я использую разнообразные жанры детского фольклора.
Прибаутки. Это крошечные произведения, которые важны для воспитания в детях творческих, музыкальных навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
«Галки – вороны»
-Галки, вороны
Все ли вы здоровы?
- Одна галка не здорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем во Торжок,
Купим галке сапожок.
«Петя –петушок»
Петя, Петя – петушок,
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.
Любят ребята небылицы. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные и, зачастую, в них все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях. Это вызывает у детей смех и в то же время, укрепляет в них понимание подлинных реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
«Ехала деревня мимо мужика»
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено на соломине тушить пожар спешит.
Знакомя детей с устным народным творчеством, невозможно обойтись без русских народных пословиц и поговорок, впитавших в себя народную мудрость. Поговорка, как правило, используется для эмоциональной характеристики внешнего и внутреннего облика людей в определенных жизненных ситуациях («Надулся, как индюк»). Пословицы воспитывают высокое чувство любви к родной земле, формируют отношение к труду как истине, осуждают лень и восхваляют ум, скромность, трудолюбие. Пословицы связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие – то советы, правила, законы, что очень немаловажно в раннем возрасте.
Можно предложить детям разыграть этюд, взяв за основу такие, к примеру, пословицы: «Личиком беленок, за душой черненок», «Если зернышка нет, то я мякина не нужна». Обыгрывая пословицы, придумывая подсказанные ими сюжеты, дети глубже постигают смысл таких психологических чувств как зависть, лицемерие, стремление к показушности. Групповой разбор той или иной пословицы или поговорки, обыгрывание ее сплачивает ребят, обогащает их нравственный опыт, формирует отношение к человеку как к высшей ценности.
Загадки способствуют развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе эти предметы и явления, а так же умеет разгадывать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрый вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Деревянный потолок побелили,
А окна и двери делать забыли. (Яйцо)
Сам Еремка мал, да удал.
Незаметно по лесу ходит,
Тяжелее себя ношу носит. (Муравей)
Очень любимы детьми хороводы. В сюжетах народных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, травушка – муравушка, кудрявая березка, цветущая калина. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем или царевной, селезнем или уткой, ясным соколом или белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Игра «Сова»
Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!», и тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!», мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:
Ах, ты, совушка – сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Все на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает. Выигрывает тот, кто не рассмеется и не пошевелится.
Игра – хоровод «Селезень и утка»
Один из игроков выбирается «селезнем», другой – «уткой». Остальные участники встают вокруг селезня в круг, берутся за руки и ведут хоровод, то в одну, то в другую сторону, и поют:
На горе – горе
Петухи поют.
Лели – лели, лель,
Петухи поют.
Под горой – горой
Озеро с водой.
А у озера в лесу,
Бел ручей течет.
Лели – лели, лель,
Бел ручей течет.
По тому ручью
Селезень плывет,
Лели – лели, лель,
Селезень плывет.
Да селезень плывет,
Ко мне весть несет.
Лели – лели, лель,
Ко мне весть несет,
В хоровод зовет.
Лели – лели, лель,
В хоровод зовет.
После слов: «В хоровод зовет!», селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, не выпускают его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. И если ему это удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается. В результате своей работы по развитию нравственных качеств личности я вижу, что мои воспитанники приобщаются к истокам русской народной культуры, регулярно занимаясь в кружке «Народное творчество».
Детский музыкальный фольклор познается детьми как источник положительных эмоций, он расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С помощью фольклорного языка дети быстро устанавливают контакт с окружающим миром, но в то же время, у них складывается свой собственный мир переживаний и образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог как средство обучения, духовно-нравственного развития личности учащихся
В статье рассматривается теория диалога, критерии духовно-нравственного развития личности, роль диалога в обучении и воспитании учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-358030-1385821555.jpg)
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют акт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-133687-1372361971.jpg)
Использование игровой технологии для развития творческого начала средствами музыкального фольклора.
Данный материал знакомит с видами игровой технологии: песенно-игровой фольклор и инструментальное музицирование, а так же с интересными приёмами работы для развития творческих способностей детей старш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/12/picture-1136624-1555065101.jpg)
Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся
Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1179093-1572363552.jpg)
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1081750-1542383296.jpg)
Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...