Влияние дополнительного образования на саморазвитие личности старшеклассника
статья по теме

Колегова Татьяна Геннадьевна

Одно из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша школа» - это система поддержки талантливых детей. Отмечено, что в рамках данного направления одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности. Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования интеллектуально одаренных детей не только в отдельной школе, но и в рамках системы более высокого порядка – муниципальной или региональной системы образования. В то же время хочется отметить, что еще недостаточно изучены возможности развития интеллектуально одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирования государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе, и на муниципальном уровне. Чем муниципальная система образования может быть полезна одаренному ребенку, и какие условия могут быть созданы в ней для его развития? Какие инновационные преимущества может приобрести муниципальная система образования для формирования нового интеллектуального и творческого потенциала региона? В рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления молодых талантов, Концепции развития системы образования ХМАО – Югры до 2020 года, Стратегии развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года, а также для решения выше обозначенной проблемы в сентябре 2012года, по инициативе департамента образования Администрации города Сургута и при поддержке Информационно-методического центра в городе были созданы Центры дополнительного образования по работе с интеллектуально одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дополнительного образования на саморазвитие личности старшеклассника

Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли и

                                             требующий к себе огромного внимания.

         Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос

и дал  обильный плод.

В.А.Сухомлинский

Одно из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша школа» - это система поддержки талантливых детей. Отмечено, что в рамках данного направления одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования интеллектуально одаренных детей не только в отдельной школе, но и в рамках системы более высокого порядка – муниципальной или региональной системы образования.

В то же время хочется отметить, что еще недостаточно изучены возможности развития интеллектуально одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирования государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе, и на муниципальном уровне. Чем муниципальная система образования может быть полезна одаренному ребенку, и какие условия могут быть созданы в ней для его развития?

ХХI век – это век развитых технологий, сложных социальных ситуаций и прочих кризисов, таких как экологический, информационный, культурный, демографический, национальный и др., все это заставляет адаптироваться к данным сложным ситуациям все сферы жизнедеятельности. Решение этих проблем предполагает изменение человеческого менталитета, ценностных ориентаций, способов деятельности, поведения и образа жизни как в индивидуально личностном, так и в общечеловеческом масштабе. Именно поэтому особенно важно подготовит учащихся к их самостоятельной жизни в социуме. Современная педагогика характеризуется термином «дополнительное образование». Оно включает в себя все сферы внешкольного образования, которое не включено в стандарт. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать: художественно-эстетические;  научно-технологические; спортивно-технические; эколого-биологические;  физкультурно-оздоровительные;  туристическо-краеведческие; военно-патриотические; социально-педагогические;  культурологические; экономико-правовые.

В подростковом и юношеском возрасте активно происходит развитие познавательных процессов индивида и формирование личности. Интересы учащихся становясь более дифференцированными и устойчивыми. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения, это довольно опасно для их дальнейшей жизнедеятельности в социуме. Следует отметить, что в старших классах развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, при котором они оказываются практически готовыми к выполнению всех тех умений и навыков которые присущи взрослому человеку, включая самые сложные из них. Это происходит в связи с изучением дополнительных предметов, и видов деятельности, которые помогают школьнику освоиться в новом, и еще не понятном для него мире. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей. Дополнительное образование формирует так же у ребенка развитие его креативных качеств, которые в XXI веке просто необходимо, как одно из главных качеств личности человека. Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности. В доказательство этому мы можем привести высказывание такого видного педагогического деятеля как Л.С. Выготского о том что «сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.

Потребность старшего школьника в самоопределении, в творческом самовыражении, в реализации собственной индивидуальности связана с выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных ее проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почету, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Возрастающее стремление к личностной значимости, устойчивая система интересов, зрелость целей деятельности и установка на творческие способы их осуществления, интенсивное развитие рефлексии и волевых процессов, повышенная эмоциональность и самостоятельность определяют специфику отношения к творческой активности старших школьников. Л.В. Ершова указывает на что, именно благодаря творчеству у старшеклассников развивается способность к саморефлексии. Если творческие школьники при реализации собственных возможностей основное внимание уделяют внутреннему самостроительству, стремятся к преобразованию деятельности на основе ее самоанализа (мотивов, целей, ценностей), то обычные старшеклассники в качестве основного выбирают внешний критерий – изменение ситуации, мнение окружающих, для них наиболее характерно самоутверждение для других, в целях удовлетворения стремления «обратить на себя внимание», «получить высокую оценку», завоевать «лидирующие позиции в группе».

Именно поэтому дополнительное образование должно стать частью психологического изучения, ведь оно позволяет учащемуся быть более уверенным в своих действиях в условиях самостоятельности, человек лучше и быстрее присваивается к своей еще неизведанной, долгой и интересной жизни, и это позволяет ему испытать меньше психологических потрясений и быть более успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка

В свете совершенствования и изменения системы российского образования и его правовой основы одну из первостепенных ниш занимает дополнительное образование детей в школе. Данный вид образования с...

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА (на примере МОУДОД «Дворца творчества детей и молодёжи» г. Воркуты).

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания....

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Влияние дополнительного образования на развитие ребенка

Дополнительное образование и его помощь в развитии ребенка....

Влияние дополнительного образования на саморазвитие личности старшеклассника

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования инт...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...