Воровство в дошкольном возрасте– наказывать или разбираться в причинах проявления?

8 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Воровство в дошкольном возрасте– наказывать или разбираться в причинах проявления?

С таким запросом родители обращаются к психологу нечасто и неохотно. Всему причиной чувство стыда за своего ребёнка, страх получить от общества метку «вора». Страх, что окружающие отвергнут не только ребёнка, но и всю семью. Базовый человеческий страх, имеющие корни в первобытном природном прошлом, где одиночка- человек не имел возможности выжить.

Воровство в дошкольном возрасте наказывать или разбираться в причинах проявления
 

  А в основе воровства ( или если описать действия ребёнка, то это острое  и  неконтролируемое желание обладать вещами ) лежат  многочисленные дефициты:

Эмоционального внимания

Времени, проведенного вместе с ребёнком

Материальных потребностей (именно связанных с познавательной деятельностью)

Дефициты собственного пространства, в которое включены собственные предметы ( это уже связано с личностными границами)

    Ещё одна  возможная причина – действие зеркальных нейронов, как фактор подражания ближайшему окружению. Родители и родственники в своём взрослом мире проповедуют не очень честные взгляды на цели ( например, возьму в долг у друзей или родственников и не отдам, потому что они и так «богатые зажравшиеся» или пойду в гости и нахаляву наемся). Дети не осознают всей глубины фраз, но такой стиль поведения запускает детский авантюризм, где в воровстве скрывается желание отомстить окружающим за их успешность.

Разберёмся, какие дефициты? Материальные точно! В детстве детям трудно объяснить, почему в семье нет денег на покупку желаемой вещи. Ребёнок взрослеет, и желание обладать становится сильнее. Зачем ребёнку вещи, разные и чужие? Вещи дают эмоциональное удовольствие( радость, интерес. желания). Вещи и радость от обладания  может быть способом снижения тревожности, страхов. Привычка испытывать положительные эмоции только от материального мира формируется в глубоком детстве. Поток неконтролируемой тревожности, кризисные возрастные явления смягчаются родителями  доступным способом: разнообразные покупки и удовлетворение самых немыслимых желаний. Причём понятие «любить- баловать» - это тоже связано в бытовом понимании только с материальным миром.

В своих статьях о языках любви, я обращала внимание на то, что ведущая потребность в партнёрских отношениях закладывается именно в детстве. Поэтому воровство можно рассматривать не только как крик о том, что «вы меня не любите и мне не покупаете то, что я хочу», а как вообще призыв к ближайшему окружению « посмотрите на меня, вот он я, я есть!»

Ещё одна причина детского неконтролируемого воровства – патологические отклонения, связанные с особенностями строения головного мозга. Этот вид нарушений корректируется в совместной работе медиков (неврологов, дефектологов, психиатров) и психологов и педагогов. Такое поведение называется «клептоманией».

 Мир настолько ярок и  на поток желаний с самого детства влияет мудрая маркетинговая компания государства, поэтому у осознанного родительства есть альтернативный способ воспитания детей: быть самому примером нравственности и гармонии, а также не жалеть времени и веры в своих любимых детей.

Огромное спасибо! Этот вопрос

Огромное спасибо! Этот вопрос периодически возникает в работе и необходимо прорабатывать его с родителями. Теперь разговор с ними будет аргументирован.

Актуально, спасибо за

Актуально, спасибо за информацию! Этот вопрос безусловно необходимо прорабатывать, неумалчивать и решать в индивидуальном порядке, не вынося на всеобщее обозрение!

Большое спасибо, за

Большое спасибо, за представленную информацию!

Спасибо большое! Мне было

Спасибо большое! Мне было интересно услышать мнение психолога на этот счет

Спасибо!

Ваша статья очень полезна для меня!

Коллеги, спасибо за

Коллеги, спасибо за проявленный интерес к теме детского воровства.

Если такое случилось с

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш в данном возрасте пока не способен различать «моя вещь» - «чужая». Он может взять что-либо, не задумываясь, машинально. необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. Кроме того, следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций