Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Горохова Наталья Михайловна

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_praktikum_po_resheniyu_geneticheskikh_zadach.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум: «Решение генетических задач»

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме: «Генетика».

Задачи урока:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля, выполняя задания маршрутных листов.

Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.

Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:  урок-практикум

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Основные методы: метод программированных заданий, алгоритмический, частично-поисковый, исследовательский методы.

Оборудование: маршрутные листы, компьютер, проектор, экран, мультимедийное учебное пособие часть 5 «Общая биология» Дрофа

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом курса «Генетика», умение представлять многогранность генетических проблем, соотносить умения и навыки, полученные при изучении темы: « Генетика» для решения генетических задач.

Ход урока:

Этап урока

Характеристика этапа

 Время

1. этап. Подготовитель- ный.

В исполнении учителя звучит отрывок из стихотворения С. Вохмянина «Генетика»  (см. приложение №1), объявляется тип и форма урока, определяется готовность учащихся к работе.

1 -2 мин.

2. этап. Целеполагание и мотивация

 Учащиеся определяют цель урока и поясняют, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика». Знакомятся с маршрутными листами и правилами их заполнения (приложение №2)

2 мин.

3 Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку

Учитель открывает презентацию. На первом этапе весь класс заполняет «Корзину знаний» (слайд 2), далее самостоятельно учащиеся заполняют 1 задание маршрутного листа. (слайды 3 и 4). Педагог просит продолжить пословицу: « Не ошибается тот, кто …..». После чего класс приступает к заданию «Учимся исправлять ошибки» (слайд5). Далее подобное задание ребята выполняют в маршрутном листе (слайд № 6). После выполнения данного задания учитель говорит: « В жизни всегда есть место открытию». Используя слайд № 7, учащиеся самостоятельно формулируют правило чистоты гамет, определяют типы гамет, используя интерактивное оборудование, совместно с учителем решают  1 из задач, которая, по их мнению, является наиболее сложной (слайд № 8), а далее переходят к самостоятельной работе в маршрутном листе к заданию «Эврика! Я решаю сам» (слайд № 9). По желанию можно поработать с мультимедийным пособием, решая находящиеся там задачи, тем кто быстрее других справится с заданием. Завершив данную работу, ученики переходят к заданию под названием: «Твори, выдумывай, пробуй!», где опираясь на слайд № 10 самостоятельно составляют задачи по генетике для параллельных классов ( у ребят есть возможность составить собственную задачу со своими, пусть и вымышленными организмами и генами (см. приложение №3).

37 мин.

4. Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания

  • Ребята получают кодификаторы ответов, проверяют правильность выполненных заданий, отвечают на вопросы:
  • Какое задание было самым простым……
  • Что нового я узнал (а)
  • Где я смогу использовать полученные знания…….
  • Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
  • Какие задания были наиболее сложными?                                                          На основании полученных результатов определяют объём домашнего задания.
  1. Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради или п.  35.
  2. Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 37 и 39.                                                Далее учитель благодарит всех за проделанную работу.

4 мин


Приложение №1.

Отрывок из стихотворения «Генетика»

 Есть наука такая генетика –

 Вещь полезнее многих других,

 Это вам не марксизма патетика,

 Заплутавшая в догмах своих.

……………………………….

 Всё в геноме таится с рождения:

 Темперамент, талант, интеллект

 И характер, и стиль поведения,

 Даже взгляды на вкус и на цвет.

 Мы не будем вдаваться в подробности,

 Изучая спираль ДНК,

 Скажем проще – у всех есть способности,

 Так раскроем же их, друзья!

Сергей Вохмянин

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

I вариант

1. этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, выполни 1 из предложенных заданий:

биологический диктант или тест.

Биологический диктант

(вставляем недостающие термины и определения)

1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..

2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….

3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………

4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….

5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

                                                  Тест (выбери 1 верный ответ в каждом задании)

  1. Ген – это:                                                                                                                                                                а)мономер ДНК,                                                                                                                                                б) мономер белка,                                                                                                                                                       в) участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка.
  2. Кариотип – это :                                                                                                                                                                    а) набор хромосом в соматической клетке,                                                                                                       б) исчерченность хромосом,                                                                                                                                                в) размер хромосом в делящейся клетке
  3. Аутосомы – это:                                                                                                                                              а) половые хромосомы,                                                                                                                                                           б) хромосомы одинаковые у  обоих полов,                                                                                                                                                        в) разные соматические клетки,                                                                                                                                   г) половые клетки мужчины
  4. Гетерозигота:                                                                                                                                             а)ААВВ,                 б) Аа,                    в)сс,                                г) ВВсс
  5. Открыватель генетики:                                                                                                                                                     а) Т. Морган,               б) Г. Мендель,      в) Н. Вавилов,                  г) Р. Вирхов

1

2

3

4

5

  1. этап. Учимся исправлять ошибки (В предложенном тексте, найди предложения с ошибками, выпиши их номера и исправь ошибки)

1. Организм с генотипом (АА) называется гетерозиготным.

2. Основателем генетики является Т. Морган.

3.Мужской пол млекопитающих гетерогаметен.

4. Женский пол человека гомогаметен.

5. Доминантная гомозигота обозначается так Аа.

Номера предложений с ошибками:

Исправленные предложения

  1. этап. ЭВРИКА. Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.

1. У человека шестипалость определяется доминантным геном (Р), а пятипалость  - рецессивным (р). Какое потомство следует ожидать, если оба родителя шестипалые гетерозиготные

2. У человека дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Женщина гетерозиготная по данному признаку вышла замуж за здорового мужчину. Какое потомство может быть в этом браке.?

  1. Этап. ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!

На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.

ОБЪЕКТ

Доминантный признак

Рецессивный признак

Человек

Тёмные волосы

Светлые волосы

Человек

Большие глаза

Маленькие глаза

Человек

Наличие веснушек

Отсутствие веснушек

Человек

Низкий рост

Высокий рос

Человек

Нормальный слух

Глухота

Человек

Нормальное здоровье

Сахарный диабет

Человек

Нормальное здоровье

Отсутствие потовых желёз

5. этап Проанализируйте свой маршрутный лист, оцените объём

выполненной работы и ответьте на вопросы:

  • Какое задание было самым простым……
  • Что нового я узнал (а)
  • Где я смогу использовать полученные знания…….
  • Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
  • Какие задания были наиболее сложными?    

  • Определите объём домашнего задания и запишите   его в дневник.
  1. Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради или п.  35.
  2. Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 37 и 39

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

II вариант

1. этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, выполни 1 из предложенных заданий:

биологический диктант или тест.

Биологический диктант

(вставляем недостающие термины и определения)

1. Хромосомы одинаковые у мужского и женского пола – это…..

2. Половые хромосомы XY  обуславливают ………        пол

3. Подавляемый (слабый) признак называется   ………

4. Наука о наследственности и изменчивости называется ………………..

5. Пол, который продуцирует (создаёт) одинаковые типы гамет называется ……………..

                                                  Тест (выбери 1 верный ответ в каждом задании)

  1. Доминантный ген проявляется                                                                                          а) только у гомозигот, б) только у гетерозигот, в) как у гомозигот, так и у гетерозигот.
  2. Гомозигота:                                                                                                                              а)ААВВ,                 б)АаВВ,               в) ааВв,                     г) Аа
  3. Фенотип – это:                                                                                                                                                     а) набор хромосом в гамете,                              б) совокупность генов организма,               в) совокупность признаков организма.
  4. Чистая линия – это:                                                                                                                              а) порода,         б) сорт,               в) группа генетически однородных (гомозиготных организмов),                                  г) мутагенные особи
  5. Создатель хромосомной теории наследственности:                                                             а) Т. Морган,            б) Г. Мендель,      в) Н. Вавилов,            г) Р. Вирхов
  1. этап. Учимся исправлять ошибки (В предложенном тексте, найди предложения с ошибками, выпиши их номера и исправь ошибки)

1. Организм с генотипом Аа называется гомозиготным. 2. Доминантный ген обозначается как а. 3. Рецессивный ген как А. 4 Объектом исследования Г. Менделя был горох. 5. Половые хромосомы ХХ характерны для женского пола человека. 6. Половые хромосомы ХY – для мужского.

Номера предложений с ошибками:

Исправленные предложения

  1. этап. ЭВРИКА. Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.

2 вариант

1. У человека шестипалость определяется доминантным геном (Р), а пятипалость  - рецессивным (р). Какое потомство следует ожидать, если женщина гомозиготная пятипалая. А мужчина гетерозиготен?




2. У человека дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Женщина гомозиготная здоровая по данному признаку вышла замуж за мужчину дальтоника.  Какое потомство может быть в этом браке?

  1. Этап. ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!

На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.

ОБЪЕКТ

Доминантный признак

Рецессивный признак

Человек

Тёмные волосы

Светлые волосы

Человек

Большие глаза

Маленькие глаза

Человек

Наличие веснушек

Отсутствие веснушек

Человек

Низкий рост

Высокий рос

Человек

Нормальный слух

Глухота

Человек

Нормальное здоровье

Сахарный диабет

Человек

Нормальное здоровье

Отсутствие потовых желёз

5. этап Проанализируйте свой маршрутный лист, оцените объём

выполненной работы и ответьте на вопросы:

  • Какое задание было самым простым……
  • Что нового я узнал (а)
  • Где я смогу использовать полученные знания…….
  • Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
  • Какие задания были наиболее сложными?    

  • Определите объём домашнего задания и запишите   его в дневник.
  1. Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради или п.  35.
  2. Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 37 и 39

Приложение №3.

У чукчундриков доминантными являются гены доброты и щедрости, а рецессивными злости и жадности. Какова вероятность рождения злого и жадного чукчундрика, если мама в семье гетерозиготна по обоим признакам, а отец гомозиготный добрый и щедрый чукчундрик.

                                 Автор задачи ученик 9 «В» класса КОГОБУ СОШ пгт Оричи Пестерников Иван.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Кодификаторы ответов

1 вариант.

1 этап. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

  1. генотип
  2. ген
  3. аллельные гены
  4. доминантный
  5. генетика

ТЕСТ

1

2

3

4

5

в

а

б

б

б

2. этап

Ошибки: №1, №2, №5

Верные ответы

  1. Организм с генотипом Аа называется гетерозиготным. Либо. Организм с генотипами АА или аа называется гомозиготным.
  2. Основателем генетики является Г. Мендель.
  1. Доминантная гомозигота обозначается АА
  1. этап.

1 задача

Дано:

Р – люди

Р –шестипалые

р – пятипалые

Р по фенотипу: ♀шест. ×♂шест.

Р по генотипу: ♀Рр ×♂Рр

Найти:F1 - ?

Решение:

Р по фенотипу: ♀шестипалая ×♂шестипалый

Р по генотипу: ♀Рр ×♂Рр

G                               Р  р ×  Р р

♀           ♂ Р                                    р

Р

РР - шестипалый

Рр – шекстипалый

р

Рр - шестипалый

Рр - пятипалый

2 задача

Дано:

Р – люди

ХД – здоровый

Хd – дальтонизм

Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂здоровый

Р по генотипу: ♀ ХД Хd× ♂ ХДУ

Найти:F1 - ?

Решение:

Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂здоровый

Р по генотипу: ♀ ХД Хd× ♂ ХДУ

G        ХД              Хd          ×            ХД          У

         ♂      ♀            

ХД          

     У

ХД 

ХД   ХД    здоровая девочка

ХД  У здоровый мальчик

Хd          

ХД Хd   девочка здоровая, но носительница  гена дальтонизма

Хd  У мальчик, страдающий  дальтонизмом   

Кодификаторы ответов

2 вариант.

1 этап. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1. аутосомы

2. мужской

3. рецессивный

4. генетика

5. гомогаметный.

ТЕСТ

1

2

3

4

5

в

а

в

в

а

2. этап

Ошибки: №1, №2, №

Верные ответы

  1. Организм с генотипом Аа называется гетерозиготным. Либо, организм с генотипами:  Аа, аа называют гомозиготным.
  2. Доминантный ген обозначается А.

3.  Рецессивный ген обозначается а.

  1. этап.

1 задача

Дано:

Р – люди

Р –шестипалые

р – пятипалые

Р по фенотипу: ♀пятип. ×♂шест.

Р по генотипу: ♀рр ×♂Рр

Найти:F1 - ?

Решение:

Р по фенотипу: ♀шестипалая ×♂шестипалый

Р по генотипу: ♀рр ×♂Рр

G                                 р ×  Р р

♀           ♂ Р                                    р

р

Рр - шестипалый

Рр - пятипалый

2 задача

Дано:

Р – люди

ХД – здоровый

Хd – дальтонизм

Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂дальтоник

Р по генотипу: ♀ ХД Хd× ♂ ХdУ

Найти:F1 - ?

Решение:

Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂здоровый

Р по генотипу: ♀ ХД ХД× ♂ ХdУ

G                   ХД                        ×            Хd          У

         ♂      ♀            

Хd         

     У

ХД 

ХД   Хd    здоровая девочка, носительница гена дальтонизма

ХД  У здоровый мальчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"

Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...

Практикум по решению генетических задач

Задачи по генетики 10-11 класс...

Урок-практикум по решению генетических задач

«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. Данная методическая разработка представляет с...

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)

Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике....