Филимонова Любовь Юрьевна

сайт учителя начальных классов

Пускай душа и ум останутся открыты... (О.Партала)

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: технологии образовательного процесса

Увлечения: театр, книги, путешествия

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Москва

Место работы: ГБОУ гимназия ДО г. Москвы СЗОУО

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/filimonova-lyubov
Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение!
В.Ф.Базарный

О себе

Работаю учителем начальных классов 22 года.  Люблю  свою работу, т.е. свою жизнь! А ученики мои все просто гениальные!

Вечер... А я за своим учительским столом... В тишине пустого кабинета слышу голоса своих учеников... Они у меня самые - самые! Непросто учить детей. Кто говорит наоборот, тот лукавит. Каждый из них личность, неповторимый человек. И каждому надо дать только хорошее, научить только хорошему. Впереди у них долгая и сложная жизнь. Как хоть чуть-чуть помочь им в этой жизни? Поэтому в тишине кабинета я готовлю  для каждого слово, задание, пример...

Завтра будет новый день. Я опять встречу дорогих для меня учеников. Вспомню тех, кто с любовью к школе, ее учителям ушел во взрослую жизнь. И улыбнусь, думая о том будущем, которое ожидает моих учеников. Оно просто должно быть прекрсаным!

Может сейчас я только и поняла, что не просто так я стала учителем. Это мое призвание!

 ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ?
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:
  - Мы (учителя) имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
- Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.
  На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, моя  важнейшая задача,  - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы я  оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.
   Объект моего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты моего воздействия на духовный мир школьника – мое слово - слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.
  Одной из важнейших особенностей моего педагогического творчества  является то, что объект моего труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.
Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в моей душе, если я посвятила свою жизнь благородному учительскому труду.
Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Терпение  к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.
Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвала эту черту гармонией сердца и разума.
Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.
Чтобы стать настоящим учителем,  надо пройти эту школу сердечности – в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится мой ученик..

Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы приложить механически все закономерности обучения и воспитания. Нельзя требовать от ребенка невозможного.
Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде. А это значит, что в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени. Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием.
Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Стараюсь беречь  эту тропинку и этот огонек.
Я продумываю, что будет делать каждый ученик.  Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, - это пропавший для него урок. Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и меня и моего ученика.

На первое место я ставлю задачу: научить детей учиться. Одна из главных моих забот – установить правильное соотношение между объемом теоретических знаний, которыми овладевают дети, и практическими умениями и навыками.
Без умения бегло, сознательно, выразительно читать и воспринимать прочитанное, бегло и безошибочно писать – не может быть и речи об успешном учении в средних и старших классах. Умение читать надо довести до такой ступени автоматизма, чтобы восприятие зрением и сознанием значительно опережало произношение вслух.
  Моя важнейшая задача – построить прочный фундамент знаний. Обращаю внимание на элементарную грамотность.
Обучая детей в начальных классах, я всегда имею перед собой список главнейших орфограмм.
Очень большое значение имеет игровой элемент в процессе обучения. Это не только таблица умножения, но и наиболее часто употребляемые случаи, сложения, вычитания, деления, умножения в пределах тысячи. Это также наиболее типичные измерения и превращения величин.

Я  анализирую содержание знаний, четко выделяю в них то, что ученики должны твердо запомнить и прочно хранить в памяти. Очень важно для меня  правильно определить в программе те «узлы» знания, от крепости которых зависит развитие мышления, умственных способностей, умение пользоваться знаниями. Эти «узлы» - важные выводы и обобщения, формулы, правила, законы и закономерности, отражающие специфику предмета.
Чем сложнее понятие, которое изучается в данный момент, тем интереснее, увлекательнее должны быть книги, которые читает ученик.

Я  создаю интеллектуальный фон для запоминания, заучивания, сохранения в памяти программного материала.

Знать – это значит уметь применять знания. О знаниях можно говорить лишь тогда, когда они становятся фактором духовной жизни, захватывают мысль, пробуждают интерес.
  Я стремлюсь чтобы знания моих учеников были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а жили в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между моими учениками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.
В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится слово, точнее, реальный, окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед ребенком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу, гранями. Первые и, на мой взгляд, самые широкие шаги по лестнице знаний ребенок делает, познавая мир через слово.
В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова.

Я учу так, чтобы знания детьми добывались с помощью уже имеющихся знаний – в этом, на мой взгляд, заключается высшее мастерство дидактики.
Научить детей добывать знания – это значит научить детей  открывать истину, отвечать на вопросы.
Поэтому, готовясь к уроку, продумываю материал под этим углом зрения – нахожу те незаметные с первого взгляда узелки, где происходит сцепление причинно-следственных связей, из которых и рождаются вопросы. Ведь вопросы пробуждают желание знать.
Чтобы  подвести учеников к вопросу:  необходимо знать, что надо рассказать, а что оставить недосказанным. Недосказанное – это как бы «затравка» для мышления учеников. Здесь никаких рецептов, подходящих на все случаи. Все зависит от содержания конкретного материала и от фактических знаний, уже имеющихся у детей. Надо, чтобы думали, напрягали умственные силы все.
Для того, чтобы мои ученики добывали знания , я пытаюсь  хорошо знать их знания. Один очень хорошо помнит изученное, другой кое-что забыл. Вот здесь надо быть таким руководителем умственного труда, чтобы каждый, вслушиваясь в мое объяснение, следовал своим путем, извлекал из кладовых сознания то, что там хранится, а если в ином месте этих кладовых – пустота, если нить мысли у кое-кого обрывается, устранить разрыв в мысли. Но это тоже требует большого искусства и мастерства. Там же, где никаких пустот и разрывов в знаниях нет, я прибегаю к сокращенному объяснению.

Веду своих учеников к запоминанию через осмысливание (осознание), понимание многочисленных фактов, вещей, предметов, явлений. Не допускаю запоминания того, что еще не понятно, не осмысленно. Пусть от осмысливания фактов, вещей, явлений до глубокого понимания абстрактной истины (правила, формулы, закона, вывода) лежит через практическую работу, которая как раз и представляет собой овладение знаниями.

Стремлюсь к тому, чтобы при первом изучении материала  увидеть результат умственного труда каждого ученика.

Повторение — мать учения, утверждает народная педагогика. Но нередко бывает, что добрая мать становится злой мачехой.
И я учу детей отдаляться от материала — не замечать деталей и присматриваться к главному.
В рабочей тетради по каждому предмету на специально отведенном поле красным карандашом записывается то, что навсегда надо запомнить.

Культура педагогического труда во многом определяется тем, какое место в умственном развитии учеников занимает наблюдение. Из наблюдений не только черпаются знания,— в наблюдениях знания живут, благодаря наблюдениям они, можно сказать, идут в оборот, применяются как инструменты в труде. Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и запоминания знаний. Наблюдательный  ученик никогда не бывает неуспевающим или неграмотным. Я  помогаю ученику использовать ранее усвоенные знания для все новых и новых наблюдений, достигаю того, что чем «старше» знания ученика, тем они прочнее.  

Урок идет интересно — это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности моего ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека.
Стремлюсь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы ни интерес, ни внимание школьников.
Первый источник, первая искорка интереса к знаниям — в подходе учителя к материалу, который объясняется на уроке, к фактам, подвергающимся анализу. Знание истины рождается в сознании ученика из познания точек соприкосновения между фактами и явлениями, нитей, которыми эти факты и явления связываются. Готовясь к уроку, я всегда стремлюсь продумать, осмыслить как раз те точки соприкосновения, те нити, где благодаря сцеплению мыслей раскрывается что-то новое, неожиданное в смысле познания истин и закономерностей окружающего мира.
Источник интереса — и в применении знаний, в переживании чувства власти разума над фактами и явлениями. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем, искателем. В детском же духовном мире эта потребность особенно сильна. Но если нет пищи для нее —   живого общения с фактами и явлениями, радости познания — эта потребность глохнет, а вместе с ней угасает и интерес к знаниям. Я вижу очень важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание ученика быть открывателем, реализовать это его желание специальными методами работы.

Воспитательная сторона учения раскрывается, по моему твердому убеждению, прежде всего в том, что, образно выражаясь, в стройном оркестре основ наук каждый ученик находит свой любимый инструмент и свою любимую мелодию. Нет интеллектуальной полноты, духовного богатства жизни личности без влюбленности в конкретный предмет, в конкретную отрасль научных знаний.
Считаю делом своей чести, чтобы преподаваемый мною предметы ученики находили самыми интересными. Борюсь за мысль и сердца своих питомцев.

Я твердо убеждена: путь к достижению моей  цели в том, чтобы знания, интеллектуальное богатство служило самовыражением личности.  Воспитывая своих учеников, я стремлюсь к осуществлению принципа: каждый ученик должен сделать свой вклад в интеллектуальную жизнь коллектива. Собственные знания, мысль, умения должны   переживаться   как честь,  как  достоинство.  Этого  никак  нельзя  достигнуть, только тем, что ученический коллектив будет знать, как этот школьник учит  уроки, слышать,   как  он   отвечает.
С каждым годом обмен умственными, духовными богатствами все больше определяют отношения между детьми.
В  процессе  передачи  знаний другим ученик  многое уясняет для самого  себя, у него   возникает   множество вопросов, он стремится выяснить тончайшие «извилины и повороты» мысли, скрытые причинно-следственные связи.
Как добиться, чтобы детям хотелось учиться? Эта цель никогда не будет достигнута, если знания останутся в сознании ученика «ценностями для себя», если они не приобретут нравственной окраски, не будут переживаться как радость, честь, богатство, достоинство личности.

О свей работе и своих учениках я могу говорить долго. Я люблю свою школьную жизнь.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Островский "Как закалялась сталь"

Мой взгляд на мир

Мир красив, отзывчив и добр! Только не надо этот мир разрушать! Этому я учу своих детей.

Я продолжаю свой путь,
Я продолжаю идти,
И хоть порою свернуть
Хотят сомненья мои,
И не дают мне заснуть
Опять тревоги в ночи,
Я знаю – это мой путь,
И продолжаю идти.

В дали я вижу рассвет,
Он освещает мечту,
Там я узнаю ответ,
Там получу, что хочу,
Там солнце станет светлей
И ароматней цветы,
Там будут люди добрей
Встречаться мне на пути.

И пусть не прост этот путь,
Я продолжаю идти,
В движенье вижу я суть,
Не в том, что ждет впереди,
В том, что могу в этот час
Шагнуть я ближе к себе,
Ведь каждый день – это шанс,
Что приближает к мечте.

Мои достижения

Достижения моих учеников - вот мои достижения.  Мы много путешествуем. И, что не мало,  нас поддерживают родители моих учеников. Спасибо моим ученикам и их родителям!

Моё портфолио

Стоять над жизнью молодой

Храня прекрасное единство

Честь вековая, долг святой -

Учительства и материнства.

Сначала души пробуди,

Пусть жажда знаний в них проснется,

Потом питомцев поведи

К прозрачно-чистому колодцу.

Живую воду из глубин

Ты черпать научи рукою,

Чтоб свой народ и край любить,

Мужать и хорошеть душою.

Мои публикации:
Воспитательная работа
Общепедагогические технологии
Сценарии праздников
Чтение
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио