Программа «Детский сад 2100» Образовательная область «Познавательное развитие»

1 сообщение / 0 новое
Программа «Детский сад 2100» Образовательная область «Познавательное развитие»

Программа «Детский сад 2100»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Включены следующие подразделы:

  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Введение в математику.
  • Введение в информатику (только в старшей или подготовительной группе).
  • Введение в художественную литературу.
  • Синтез искусств.

Цель познавательного развития дошкольников состоит в обеспечении готовности ребёнка объяснять окружающий мир в процессе осмысления своего опыта; обеспечении личностного развития дошкольников, а именно- формирование их личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему.

Образовательные задачи:

• содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребности в активном взаимодействии с окружающей действительностью, любознательности, радости открытий нового на основе вопросов, практических действий и выбора;

• помогать ребёнку применять открытые им способы познания в разных видах деятельности, неожиданных комбинациях;

• поддерживать процесс поиска вариантов продолжения и завершения гипотетических знаний путём опытов и экспериментирования;

• обогащать сенсорный опыт ребёнка.

Основные задачи образовательной деятельности по формированию у детей познавательно-исследовательской деятельности:

• развитие сенсорной культуры;

•развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В раннем возрасте предполагается оптимизация работы по сенсорному развитию детей.

В ходе наблюдения и сравнения ребята самостоятельно обнаруживают отношения и связи в окружающем мире, педагог лишь незаметно подводит их к этим открытиям, стимулируя воображения и вопросы детей.

Программа «Здравствуй, мир!» («Окружающий мир») нацелена на ознакомление детей с родным языком и развитие речи (требование «осознания смысла произносимых детьми слов»), что рассматривается как важнейшая его образовательная задача В курсе сознательно не вводятся незнакомые новые слова: фактически используется принцип построения толкового словаря, где смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других. Например, дети 3—5 лет не умеют читать и писать, в пособиях использован «пиктографический» метод представления учебного материала (то есть традиционные тексты заменены изображениями), что нашло продолжение в учебниках для 1 класса. «Пиктограмма» воспринимается детьми с интересом как ребус, игра: в ней находят и задание, и, исходя из собственного опыта, ответ. В построении и методике работы авторы программы придерживаются принципа:

1. «Как можно больше вопросов педагога и как можно меньше его рассказов», так как полагают, что вопросы будоражат фантазию и побуждают к творчеству;

2. Ненасилия — ребенку необходимо усвоить лишь небольшой обязательный минимум;

3. Индивидуального подхода к каждому (по принципу «задай вопрос — найди ответ — расскажи другому», индивидуально-дифференцированный подход).

Таким образом, в курсе «Здравствуй, мир!» реализуются четыре линии развития дошкольника (по А. А. Леонтьеву), определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению:

• линия формирования произвольного поведения;

• линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

• линия способности видеть мир с точки зрения другого или других;

• линия мотивационной готовности

В рамках математического развития программа «Детский сад 2100» обеспечивает преемственность в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».

Авторами математического блока программы являются М.В. Корепанова и С.А. Козлова.

Цель математического блока программы — обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

В рамках математического блока сформулированы следующие задачи.

1. Развитие предметных умений:

— производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений вели­чин с помощью произвольно выбранных мерок;

- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);

узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;

строить элементарные цепочки рассуждений.

2.Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

3.Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

В курсе выделяются несколько содержательных линий:

  • числа;
  • величины;
  • простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
  • элементы геометрии;
  • элементы логического мышления;
  • ознакомление с пространственными и временными отношениями;
  • конструирование.

В основу программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.

Математическое содержание разбито в программе на следующие разделы: «Признаки предметов», «Отношения», «Числа», «Величины», «Элементы геометрии», «Ознакомление с пространственными и временными отношениями», «Конструирование».

Конструирование, как правило, во всех программах ДОУ выделяется как самостоятельный блок, однако в программе «Детский сад 2100» данный вид деятельности является неотъемлемой частью целостной системы формирования математических знаний.

Развивающие методики и технологии

На занятиях по ФЭМП целесообразно использовать современные технологии, приёмы, средства (ТРИЗ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, В. Воскобовича, А. Зака, Б. Никитина). Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

 

Программа «Детский сад 2100» не идёт против природы малыша, а позволяет ему в полной мере насладиться счастливым периодом детства, не обременённого зазубриванием, заучиванием, бездумным запоминанием больших объёмов информации.