Программа «Детский сад 2100»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Включены следующие подразделы:
- Развитие речи
- Ознакомление с окружающим миром.
- Введение в математику.
- Введение в информатику (только в старшей или подготовительной группе).
- Введение в художественную литературу.
- Синтез искусств.
Цель познавательного развития дошкольников состоит в обеспечении готовности ребёнка объяснять окружающий мир в процессе осмысления своего опыта; обеспечении личностного развития дошкольников, а именно- формирование их личностного восприятия окружающего мира, эмоционального, оценочного отношения к нему.
Образовательные задачи:
• содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребности в активном взаимодействии с окружающей действительностью, любознательности, радости открытий нового на основе вопросов, практических действий и выбора;
• помогать ребёнку применять открытые им способы познания в разных видах деятельности, неожиданных комбинациях;
• поддерживать процесс поиска вариантов продолжения и завершения гипотетических знаний путём опытов и экспериментирования;
• обогащать сенсорный опыт ребёнка.
Основные задачи образовательной деятельности по формированию у детей познавательно-исследовательской деятельности:
• развитие сенсорной культуры;
•развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В раннем возрасте предполагается оптимизация работы по сенсорному развитию детей.
В ходе наблюдения и сравнения ребята самостоятельно обнаруживают отношения и связи в окружающем мире, педагог лишь незаметно подводит их к этим открытиям, стимулируя воображения и вопросы детей.
Программа «Здравствуй, мир!» («Окружающий мир») нацелена на ознакомление детей с родным языком и развитие речи (требование «осознания смысла произносимых детьми слов»), что рассматривается как важнейшая его образовательная задача В курсе сознательно не вводятся незнакомые новые слова: фактически используется принцип построения толкового словаря, где смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других. Например, дети 3—5 лет не умеют читать и писать, в пособиях использован «пиктографический» метод представления учебного материала (то есть традиционные тексты заменены изображениями), что нашло продолжение в учебниках для 1 класса. «Пиктограмма» воспринимается детьми с интересом как ребус, игра: в ней находят и задание, и, исходя из собственного опыта, ответ. В построении и методике работы авторы программы придерживаются принципа:
1. «Как можно больше вопросов педагога и как можно меньше его рассказов», так как полагают, что вопросы будоражат фантазию и побуждают к творчеству;
2. Ненасилия — ребенку необходимо усвоить лишь небольшой обязательный минимум;
3. Индивидуального подхода к каждому (по принципу «задай вопрос — найди ответ — расскажи другому», индивидуально-дифференцированный подход).
Таким образом, в курсе «Здравствуй, мир!» реализуются четыре линии развития дошкольника (по А. А. Леонтьеву), определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению:
• линия формирования произвольного поведения;
• линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
• линия способности видеть мир с точки зрения другого или других;
• линия мотивационной готовности
В рамках математического развития программа «Детский сад 2100» обеспечивает преемственность в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».
Авторами математического блока программы являются М.В. Корепанова и С.А. Козлова.
Цель математического блока программы — обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.
В рамках математического блока сформулированы следующие задачи.
1. Развитие предметных умений:
— производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;
строить элементарные цепочки рассуждений.
2.Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
3.Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
В курсе выделяются несколько содержательных линий:
- числа;
- величины;
- простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
- элементы геометрии;
- элементы логического мышления;
- ознакомление с пространственными и временными отношениями;
- конструирование.
В основу программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.
Математическое содержание разбито в программе на следующие разделы: «Признаки предметов», «Отношения», «Числа», «Величины», «Элементы геометрии», «Ознакомление с пространственными и временными отношениями», «Конструирование».
Конструирование, как правило, во всех программах ДОУ выделяется как самостоятельный блок, однако в программе «Детский сад 2100» данный вид деятельности является неотъемлемой частью целостной системы формирования математических знаний.
Развивающие методики и технологии
На занятиях по ФЭМП целесообразно использовать современные технологии, приёмы, средства (ТРИЗ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, В. Воскобовича, А. Зака, Б. Никитина). Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Программа «Детский сад 2100» не идёт против природы малыша, а позволяет ему в полной мере насладиться счастливым периодом детства, не обременённого зазубриванием, заучиванием, бездумным запоминанием больших объёмов информации.
