Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка
учебно-методический материал по теме

шарипова гульназ маратовна

влияние музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_muz.vospit._na_razv._lichn._rebyonka.doc190 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного           образования  «Центр искусств» городского округа город Салават

Республики Башкортостан

     

                                                                                                                                                           

Реферат                                                           «Влияние музыкального воспитания                    на развитие  личности ребёнка»

                                                     

                                                         
Выполнила: Шарипова Гульназ Маратовна,

педагог дополнительного образования

                                           

        

Салават-2015        


                                                           Оглавление

Введение __________________________________________________3стр.

1.1. Методика музыкального воспитания как наука  ______________5стр.        

1.2. Цель музыкального воспитания____________________________6стр.                                                

 1.3. Задачи музыкального  воспитания_________________________7стр.          

 1.4.Влияние музыкального воспитания на развитие личности
ребёнка___________________________________________________9стр.                                                                      
                             

2.1.Исторические этапы развития музыкального    
воспитания _______________________________________________12стр

2.2.Влияние музыкального воспитания на интеллект  (исследования последних десятилетий)_____________________________________ 17стр.

-Музыка и речь__________________________________________18стр.                                                            

-Музыка и поэзия_________________________________________19стр.                                                                                    
   
- Музыка и правописание____________________________________19стр.                                                                                  

- Музыка и математика_____________________________________19стр.                                                              

-Музыка и дисциплина______________________________________21стр.                                                                              

-Массовая культура  как фактор влияния  на подрастающее поколение__________________________________________________22стр.

 Заключение_________________________________________________25стр.

 Литература_________________________________________________26стр.


   Введение.

 Музыка — лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!

         В своей работе я рассмотрю влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка, раскрою понятие музыкального воспитания в

целом, исторические этапы развития музыкального воспитания, приведу примеры исследования последнего десятилетия изложенные в трудах  Д.К.Кирнарской.

          Я считаю, что роль  музыкального воспитания детей  школьного возраста  очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека,  его представлений и вкусов.  Особая роль в воспитании ребенка принадлежит

музыке. С этим искусством дети соприкасаются  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они  получают в детском саду,  а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
        С древних времён учёные и философы уделяли особое внимание влиянию музыки на личность человека. Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».               Не случайно искусство и музыка рассматривались с древности как средство воспитания, т.е. длительного изменения нашего поведения. Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.                                                      
       Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и  передаче  следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

        В воспитывающем действии музыки видится ее родство с педагогикой, психологией. Детская душа – тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Ребенок воспринимает не только слова и действия окружающих его людей, но и звуки, запахи, цвета и осязаемые предметы. Таким образом, вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается.  
       Вопрос музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания. Приобщение детей к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов и духовных потребностей .
       Наблюдая за детьми обучающихся на музыкальном отделении  Центра Искусств и сравнивая их с обычными учениками лицея, я пришла к выводу , что наши дети более развиты во всех отношениях. Они чаще других участвуют в школьных и городских олимпиадах  по разным дисциплинам,  принимают участие в концертных мероприятиях, более дружелюбны, умеют рационально распределить свое свободное после школы время. Как доказательство этого я прилагаю грамоты, дипломы, благодарственные письма, своих воспитанников, по разным дисциплинам.  Очень важно,  чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. В.А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы».  Мысли обо всём этом привели меня  к тому, чтобы проанализировать и  выявить  как влияет музыкальное воспитание на развитие личности ребёнка и какие качества человек  приобретает в процессе музыкального воспитания.    
  Задача литературы и искусства, обращенная к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочь познанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражаться жизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]                                                                            
        Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах.
                                                                                                                       
             
 

        1.1.Методика музыкального воспитания как наука                        
     
Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней своё место, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики музыкального воспитания обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Именно знание методики позволяет педагогу воспитывать у детей понимание музыки и интерес к  музыкальному искусству, формировать взгляды на его сущность и роль в жизни общества.                                                                                                    
      История  музыкального воспитания  показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.                                                                                                  
      Методика музыкального воспитания  теснейшим образом связана с  эстетикой, представляющей ее методологическую основу.   Эта связь проявляется прежде всего в определении цели, задач,  содержания музыкального воспитания.        В решении своих проблем методика опирается на психологию. Например, изучение развития  музыкального восприятия ,  творческих,  музыкальных способностей  невозможно без знания закономерностей психики ребёнка, её проявлений и развития,  без понимания , что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы о доступности детьми того или иного материала, его объёме, а также эффективности и используемых методов.                                                                    
Цель методики музыкального воспитания детей - обеспечение формирования музыкальной культуры детей как неотъемлемой части его общей духовной культуры.                                                                                                                        
 Как педагогическая наука методика музыкального воспитания  детей определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:                                
    - обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;                                                                                                                            
    - соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;                                                                                                        
    - связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;                                                                                                                                      
    - комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;                                  
    - взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;                                                                                                                                        
    - сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;                                                          
    - постоянство требований и систематическое повторение действий;                          
    - обусловленность общего развития личности характером и способами обучения и воспитания.                                                                                        
       Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:                                                                                        
    - социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;                                  
    - коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия педагога и ученика;                                                                      
    - физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;                                                                              
    - организационные – зависимость результатов от работоспособности воспитанникков, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;                                                                                                                                          
    - психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.


        1.2.Цель музыкального воспитания                                                

    Цель музыкального воспитания заключается в пробуждении интереса к музыке, постоянной потребности  в  общении с ней, творческой активности. Не случайно Д.Б. Кабалевский  избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека». В. Бехтерев: «… Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть; необходимо, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, умел наслаждаться природой. Равным образом и в органе слуха воспитание должно иметь целью не только правильное улавливание звуков, но еще понимание их гармонии».                                                                                                    
      Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя в способностях, в тяготении к тому или иному делу в жизни. «Истинное воспитание начинается еще до рождения ребёнка. Начинается с воспитания его родителей». Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.         Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства. Получая навыки игры на музыкальном инструменте, играя каждый день произведения великих композиторов, ребёнок стремится максимально точно передать окружающим те чувства и  эмоции, которые испытывал автор. А, значит, ребёнок привыкает внимательно бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Впоследствии ребёнок, музыкальному воспитанию, которого уделялось должное внимание, становится коммуникабельным, умеет понимать собеседника с полуслова, уважать его чувства.

    1.3. Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитание  любви и интереса к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
     2. Обогощение  впечатлений детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
     3. Приобщение  детей к разнообразным видам музыкальной деятельности: формирование  восприятие музыки ,  исполнительские навыки на инструменте , исполнительские навыки в  области пения, ритмики,  активизирование  творческих способностей.  Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
    4. Развитие  общей  музыкальности  детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формирование  певческого голоса и выразительности  движений. Если в детском возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
    5. Содействие  первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
    6. Пробуждение ребёнка к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 

         Успешное  решение   перечисленных  задач   зависит  от  содержания музыкального  воспитания, прежде  всего  от  значимости  используемого репертуара,  методов  и  приемов  обучения, форм  организации  музыкальной  деятельности и др. В  ребенке  важно  развивать  все  лучшее, что  заложено  в нем  от  природы;  учитывая  склонности  к  определенным  видам музыкальной  деятельности, на  основе  различных  природных  задатков формировать  специальные  музыкальные  способности, способствовать общему  развитию.                                                        
        Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.   У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно  в  первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.                                                                                  
       Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.                                                                                            
      Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.                                                      
       Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.                                                                                      
      При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.                          Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя. Специфические особенности искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования.

         1.4. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка                                                                                                     

        Личность  -  понятие, выработанное   для  отображения   социальной  природы  человека, рассмотрения  его  как  субъекта  социокультурной  жизни,  определения  его  как  носителя  индивидуального  начала, самораскрывающегося  в  контекстах  социальных отношений, общения  и предметной  деятельности.  Под  «личностью»  понимают:                              1) человеческого  индивида  как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо»  -  в широком смысле слова) или                                    2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих  индивида  как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) -  терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы                                                                                                                           

      Понятие о развитии личности

Вырастить из ребенка творческую личность, наверное, мечтает каждый родитель. Так что же подразумевается под творчеством? Творческий человек - это тот, у которого живое и развитое воображение, интуиция и фантазия, благодаря которым человек может находить нестандартные решения и даже совершать открытия.
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

        Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

                                                                                                                           
     
Формирование личности

На формирование личности влияют три фактора:

- воспитание

- социальная среда

- наследственные задатки

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
       Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им, подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.      

        В наше время на детей воздействует множество иных музыкальных впечатлений. Их приносят радио, телевизор; ребёнок слышит пение, игру на музыкальных инструментах дома и на улице. Внутренняя «кладовая» ребёнка наполняется независимо от его воли и желания. А порой даже независимо от воли и желания окружающих, если не придают этому должного значения, не вмешиваются своевременно в этот процесс.                                                                             В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.    

        Займёт ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка – во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль первых воспитателей в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.                        

       Говорить только о музыкальном искусстве музыки – значит живо, непосредственно, эмоционально, всей душой откликаться на него. Ощущать, как глубоко музыкант или композитор проникает в жизнь, выявляет в ней что-то очень важное, без осмысления чего невозможно по-настоящему жить дальше. Понимать музыкальное искусство – значит с его помощью непременно что-то открывать.                                                            
      К этому, как к конечной цели, должно быть направлено музыкально – эстетическое воспитание детей. Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.                                                                                                              
      Произведения искусства оказывают большое влияние на развитие ребёнка с самого раннего возраста. Музыка, книги, телевидение постепенно начинают играть приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.   Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение.  Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С её помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание  прекрасного.                                                                                                                              Игра на музыкальном инструменте, пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка.                                  
       
Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже. Музыка способна не только быть средством, она становится тормозящим средством, способным вывести ребенка из состояния азарта, в состояние тихой сосредоточенности.                          Любая музыкальная деятельность требует концентрированного внимания. Сознательное воспитание внимания ребёнка через музыку происходит различными путями. Он охотно сосредотачивает внимание на новой песенке. Внимание тренируется при прослушивании выразительного исполнения произведений или при разборе нового произведения.                          
        Музыкальное воспитание влияет на развитие личности ребенка. Оно направлено на овладение детьми музыкальной культурой, подготовку к самостоятельной жизни, на формирование творческих способностей, в том числе и музыкального восприятия.                                                              
        Важно формировать у детей навыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус. Основой воспитания у  детей музыкального вкуса являются художественные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение.                                                                                                  
         
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это тембр, темп, динамика, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.    

   Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный).                                  П.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.    

                                                                                                                                                   
             
2.1. Исторические этапы развития музыкального воспитания
       Исследования советских  психологов (А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк, В. Н. Мясищев) показали, что становление интереса к музыке зависит от многих  факторов, взаимодействующих между собой. Среди них: возрастные особенности, индивидуальные типологические  данные, имеющийся опыт восприятия музыкального  искусства; социально-демографические особенности, связанные со спецификой личности, живущей в определённой географической среде, её профессией, и другие.  
     Музыкальное  воспитание  тесно связано с процессами, происходящими в искусстве, музыкальной практике. Привычка к определённым музыкальным  интонациям со временем меняется. Поэтому форма музыкального  воспитания  зависит от ежедневной "музыкальной  атмосферы", окружающей слушателя.

         С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных общественных классов, сословий или групп. В Индии известен миф, герой которого стремится достигнуть славы и милости богов, обучаясь искусству пения у мудрой птицы - "Друга песни", т. к. овладеть искусством пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. В Древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и музыкальное воспитание способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. Были выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей определённого возраста. Так,  для детей считалась полезной весёлая музыка в быстром  темпе, для  юношества - в среднем,  для людей зрелого возраста - в медленном,  спокойного и торжественного характера.                                                  
        В музыкальных трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что музыкальное  воспитание   призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность.                                                                                                              
       Вопросы музыкального  воспитания  в Древнем Китае находились в ведении государства. Значительное  место занимали они в этическом учении древне-китайского  философа Конфуция (551-479 до н. э.). Он подчинял музыку строгой регламентации, распространяя на музыкальное  воспитание  государственно-политическую  точку зрения, запрещал исполнять музыку, преследующую иную цель, чем воспитание нравственности. Эта концепция развивалась в сочинениях последователей Конфуция - Мэн-цзы и Сюнь-цзы.  В 4 в. до н. э. конфуцианское учение о музыке подверг критике философ-утопист Мо-цзы, протестовавший против утилитарного подхода к музыке и М. в.

         В античной  эстетике одним из элементов демократич. системы воспитания была музыка, использовавшаяся как средство гармонич. развития личности.  Вопросам музыкального  воспитания  в Др. Греции  уделялось исключительное  внимание: в Аркадии все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке; в Спарте, Фивах и Афинах - учиться игре на авлосе, участвовать в хоре (это считалось священным долгом). М. в. в Спарте носило ярко выраженный военно-прикладной характер. "В самих спартанских песнях было что-то воспламеняющее мужество, возбуждавшее энтузиазм и призывавшее на подвиги..." (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, СПБ, 1892, "Ликург", 144).

         В Древней  Греции М. в. ведали частные мусические и гимнастические школы.  Мусическим воспитанием были охвачены дети в возрасте от 7 до 16 лет; оно включало изучение литературы, искусства и науки. Основой М. в. являлись хоровое  пение, игра на флейте, лире и кифаре. Пение находилось в тесной связи с музицированием и имело одной из задач подготовку детских и юношеских хоров для участия в состязаниях (агонах), связанных с официальными праздниками. Греки разработали учение об "этосе", в котором утверждалась нравственно-воспитательная роль муз. искусства. В Др. Риме в учебных  заведениях пение и игра на инструментах не преподавались. Это считалось частным делом и подчас встречало противодействие властей, что иногда заставляло римлян обучать детей музыке тайно.

         Музыкальная  педагогика народов Ближнего и Среднего Востока, как и музыкальное  искусство, развивалась в борьбе с посягательствами реакционного мусульманского духовенства, тщетно пытавшегося ограничить деятельность народа в этой области художественного творчества и воспитания.

         Средневековое  искусство, так же, как и вся средневековая  культура, формировалось под воздействием христианской  церкви. При монастырях создавались школы, где музыка занимала видное место. Здесь ученики получали теоретическую  и практическую  подготовку. Церковники (Климент Александрийский, Василий Великий, Киприан, Тертуллиан) считали, что музыка, как и всё искусство, подчиняется дидактическим .задачам.  Её назначение - служить приманкой, делающей привлекательным и доступным слово Священного писания. В этом - односторонность задач церковного музыкального воспитания, не принимавшего народной  музыки, утверждавшего примат слова над пением. Из музыкального воспитания был почти исключён эстетический элемент; чувственное удовольствие от музыки считалось уступкой слабости человеческой природы.

         С 15 в. складывалась  музыкальная  педагогика Возрождения. В эту эпоху интерес к музыкальному  искусству стоял в ряду других  актуальных запросов нового человека. Занятия музыкой и поэзией, музыкой и античной литературой, музыкой и живописью связывали людей различных  кругов, входивших в музыкально-поэтические  содружества - академии. В известном письме к Зенфлю (1530) М. Лютер превозносил музыку над науками и др. искусствами и ставил её на первое место после богословия; муз. культура этого периода достигла значительного расцвета и в школах. Обучению пению придавалось большое значение. Позднее Ж. Ж. Руссо, исходя из тезиса о вреде цивилизации, ценил пение как наиболее полное проявление муз. чувства, свойственного даже дикарю. В педагогическом  романе «Эмиль» , Руссо говорил, что воспитание, в т.ч. и музыкальное, исходит из творческого  начала, он требовал от героя, чтобы тот сам сочинял песни.         Для развития слуха советовал ясно произносить текст песен. Воспитатель должен был стараться сделать голос ребёнка ровным, гибким и звучным, приучать ухо к ритму музыки и к гармонии.                                                                  
      С целью сделать музыкальный язык доступным для широких масс Руссо развил идею цифровой нотации. Эта идея имела последователей в разных странах (напр., П. Гален, Э. Шеве, Н. Пари - во Франции; Л. Н. Толстой и С. И. Миропольский - в России; И. Шульц и Б. Наторп - в Германии). Педагогические  идеи Руссо подхватили педагоги-филантрописты в Германии. Они вводили в школу изучение народных  песен, а не только церковное  пение, учили игре на музыкальных  инструментах, обращали внимание на развитие художественного  вкуса и др.

       В России в 18-19 вв. система музыкального воспитания основывалась на классовом и сословном отборе, в его организации значительное  место принадлежало частной инициативе.  Государство официально оставалось в стороне от руководства муз. образованием и воспитанием. В ведении государственных  органов, в частности Министерства просвещения, находилась лишь одна область М. в. и образования - пение в общеобразовательных школах. В начальной школе, особенно народной, функции предмета были скромны и объединялись с религиозным воспитанием учащихся, а учитель пения был чаще всего регентом.   Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволявших петь в школьном и церковном  хоре. Поэтому в центре внимания было обучение хоровому  пению. В средних школах уроки пения не входили в обязательную программу, а учреждались в зависимости от степени заинтересованности в нём школьного руководства.

         В дворянских закрытых учебных  заведениях, в частности в женских, музыкальное воспитание имело более широкую программу, кроме хорового (церковного и светского) и сольного пения, здесь обучали игре на фортепиано. Однако это делалось за отдельную плату и осуществлялось не везде.

         О музыкальном воспитании как об одном из средств эстетического  воспитания в государственном  масштабе вопрос не ставился, хотя необходимость в этом осознавалась передовыми деятелями музыкальной  культуры. Преподаватели пения в школах стремились расширить объём и усовершенствовать методы преподавания и воспитания средствами музыки. Об этом свидетельствуют многие  изданные в то время методические  пособия.

         Возникновение и развитие русской  теории музыкального  воспитания относится к 60-м гг. 19 в. Общественное  движения этого периода привели к подъёму русской  педагогической науки. Одновременно  с Петербургской  консерваторией начала работать бесплатная муз. школа (1862) под рук. М. А. Балакирева и хорового  дирижёра Г. Я. Ломакина. В 60-80-х гг. появились теоретические  труды, ставившие основой  проблемы музыкальной  педагогики. В книге  "О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе" (2 изд., 1882) С. И. Миропольский  доказывал необходимость и возможность всеобщего музыкального  воспитания. Вопросам музыкального  воспитания в той или иной мере посвятили  работы А. Н. Карасёва, П. П. Мироносицкого, А. И. Пузыревского.                                              В книге  "Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й" (1907) Д. И. Зарин отмечал, что пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие. Отсюда следовало, что музыка (особенно пение) может служить многосторонним средством для воспитания, а влияние её захватывает самые глубокие стороны внутреннего  мира человека. Много внимания музыкальному  просвещению народа уделял  В. Ф. Одоевский. Он одним из первых в России указал на то, что М. в. должно всемерно опираться на музыкальную практику, развитие внутреннего слуха, координацию слуха и пения. Немало способствовали М. в. труды В. В. Стасова и А. Н. Серова. С критикой догматизма и схоластики, господствовавших  в музыкальном воспитании , выступали Д. И. Писарев и Л. Н. Толстой. "Для того, чтобы преподавание музыки оставило следы и воспринималось охотно, - говорил Толстой,- необходимо учить с самого начала искусству, а не умению петь и играть..."                                
       Интересным опытом в практике музыкального  воспитания  явилась в 1905-17 работа В. Н. Шацкой в детской трудовой колонии "Бодрая жизнь" и в детском саду об-ва "Детский труд и отдых". Детям колонии "Бодрая жизнь" помогали накапливать муз. впечатления, прививали и закрепляли потребность общения с искусством, понимания его сущности.

         Коренные изменения в музыкальном произошли после Окт. революции 1917. Перед советской  школой была поставлена задача - не только давать знания и учить, но и всесторонне воспитывать и развивать творческие задатки. Образовательные функции музыкального сплетались с музыкально- просветительными, что было закономерным, поскольку в первые послереволюционные годы в орбиту музыкального воспитания вовлекались самые широкие массы трудящихся.

         Стало возможным осуществить на практике известное положение К. Маркса о необходимости художеств. освоения мира. "Предмет искусства... - писал Маркс, - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 129). Маркс пояснял свою мысль на примере музыки: "Только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом..." (там же, с. 127). В. И. Ленин настойчиво подчёркивал преемственную связь новой сов. культуры с богатым наследием прошлого.

         С первых лет Сов. власти М. в. развивалось на основе ленинских идей массового художеств. воспитания народа. В. И. Ленин в беседе с К. Цеткин чётко сформулировал задачи художественного, а следовательно, и М. в.: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (Цеткин К., из кн.: "Воспоминания о Ленине", в сб.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 1967, с. 583).

         В 1918 был организован музыкальный  отдел Наркомпроса (МУЗО). Основной его задачей становится приобщение трудящихся к сокровищам музыкальной культуры. Впервые в истории рус. школы музыка вошла в уч. план "как необходимый элемент общего образования детей, на равных началах со всеми другими предметами" (Постановление Коллегии Наркомпроса от 25 июля 1918). Зародилась новая уч. дисциплина и вместе с тем - новая система М. в. В школе стали исполняться нар., революц. песни, произв. классиков. Большое значение в системе массового М. в. придавалось проблеме восприятия музыки, умению разбираться в ней. Была найдена новая система музыкального обучения и развития, при к-рой процесс М. в. включал формирование эстетического отношения к музыке. При достижении этой цели большое внимание уделялось воспитанию муз. слуха, умению различать средства муз. выразительности. Одной из главных задач М. в. являлась такая муз. подготовка, которая позволяла бы аналитически воспринимать музыку. Правильно поставленным М. в. признавалось такое, при котором музыкальное  образование и общее обучение находились в неразрывной связи. Сформированные при этом любовь и интерес к музыке привлекали к ней слушателя, а полученные знания и умения помогали глубоко воспринимать и переживать её содержание. В новой постановке школьного М. в. нашли выражение подлинный демократизм и высокие гуманистические  принципы советской  школы, в которой всестороннее развитие личности каждого ребёнка является одним из главных законов.

                                                                                                                                 
    2.2. Влияние музыкального воспитания на интеллект  (исследования последних десятилетий).

 Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.
        Интересен опыт выдающегося муз.  педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.
Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.                                                                                                                
       Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий ( в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов).                                                                                              
       Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.                              
       Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью.
      Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».
Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность анти социального поведения.                                                                            
      Музыкальное образование, включающее самостоятельное  музицирование,  уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь  исключают всякий криминальный опыт.
Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.                    

    -Музыка и речь                                                                
     
Единство музыки и речи признано всеми учеными. Они восходят к общим корням и имеют общее происхождение.                                «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. Музыка и речь – психологические родственники и нейропсихологические соседи. В мозгу образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и ее средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи.                                                                                          
       В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне – неоспоримый факт. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств.                                                                                                    
       Человек музыкальный в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества. Он владеет смысловым ключом речи – осмысленным интонированием. Вначале был Звук, от которого отделилось Слово – таков ход эволюции, в соответствии с которым человек воспринимает речь и распоряжается своими вербальными способностями.                                        

        -Музыка и поэзия                                                                                
   
Не стоит удивляться и тому, что воспитанник музыкального отделения, достигнув возраста 14–15 лет, начинает писать стихи, причем глубоко эмоциональные и тонкие. Все это — результат усилий музыкальных педагогов. Играя на инструменте, ребенок постоянно слышал комментарии преподавателя: «В этом месте нужно играть чуть тише, слабее, здесь автор задумывается, грустит. А теперь — громче, отчаяннее, тебя захлестывает обида, гнев!» В результате таких ежедневных упражнений развиваются не только пальцы ребенка — развивается его душа, он учится тонко и глубоко чувствовать, сопереживать, а потом и выражать собственные переживания в стихотворной форме.                                                                                                                                           
                                                                                                                               
        -Музыка и правописание                                                                                
    Часто дети пишут буквы и цифры зеркально, например Э вместо Е, Б вместо Д, переставляют местами буквы и слоги в слове- то нарушение пространственного восприятия. По этой же причине дети пропускают буквы и слоги, пишут слитно слова в предложении, а новую фразу с маленькой буквы. Часто у первоклашек не сформированы элементарные двигательные навыки и мелкая моторика руки: пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое. Занятия музыкой учат координировать свои движения.  Игра на муз. инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.                                                                                                                              
      Музыка оказывает сильное воздействие на психику и здоровье человека. По наблюдению ученых и врачей, вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности, и вызывают особые вибрационные ответы в подсознании. Благодаря этому музыкотерапия позволяет добиться значительных успехов при лечении различного рода психических расстройств.                                            

    -Музыка и математика                                                      
     
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. В ладах – определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и определенными отношениями. Ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. Музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. (Только то верно, что прекрасно).
      Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями заключается в повышенно абстрактном характере восприятия, в переносе навыков пространственно-геометрического восприятия, не имеющих явных предметных аналогов, на реальную действительность. Музыкальное восприятие на нейропсихологическом уровне оказалось весьма аналитичным: обработкой музыкальной информации занимаются отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции. Интересно, что у мальчиков-музыкантов пространственные операции несколько смещены в левое полушарие, вероятно, из-за особого аналитического «крена». Немузыканты и девочки-музыканты воспринимают пространственные процессы правополушарно. Может быть, распространенность композиторского таланта у мужчин связана со спецификой их пространственного мышления… Повышенная аналитичность и высокое качество пространственных операций «музыкального мозга» объясняет частое совпадение музыкальной и математической одаренности у одних и тех же людей. В конце 20-х годов 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского ун-та были одновременно членами университетского муз. клуба, и только 15% остальных профессоров посещали тот же клуб. Одаренным математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым.
Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматичный век оспаривать невозможно.
       Таким образом, музыка:
- облагораживает эмоционально,
- обогащает умственно,
- способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и к овладению языком и речью,
- способствует развитию социально-ценных качеств человека, делая его более либеральным, способным воспринимать «чужое» как «свое»,
- расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
       Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Многие авторитетные фирмы, компании (Микрософт) и крупные западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием.
                     
     
Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.
Многие современные мамы и папы даже не подозревают, что игра на музыкальных инструментах способствует лучшему обучению в школе.
           
     
Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два «Искусства»- музыку и математику.  Он считал, что гармония  чисел сродни гармонии  звуков  и  что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.  Из - за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут подписать цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задачи (особенно на тему времени, скорости и расстояния), ошибаются в устном арифметическом счете.  При дальнейшем обучении  таких ребят (статистика утверждает), что школьников с подобными проблемами  обнаруживается способность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки овладеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Учитель может разбиться в лепешку, устраняя эти ошибки, но его старания окажутся тщетными, если не поработать над развитием у ребенка пространственного мышления. И в этом верный помощник- музыка. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху- внизу».
       Нейропсихологи,  исследующие музыкальный талант, постоянно обращают внимание на его связь с пространственным интеллектом. Особенно глубокая связь такого рода замечена у одаренных музыкантов-мужчин. Отмечается она и у детей, занимающихся на клавишных инструментах – у них отмечается постоянный прогресс в выполнении пространственных тестов. Чтение нот является специфической пространственной операцией.

     -Музыка и дисциплина

   Влияние музыкального воспитания на формирование характера ребенка бесспорно. Ребенок, занимающийся, помимо школьных заданий, еще и музыкой, привыкает планировать свое время по минутам, и в результате успевает сделать гораздо больше, чем его сверстники, имеющие больше свободного времени. Чаще всего юный музыкант дорожит своим временем: ведь он знает, как оно быстротечно. Такой ребенок способен вместить в свой обычный день массу занятий: чтение книг, изучение языка, занятия спортом, помощь родителям по дому и т. д.   В то же время ребенок, не занятый ничем, кроме школы, после возвращения домой часто не находит себе места, томится от скуки, его дни проходят впустую, не принося ничего полезного и нового ни разуму, ни душе.

         -Массовая культура  как фактор влияния  на подрастающее поколение

         Явление массовой культуры сегодня, как фактора влияния на формирование культуры подростков, нельзя отрицать. Но ведь существуют такие жанры массовой культуры, которые действуют на личность подростка разрушающим образом. Погружение в звуковой мешок действует на умение ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших концертных залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых  вопроса: как вас зовут? где вы находитесь?  какой  теперь год?  И ни один из опрошенных не ответил на них. По заявлению германского профессора  Рауха  Б. , такая музыка вызывает выделение так называемых  стресс -гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или  что он изучал. Он умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок- концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3 - 5 раз хуже, чем обычно.

Растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха. Услышав классические произведения, акулы  успокаиваются и собираются со всего океанского побережья, (что случалось в ходе экспериментов); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению,

к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия.

В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня).

В современных условиях,  благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к  потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия  (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие  разновидности современной музыки,  как эстрадная песня, рэп,  диско  и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

В современной музыкальной педагогике выделяют следующие особенности формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров:

I. Поэтапность, постепенность.

Приобщение подростков к классической, народной и современной академической музыке должно осуществляется в три этапа:

1) подготовительный, предполагающий использование образцов популярной музыки, пользующихся популярностью в подростковой среде. Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения и досуга. Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория) исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений массовой музыки.

2) учебный (информационно-познавательный), предусматривающий использование на уроках музыки, на факультативных занятиях и при проведении дискотек и тематических вечеров наряду с привлекательными образцами более сложных произведений, требующих от слушателя более высокой музыкальной подготовленности. На данном этапе считается целесообразным проведение тематических бесед об академической и массовой музыке с включением музыкальных иллюстраций произведений развлекательного характера, сложных примеров в жанрах джаза и рок-музыки (рок-опера, рок-сюита, рок-кантата) и произведений массовой музыки (эстрада, рок, авторская песня).

3) развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихся интереса не только к академической и народной музыке, но и к традиционному и модерн-джазу, а также к высокохудожественным образцам в жанре рок-музыки, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений. В этой связи представляется необходимым чтение специального курса "Мировая музыкальная культура", предполагающего ознакомление подростков (в популярной форме) с наиболее распространенными и значимыми жанрами, стилями и направлениями как классической и современной академической, так и массовой музыки. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических и социальных корней массовой музыки (как социокультурного явления), ее взаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.

II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков — стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач Лекции цикла "Мировая музыкальная культура" должны излагаться в популярной, доступной для подростков форме. Каждая лекция должна предусматривать наличие музыкальных иллюстраций соответствующего содержания.

III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

         Одна из целей педагогического воспитания искусством – научить детей воспринимать «язык искусства» через ощущения (звука, цвета, пластики, мимики и т.д.), позволяющие сопереживать, чувствовать и понимать важные общечеловеческие истины.
         Восприятие произведений искусства может быть различным  в зависимости от природных, потенциальных, социальных особенностей личности, поэтому в системе воспитания искусством необходим индивидуальный подход. Воспитание искусством позволяет сформировать устойчивую жизненную позицию личности. 
          С жизненным опытом и упражнениями в творчестве глубина восприятия «языка искусств» усложняется и совершенствуется, что позволяет человеку развиваться. Личность, реализующая свой творческий потенциал, гармонизирует окружающую среду, что способствует организации психического комфорта и обретению духовного здоровья. Комфортная среда жизнедеятельности позволяет культурно адаптировать личность в социуме. Сфера искусства дает возможность разрядить хаотичную, дисгармоничную «энергию», которую накапливает человек в потоке непрерывной информации, в бесконечной смене развивающихся событий. 

                                                                                                                                                                                         

   Заключение                                                                                      

           В данной  работе  я  проследила влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка с древних эпох до наших дней, а так же из своего опыта работы я пришла к выводу, что  во все времена музыкальное воспитание было и есть одно из средств  формирования духовного облика человека, его идеалов. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.
С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного.  
                                                                     
         Природа  щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок.  Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

        Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.                                                                                                              
       

                                                                                                                     

                                                                                                   

                                                                                                                 Список литературы:

1.Фейнберг Е.  Обыкновенное  и  необыкновенное – М.: «Новый мир» №2, 1965.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М.: «Просвещение», 1968. 3.Баренбойм Л.А.  Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Ленинградское отделение, 1974.

4.Апраксина Д.А.  Музыкальное  воспитание  в  школе - М.: «Музыка», 1975. 5. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977                                                                                                             6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.                                                                                                   7.Михеев Л. Вопросы музыкально-эстетического воспитания - Л.: «Музыка», 1985.                                                                                                                               8. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.                                                                                                              9.  Музыка – Культура – Человек. Собрание научных трудов //под ред. Мугинштейна// Свердловск: «Урал», 1988.                                                              10.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: «Академия»,2000.                                                                     11.Д.К.Кирнарская. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.                                                           12.Киященко Н.И.  Есть ли у России будущее при нынешнем состоянии системы образования – М.: «Философия и общество» №4, 2008.

 

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние детского музыкального воспитания на развитие личности".

Как и чем музыкальное воспитание помогает развитию личности в различных областях знаний....

Влияние музыкального искусства на формирование личности ребёнка

Данная работа посвящена процессу формирования личности под влиянием музыкального искусства. Насколько важно ребёнка с малых лет знакомить с настоящими музыкальными произведениями, с народным творчеств...

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА (на примере МОУДОД «Дворца творчества детей и молодёжи» г. Воркуты).

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания....

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Вияние семейного воспитания на развитие личности ребенка....

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребёнка. (Лекция для родителей)

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друг...

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....