Доклад на тему: «Социализация дошкольников в условиях ФОП ДО»
Введение
Социализация — это процесс освоения ребёнком норм, правил и ценностей общества, который начинается с раннего детства. В условиях дошкольного образования (ДО) формирование социальных навыков у детей особенно важно, так как именно в этот период закладываются основы будущего взаимодействия в обществе. В современных условиях особое внимание уделяется вариативным формам организации педагогического процесса (ФОП ДО), которые способствуют успешной социализации дошкольников.
1. Понятие социализации в дошкольном возрасте
Социализация - процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Это проявляется, например, в возможности свободной, творческой и интеллектуально развитой личности найти своё место в обществе и успешно реализовывать свой потенциал, но, с другой стороны, человеку, оценивающему свои достоинства выше достижений других людей, трудно найти с окружающими общий язык. Потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, может помочь реализации личностных задатков в социально приемлемой форме, а может затормозить проявление индивидуальности. Всё будет зависеть от приобретённого человеком личностного опыта, от социальной ситуации его развития.
Осуществляя образовательный процесс в детском саду, необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, необходимо охватить вниманием всю группу детей, не упуская из виду каждого конкретного ребёнка, но, к сожалению, это получается не всегда.
Помочь в решении этой проблемы могут следующие подходы к построению образовательного пространства ДОУ.
Социализация дошкольника — это процесс усвоения им социальных норм, культурных традиций и навыков взаимодействия с окружающими. Основными задачами социализации на данном этапе являются:
• Развитие навыков общения и взаимодействия в коллективе;
• Формирование представлений о добре, справедливости, ответственности;
• Освоение элементарных норм поведения в обществе.
Социализация в дошкольном возрасте происходит через игру, подражание взрослым, общение со сверстниками и участие в совместной деятельности.
2. Формы организации педагогического процесса (ФОП ДО) и их влияние на социализацию
ФОП ДО включают различные модели и технологии, позволяющие обеспечить всестороннее развитие детей. К основным формам относятся:
1. Групповая форма обучения – основная в детском саду, где дети взаимодействуют в организованных коллективах под руководством педагога.
2. Проектная деятельность – способствует развитию коммуникативных и исследовательских навыков через участие в совместных проектах.
3. Игровые технологии – ключевой инструмент социализации дошкольников, позволяющий им осваивать социальные роли и правила общения.
4. Кружковая и внеурочная деятельность – расширяет круг общения детей, помогает найти индивидуальные интересы.
5. Сетевые и дистанционные формы обучения – приобретают актуальность, особенно в условиях цифровизации образования.
Каждая из этих форм способствует социализации по-своему, формируя у детей навыки сотрудничества, эмпатию и умение договариваться.
3. Роль педагога в процессе социализации
Прежде всего, это педагогическая позиция взрослого. Если педагог считает себя непререкаемым авторитетом, истиной в последней инстанции, в его речи, обращённой к детям, постоянно звучат такие фразы как: «Ты неправильно думаешь», «Так не бывает», у дошкольников постоянно будет возникать чувство неуверенности в себе, что сильно затрудняет развитие самостоятельности, а значит и социальную адаптацию. Отойти от этого позволит осознание взрослыми того факта, что не только дети учатся от нас, но и мы, работая с детьми, перенимает их нестандартный взгляд на окружающий мир, их удивительную способность находить простой выход из сложной ситуации. Часто, выслушав ребёнка и поняв логику его рассуждений, мы принимаем его позицию, соглашаемся с его точкой зрения. Взрослый должен исполнять роль партнера, а не учителя.
Партнерская позиция заключается в нашей работе с детьми в бытовой ситуации, учебной деятельности, игры в предложении: «Давайте сделаем…, попробуем». Такая позиция предполагает включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
Педагог является ключевой фигурой в процессе социализации дошкольников. Его задачи:
• Организация среды, способствующей активному взаимодействию детей;
• Использование индивидуального подхода к каждому ребёнку;
• Развитие у детей эмоционального интеллекта, навыков саморегуляции и культурного поведения.
Важную роль также играет взаимодействие педагога с родителями, так как семья – основной институт социализации ребёнка.
4. Современные вызовы и перспективы
В современных условиях появляются новые вызовы в процессе социализации дошкольников:
• Расширение цифровой среды, что требует формирования навыков безопасного общения в интернете.
• Повышенная индивидуализация воспитания, что может ограничивать коллективное взаимодействие.
• Влияние социальных изменений, таких как мультикультурность среды.
Для успешной социализации необходимо интегрировать традиционные и инновационные методы, поддерживать баланс между индивидуальным развитием ребёнка и его включением в коллективную деятельность.
Заключение
Социализация дошкольников в условиях ФОП ДО – важный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Включение разнообразных форм педагогической деятельности, активное участие воспитателей и родителей, использование современных технологий и традиционных методов позволяют создать условия для гармоничного развития ребёнка в социуме.
Спасибо за внимание!