ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА (на примере МОУДОД «Дворца творчества детей и молодёжи» г. Воркуты).
методическая разработка по теме

Шаманова Валерия Владимировна

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.

 Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

     Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

    Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

    В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.

    Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

    Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

    Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дополнительное образование51.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Факультет: иностранных языков

Специальность: английский язык

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

на тему: ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

(на примере МОУДОД «Дворца творчества детей и молодёжи» г. Воркуты).

Выполнил студент

Группы                                              В.В. Шаманова          ______

Руководитель:                                   М.И.Ярославцева                        

Сыктывкар 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………………………………2

  1. Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………………….9

1.1. Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей……....................14

  1. Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………….22

  1. Влияние дополнительного образования на развитие личности ребёнка  на примере МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты
  1. Заключение……………………………………………………………………………………..32

  1. Список используемой литературы………………………………………………….36

ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность исследования. Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе, и системы дополнительного образования. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Цель исследования: выяснить влияние дополнительного образования на развитие личности ребёнка.

Объект исследования: влияние деятельности учреждения дополнительного образования детей на примере МОУ ДОД "ДТДиМ" г. Воркуты.

Гипотеза исследования: доказать роль дополнительного образования в развитии личности ребенка. Деятельность учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективность воспитания социальной активности детей при внедрении следующих педагогических средств:

-  проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

-   реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

Задачи исследования:

1.Выявить особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности детей.

2.Обосновать содержание и структуру процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

   Вместе с тем позитивные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, широкомасштабные реформы, проводимые в российском обществе в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.

Воспитание, являясь механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и становление его в качестве субъекта конкретного исторического процесса.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи; дано методологическое обоснование; выдвинута рабочая гипотеза; изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература; разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования. На данном этапе использовался комплекс методов: изучение и анализ социологической, социально-педагогической, педагогической литературы; изучались особенности организации воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы; были выявлены сущность и содержание понятия «воспитание в дополнительном образовании», позволившие обозначить средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

На втором этапе исследования осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза; отрабатывались и проверялись воспитательные технологии социально-ориентированной направленности, способствующие воспитанию социальной активности детей в учреждении дополнительного образования. При этом использовалась совокупность методов: наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.

На третьем этапе исследования  анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

-       выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности: сотворчество детей и педагогов; координирующая роль педагога в воспитательном процессе; возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности;

-   обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности;

-  обоснованы педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающие эффективность: проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности; реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-    определены сущностные характеристики компонентов социальной активности детей: когнитивный (знания о мире социокультурной деятельности человека), мотивационный (потребность в познании и преобразовании социума), коммуникативный (социальные нормы и правила общения), эмоциональный (эмоциональные реакции, позитивное мироощущение), креативный (опыт творческой созидательной деятельности).

- выявлена структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающая во взаимосвязи цель, содержание, формы, средства и результат исследуемого процесса.

Практическая значимость исследования:

-  разработано содержание воспитания социальной активности в процессе занятия детей различными видами предметно-практической деятельности (художественно-эстетической, экологической, туристско-краеведческой, спортивной) соответственно специфике учреждения дополнительного образования;

- разработана программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей;

    Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам, гипотезе и подтверждающего основные выводы курсовой работы.

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.

 Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

     Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

    Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

    В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.

    Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

    Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

    Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

    Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание возникло в России в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д.

    Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество "Сетлемент" (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911г. в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний " Бодрая жизнь". К этому периоду относится и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

    На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном коммисариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы. В июне 1919 года был проведен Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

    В 30-е годы термин " внешкольное образование" был заменен на "внешкольное воспитание".

   Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

    В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

    Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация и единственная молодежная организация, установкам и целям, которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей.

    Тем не менее, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт выращивания талантов. Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники, известные в России и за ее пределами, были воспитанниками системы внешкольного воспитания.

    После 1991 года эта система не только не распалась, но в отличии от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ " Об образовании " с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

    Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, куда входят более 16 тысяч учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет. Около 270 тысяч педагогических работников заняты в этой сфере деятельности как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

    Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности множество возможностей выбора своей судьбы и стимулирующее процессы личностного саморазвития.

    Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

    Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.

    Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная - создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

    Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

 

1.2. Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей

   Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

    По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

    В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.

Основными среди них принято считать следующие:

 художественно-эстетическое;

 научно-техническое;

 спортивно-техническое;

 эколого-биологическое;

 физкультурно-оздоровительное;

 туристско-краеведческое;

 военно-патриотическое;

 социально-педагогическое;

 культурологическое;

 экономико-правовое.

    Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

   В современных условиях часть дополнительных образовательных услуг является платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы образования в целом и дополнительного - в частности, нехваткой высококвалифицированных кадров, недостаточным материально - техническим оснащением этой сферы образования. Возможность предоставления платных услуг заставляет работников дополнительного образования критически осмыслить и оценить свой потенциал, понять свою роль в удовлетворении культурно-образовательных запросов социума, проанализировать свои внутренние резервы. Введение в систему дополнительного образования платных услуг способствует здоровой конкуренции в образовательной сфере, укрепляет и поддерживает материальное состояние образовательного учреждения, повышает его ответственность за результаты образования, содействует развитию многообразия форм и методов обучения, вносит новое в содержание образования.

    Для того чтобы дети в условиях внешкольного воспитания могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых. Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ученика стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

    Необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.

    Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

    Одним из основных условий развития творческих особенностей ребенка является методическая культура педагогов (широкий арсенал приемов, методов, технологий). Не менее важен стиль педагогического руководства, так как он оказывает влияние на активизацию творчества детей. Наиболее успешным является демократический стиль управления в группе, где взаимоотношения между детьми и руководителем строятся на основе сотрудничества и паритетности.

    Умение проектировать и моделировать эстетические идеи, включение эмоционально-личностной сферы учителя в профессиональную деятельность являются залогом успеха. Любить детей мало - им надо нравиться. Здесь очень важно соблюсти пропорцию - " быть рядом, но чуть-чуть впереди ", то есть общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе, но не опускаться до его уровня, а, наоборот, поднимать до своего уровня.

    Досуг - дело деликатное, стало быть, и методика должна быть демократичной и гуманной. Работа со школьниками должна проводиться на основе широкого развития инициативы и самодеятельности ребят, с учетом их возрастных особенностей, знаний и интересов.

    Социальная ситуация в обществе изменяется столь стремительно, что проблема личности и ее формирования выдвигается на первое место.

    На фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

    Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

    Чтобы снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность, необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезными делами. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

    Работа творческих объединений, секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

    Воспитание в условиях дополнительного образования обеспечивается влиянием ряда социальных факторов: составом группы, взаимовлиянием, связью каждого и его значимостью в работе творческого объединения. Вступая во взаимодействие с внутренними процессами саморазвития человека, эти факторы вызывают определенные сдвиги в сознании и поведении личности. Происходит опосредованное формирование нравственных, духовных и культурных ориентиров подрастающего поколения.

   Многолетний опыт воспитания школьников показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Действительно, школа дает важное и значимое общее образование, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование

    Современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного, а не только интеллектуального развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

    Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже ХХ и ХХI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

    Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

    Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Воспитательная система может быть представлена в виде взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, деятельность которых будет направлена на реализацию поставленных педагогических и социальных задач.

 По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие школьника во всем богатстве его запросов и интересов.

    Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования. Нельзя недооценивать его роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и значимость его результатов для общества.

    Школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.

    Дополнительное образование решает также проблему свободного времяпровождения детей вне школы. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта, прикладного и технического творчества, дает возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.

    У детей, которые прошли через учреждения дополнительного образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

    Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей.

   Таким образом, система дополнительного образования вместе со школой активно помогает ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Глава 2. Практическая часть

1.1. Влияние дополнительного образования на развитие личности ребёнка  на примере МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты

   Исследование проводилось на примере МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты. «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Воркуты в 2012 году стал победителем конкурса «Бренд года 2012», в номинации «Уникальность в образовании».

   В  ноябре 2012 года «ДТДиМ» г. Воркуты исполнилось 45 лет. Воспитанники творческих объединений добиваются успехов в различных сферах деятельности, они становятся победителями и призёрами городских, республиканских, всероссийских и международных соревнованиях и конкурсах.

   За 45 лет во Дворце уже успели сложиться определённые традиции, которые чтутся всеми педагогами, обучающимися и родителями. Некоторые традиции со временем трансформируются до неузнаваемости, но, несмотря на это, не теряют своей значимости. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Посвящение в кружковцы. Ежегодно оформляется большая выставка с работами воспитанников технического и декоративно-прикладного отдела. А выпускники принимают торжественную клятву «новичков», о том, что они гордо будут носить звание обучающегося Дворца творчества детей и молодёжи.
  2. Ежегодный бал. К этому событию готовятся все отделы. Педагоги подбирают творческие номера: полонез, мазурка, менуэт, вальс. Участниками мероприятия являются все воспитанники Дворца, а самые маленькие дети клянутся в верности творчеству и готовы делать первые шаги на пути к успеху.

Творческий год всех объединений Дворца начинается с открытия и заканчивается закрытием сезона. Только здесь учебный год измеряется не отметками, а творческими номерами и выступлениями, конкурсами и соревнованиями, новыми победами и друзьями.

    Все проведённые исследования свидетельствуют о качестве образования и положительном влиянии на развитие личности воспитанников. Рассмотрим подробнее деятельность учреждения.

.1.        Цель деятельности «ДТДиМ» г. Воркуты

        Создание открытой образовательной среды, обеспечивающей доступность, высокое качество и равные возможности образования, адекватного социальным потребностям и требованиям инновационной экономики.

2.        Место и роль участника конкурса в системе образования города        

Потенциал рынка услуг дополнительного образования постоянно растет. Ожидаемая ценность от дополнительного образования – личностная и профессиональная самореализация, мотив - «поиск перемен», личного роста и развития.

В Воркуте 4 учреждения дополнительного образования (включая Дворец), подведомственных Управлению образования: две школы – одна спортивно-физкультурной направленности, другая художественно-эстетической, дом детского творчества, находящийся на пос. Воргашор. Есть еще учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма. Но, благодаря своему местонахождению (центр города), своей многолетней популярности, Дворец творчества детей и молодежи, реализующий дополнительные образовательные программы 10 направленностей является уникальным  учреждением. Дворец – это центр детского досуга, центр реализации детской одаренности, центр воплощения мечты каждого ребенка. При введении ФГОС нового поколения, когда организация внеурочной деятельности стала одним из приоритетных направлений, Дворец стал выполнять еще и роль центра интеграции общего и дополнительного образования.

Ежегодно более 800 обучающихся зачисляются на первый год обучения в творческие объединения Дворца. Выбор творческого объединения, как показывает практика, оказывает влияние не только на личность ребёнка, но и на выбор будущей профессии. Например, воспитанницы творческого объединения «Полярная сова» клуб начинающих журналистов уже помог определиться с профессией выпускникам: Нифантова Софья (2011 год выпуска, 2 курс), Кашина Анна (2010 год выпуска,  3 курс) студентки дневной формы обучения, факультета массовых коммуникаций С.-Петербургского государственного университета по направлению «Журналистика», Кузьменкова Мария (2011 год выпуска) студентка 2 курса СГУ, по направлению «Журналистика», Кот Дарья (2011 год выпуска) студентка 2 курса Московского института телевидения и радиовещания  Останкино, факультет журналистики, специальность «Теле-радио журналистика», Дриголя Валерия (2011 год выпуска) студентка 1 курса факультета журналистики МГУ имени Ломоносова и тд.

Решая приоритетные задачи, стоящие перед всей системой образования в городе, Дворец творчества детей и молодежи выполняет очень важные функции:

- профилактическую, организуя активный досуг детей и подростков;

- социализирующую функцию, помогая личностному росту и становлению каждого;

- социо-культурную, повышая творческий потенциал и уровень развития общечеловеческой культуры обучающихся.

3.        Целевой сегмент (социальный заказ)

Обучающиеся Дворца творчества детей и молодежи – это дети и молодежь, в возрасте от 4 до 21 года. Целевая аудитория – это не только дети, это еще их родители, которые заинтересованы в качественном обучении и всестороннем развитии своих детей.

Поскольку обучение в творческих объединениях «ДТДиМ» бесплатное, Дворец является центром дополнительного образования, доступного для всех слоев общества.

        Ежегодно проводится социологический опрос, помогающий варьировать учебный план, реализовывать те образовательные программы, которые наиболее востребованы населением города Воркуты. Так за 3 последних учебных года по пожеланиям детей и родителей города Воркуты были разработаны и апробированы такие дополнительные образовательные программы, как «Корригирующая гимнастика», «Территория Фитнеса», «Черлидинг», «Спортивная мозаика», «Школа раннего развития «Знайкин», «Юные дизайнеры», «Основы видеомонтажа и композитинга», «Прикладное плавание для лиц с  ограниченными возможностями», «Познай себя», «Волшебная флора», «Школа Лидера» и другие. Выросло количество хореографических коллективов, спортивно-оздоровительных объединений, оказывается большее количество образовательных услуг по формированию компьютерной грамотности обучающихся.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Реализация образовательных дополнительных программ Дворца творчества детей и молодежи  способствует приобретению духовно-нравственных ценностей,  влияющих на процесс развития личности обучающихся города.

4.        Использование методов продвижения услуг (описание стратегии)        

1. Трансляция опыта работы.

- участие в научно-практических семинарах и конференциях различного уровня;

- обобщение педагогического опыта (методическая продукция, мастер-классы и т.п.);

- публикации в научно-практической литературе и различных СМИ;

- деятельность информационного сайта МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты.

2.Участие обучающихся Дворца в различных научных конференциях и конкурсах городского, республиканского, регионального, всероссийского и международного уровней.

3. Культурно-массовая деятельность Дворца творчества детей и молодежи, как пропаганда творческой активности на площадках города и республики Коми.

4. Ежегодная кампания по набору детей в творческие объединения (рекламная кампания, экскурсии, выход педагогов в общеобразовательные учреждения);

5. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями города.

  1. Вклад в развитие системы города

МОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты является непосредственным участником реализации муниципальной программы «Воркутинское образование - 2», подпрограммы «Я – воркутинец».

Методической службой продолжается проектирование сетевой модели взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города в рамках реализации ФГОС второго поколения. Педагогами Дворца уже разработаны 40 дополнительных образовательных программ по разным направлениям деятельности, которые успешно реализовались в 2010-2011, 2011-2012  учебных годах в образовательных учреждениях нашего города. Среди них такие программы как «Юные академики», «Электротехника», «Макетирование», «Бальные спортивные танцы», «Компьютерная графика и дизайн», «Юные художники» и др.

Воспитанники Дворца творчества детей и молодежи г. Воркуты являются постоянными участниками всех городских мероприятий, организованных Управлением образования, Управлением культуры, Управлением физкультуры¸ спорта и туризма администрации МО ГО «Воркута».

6.        Результаты деятельности за последние 3 учебных года

6.1. Количество реализуемых образовательных программ

2009-2010

2010-2011

2011- 2012

64

66

72

6.2. Сохранность контингента

2009-2010

2010-2011

2011-2012

83,7%

85,8%

86,3%

6.3.Ррезультативность обучения

Уровень обученности

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Оптимальный

55,3%

52,8%

58,1%

Допустимый

36,6%

39,3%

36,1%

Критический

8,1%

7,8%

5,8%

6.4. Показатель удовлетворенности населения

2009-2010

2010-2011

2011-2012

97,1%

98,9%

100%

6.5. Результативность участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах  различного уровня (количество призовых мест)

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Городской

106

117

129

Республиканский

203

216

183

Всероссийский

58

54

86

Международный

3

7

12

7.        Планы работы по продвижению бренда на следующий учебный год        

В качестве основных приоритетов развития образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие:

  • Обновление содержания и совершенствование качества образования.
  • Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  • Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей.
  • Развитие и обновление педагогического потенциала.
  • Современная образовательная инфраструктура.
  • Расширение самостоятельности образовательных учреждений.

Именно эти направления стали отправной точкой стратегического планирования по продвижению бренда «Дворец – территория успеха» на 2012-2013 учебный год.

На сайте Дворца имеется подробная информация как для детей, подростков и для  родительской общественности, так и для юридических лиц и организаций, заинтересованных в сотрудничестве с нашим уникальным учреждением.

В планах работы:

- рекламная акция на радио- и телеканалах (реализуется);

- «агитдесант» в общеобразовательные учреждения города (реализуется);

- презентация творческих объединений (развлекательное мероприятие в колонном зале Дворца, игра-квест, открытие творческого сезона);

- разработка новых образовательных программ, внедрение инновационных технологий (дистанционное обучение, ИКТ-технологии и т.п.);

        - разработка программ дополнительного образования для вовлечения в  образовательную деятельность детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (реализуется);

        - использование социальных сетей для создания тематических групп с целью большего информирования населения г. Воркуты о деятельности творческих объединений Дворца (реализуется);

        - организация сотрудничества с учреждениями  образования Инты, Ухты, Сыктывкара, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы с целью обмена опытом (реализуется).

5.        Приложения

5.1.        Логотип.

5.2.        Слоган        

5.2.        Мелодия (песня – визитная карточка Дворца)

5.3.         Фирменный стиль (эксклюзивное, традиционное оформление всех печатных материалов)        

5.4.        Печатная реклама        

5.5.        Наружная реклама         

        1. Фотоматериалы наружной рекламы (афиши, информационные щиты, стенды, баннеры, постеры).

        2. Видео и аудио-материалы.

5.6.        Документы, подтверждающие общеизвестность бренда        

1.   Договора (по сетевому взаимодействию).

  1. Награды и благодарственные письма.
  2. Публикации.
  3. Фотоматериалы с мероприятий.

Заключение

   Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России;

    Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию – занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования, вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

   Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

   В России дополнительное образование детей реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д. Деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам, учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокупности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей.

   Содержание дополнительного образования детей отражает рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Такой объективный фактор, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования, как:  креативность жизнедеятельности детских объединений; дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками. Дополнительное образование  также решает проблему свободного времяпровождения детей вне школы. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта, прикладного и технического творчества, дает возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.

    У детей, которые прошли через учреждения дополнительного образования, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

   Таким образом,  деятельность учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективность воспитания социальной активности детей при внедрении следующих педагогических средств:

-  проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

-   реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

Список использованной литературы:

  1.      Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный поход к детям. / Ш.А.Амонашвили; Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. – М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. – 544 с. – (Психологи Отечества)
  2.    Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития // Автореф. дис. канд. пед. наук – Ростов на Дону - 1997, 21с.
  3.       Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник - 1997, №9
  4. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дис… канд. пед. наук – М., 1998 – 147 с.

  1. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. - 1999. - №2.

  1. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОГПУ; под ред. Н.В.Сократова, - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. – 260 с.
  2. Дополнительное образование - фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1998. - 204 с.
  3. Летопись МОУДОД «ДТДиМ» г. Воркуты
  4. referat.resurs.kz. Ресурс информационный портал.
  5. BestReferat.ru
  6. nsportal.ruШколаДополнительное образованиеreferat-metodiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов – хореографов «Дворца творчества детей и молодежи» г.Воркуты

Семинар содержит информацию по изучению игрового стретчинга...

Учебная программа хореографической студии "Феерия" дворца творчества детей и молодежи г.Воркуты

Дополнительная образовательная программа учебного курса творческой хореографической студии «Феерия» Дворца творчества детей и молодежи города Воркуты Республики Коми.        ...

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребёнка. (Лекция для родителей)

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друг...

Влияние дополнительного образования на саморазвитие личности старшеклассника

Одно из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша школа» - это система поддержки талантливых детей. Отмечено, что в рамках данного направления одновременно с реализацией стандарта об...

Влияние дополнительного образования на саморазвитие личности старшеклассника

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования инт...