Горохова Наталья Михайловна

сайт учителя биологии

Всё живое имеет право на счастье

Профессия: учитель биологии и литературы

Профессиональные интересы: использование методов креативной педагогики в педагогической практике

Увлечения: спорт, вязание

Регион: Кировская область

Населенный пункт: с. Пустоши

Место работы: КОГОБУ СОШ пгт Оричи

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gorokhova-natalya
Не бойся ошибаться, страшись безделия

Современный подход к образованию обуславливает формирование компетентной личности, что способствует

•формированию целостного представления о мире;
•приобретению опыта разнообразной деятельности;
•готовят к осуществлению осознанного выбора.
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. ФГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными  компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации.
Особое внимание следует уделить формированию УУД
 

Формирование УУД на уроках биологии.

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано  с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:

                                         Формирование предметной компетентности.

Эколого-биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Исходя из практики, могу сказать, что не более 10% выпускников выбирают профессию связанную с биологией,  но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ: экскурсий, экологического мониторинга, воплощенных проектов по озеленению школьной территории и территории подшефных детских садов, созданию творческих работ, таких как «Образы Земли», «Вода – источник жизни», фоторабот «Как прекрасен этот мир»,  найти такой подход, который не оставит равнодушными и «физиков» и «лириков» школьного братства , поможет осознать каждому высочайшую ценность жизни.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Известно, что тот, кто добывает знания самостоятельно, запоминает до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала , поэтому  задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы  школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Формирование информационной культуры.

Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику  возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, Важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников. 

  Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления.

Существует мнение, что далеко не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением, и это действительно так. Но! У нас всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия. Развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.

Задача учителя:  использую методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения  задач творческого характера, научиться использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.

Развитие творческих способностей.

 Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

Как важно, чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать..

Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать  психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.

Создание психологически комфортной среды.

Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.

Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.

 

Развитие регулятивных умений

Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности.

При анкетировании учеников  мы выясняем, что детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании в моей практике дают технологии  проблемного и личностно- ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и педагогических мастерских в деятельности внеурочной.

         Задача учителя; своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.

Здоровьесберегающий аспект.

Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках природоведения, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.

Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.

Для формирования УУД в своей практике использую современные образовательные технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, активно внедряю в практику ИКТ, использую методы активного обучения, методы креативной педагогики для создания атмосферы творческого развития ученика и формирования УУД.

Такая работа приносит определённые результаты. Проработав более 20 лет  в малокомплектных сельских школах мне удалось повстречать на своём пути талантливейших детей, которые добивались высоких результатов на заключительных этапах Всероссийских предметных олимпиад по биологии и литературе. Удивляться не следует, так как я являюсь последние 17 лет учителем биологии и литературы. 

Последние 3 года я работаю в КОГОБУ СОШ пгт Оричи, наши дети за это время так же неоднократно становились победителями и призёрами предметных олимпиад на муниципальном и региональном уровне, а выпускница 2013 года Дмитриева Ирина в 2012 году принимала участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 

Ребята с удовольствием участвуют в международном конкурсе "Гелиантус", в региональных конкурсах: "Образы Земли", "Мир без наркотиков", "Гимн воде". Их творческие раоты опубликованы в сборнике "Проба пера". С ним можно познакомиться на сайте в разделе "Детское творчество".

По итогам работы я была награждена нагрудными знаками "Почётный работник общего образования" и "Педагогическая слава".

я искренне рада, что много лет назад выбрала профессию педагога. только эта профессия позволяет ежедневно из года в год совершать радость  открытия, расти вместе с учеником, шаг за шагом совершенствоваться, сознавая, что этому процессу никогда не будет конца. "Дорогу осилит идущий" - гласит народная мудрость. Оставаться в движении физическом и духовном помогает наша профессия. 

Те, кто стоит перед профессиональным выбором, присоединяйтесь к многомиллионной армии педагогов. Наша профессия самая творческая профессия в мире, нам открыты души детей. От нас зависит их будущее и наше настоящее. 

 


О себе

Образование: высшее педагогическое. 

Специальность: учитель русского языка и литературы, медицинская сестра.

Занимаемая должность: учитель литературы и биологии. 

 Педагогический стаж– 27 лет. 

Квалификационная категория – высшая. 

Звание: почётный работник общего образования Российской Федерации.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ф.М. Достоевский. "Бедные люди". Книга учит слышыть не только себя, но и тех кто рядом, даже если они молчат.

Л.Н. Толстой. "Анна Каренина". Что значит быть счастливой женщиной? Семья и долг. Любовь и дети. Это совместить возможно?. Да или нет?

Мой взгляд на мир

Я искренне считаю, что мир вокруг нас - это наше зеркальное отражение. То, что мы приносим в класс, мы пожинаем в социуме.Работа над формированием собственных духовных качеств, умение слушать и слышать окружающих помогает созданию творческой атмосферы в классе.

Мои достижения

Диплом I  степени общероссийского конкурса "Современный урок биологии" (методическая разработка) - 2013

Диплом  I степени конкурса "Лучший урок биологии" II полугодия 2012-2013 учебного года".

Победитель районного конкурса "Лучший педагог Оричевского района" 2009г.

I место по настольному теннису в спартакиаде работников предприятий и организаций пгт Оричи 2013

Награды:

Почётный работник общего образования РФ - 2007г

Награждена нагрудным знаком "Педагогическая слава" - 2010 г. 

 

 

Моё портфолио

 

Диплом I  степени общероссийского конкурса "Современный урок биологии" (методическая разработка) - 2013

Диплом  I степени конкурса "Лучший урок биологии" II полугодия 2012-2013 учебного года".

Победитель районного конкурса "Лучший педагог Оричевского района" 2009г.

I место по настольному теннису в спартакиаде работников предприятий и организаций пгт Оричи 2013

Награды:

Почётный работник общего образования РФ - 2007г

Награждена нагрудным знаком "Педагогическая слава" - 2010 г. 


Добавить грамоту в портфолио