Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_praktikum_po_resheniyu_geneticheskikh_zadach.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – практикум: «Решение генетических задач»
Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме: «Генетика».
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении темы: «Генетика», обобщить ранее изученный материал, используя метод самоконтроля, выполняя задания маршрутных листов.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей на основе метода решения генетических задач.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, личностной ориентации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-практикум
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Основные методы: метод программированных заданий, алгоритмический, частично-поисковый, исследовательский методы.
Оборудование: маршрутные листы, компьютер, проектор, экран, мультимедийное учебное пособие часть 5 «Общая биология» Дрофа
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.
Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом курса «Генетика», умение представлять многогранность генетических проблем, соотносить умения и навыки, полученные при изучении темы: « Генетика» для решения генетических задач.
Ход урока:
Этап урока | Характеристика этапа | Время |
1. этап. Подготовитель- ный. | В исполнении учителя звучит отрывок из стихотворения С. Вохмянина «Генетика» (см. приложение №1), объявляется тип и форма урока, определяется готовность учащихся к работе. | 1 -2 мин. |
2. этап. Целеполагание и мотивация | Учащиеся определяют цель урока и поясняют, где можно применить знания, полученные при изучении темы «Генетика». Знакомятся с маршрутными листами и правилами их заполнения (приложение №2) | 2 мин. |
3 Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку | Учитель открывает презентацию. На первом этапе весь класс заполняет «Корзину знаний» (слайд 2), далее самостоятельно учащиеся заполняют 1 задание маршрутного листа. (слайды 3 и 4). Педагог просит продолжить пословицу: « Не ошибается тот, кто …..». После чего класс приступает к заданию «Учимся исправлять ошибки» (слайд5). Далее подобное задание ребята выполняют в маршрутном листе (слайд № 6). После выполнения данного задания учитель говорит: « В жизни всегда есть место открытию». Используя слайд № 7, учащиеся самостоятельно формулируют правило чистоты гамет, определяют типы гамет, используя интерактивное оборудование, совместно с учителем решают 1 из задач, которая, по их мнению, является наиболее сложной (слайд № 8), а далее переходят к самостоятельной работе в маршрутном листе к заданию «Эврика! Я решаю сам» (слайд № 9). По желанию можно поработать с мультимедийным пособием, решая находящиеся там задачи, тем кто быстрее других справится с заданием. Завершив данную работу, ученики переходят к заданию под названием: «Твори, выдумывай, пробуй!», где опираясь на слайд № 10 самостоятельно составляют задачи по генетике для параллельных классов ( у ребят есть возможность составить собственную задачу со своими, пусть и вымышленными организмами и генами (см. приложение №3). | 37 мин. |
4. Подведение итогов, рефлексия, определение объёма домашнего задания |
| 4 мин |
Приложение №1.
Отрывок из стихотворения «Генетика»
Есть наука такая генетика –
Вещь полезнее многих других,
Это вам не марксизма патетика,
Заплутавшая в догмах своих.
……………………………….
Всё в геноме таится с рождения:
Темперамент, талант, интеллект
И характер, и стиль поведения,
Даже взгляды на вкус и на цвет.
Мы не будем вдаваться в подробности,
Изучая спираль ДНК,
Скажем проще – у всех есть способности,
Так раскроем же их, друзья!
Сергей Вохмянин
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
I вариант
1. этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, выполни 1 из предложенных заданий:
биологический диктант или тест.
Биологический диктант
(вставляем недостающие термины и определения)
1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..
2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….
3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков………………
4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….
5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..
Тест (выбери 1 верный ответ в каждом задании)
- Ген – это: а)мономер ДНК, б) мономер белка, в) участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка.
- Кариотип – это : а) набор хромосом в соматической клетке, б) исчерченность хромосом, в) размер хромосом в делящейся клетке
- Аутосомы – это: а) половые хромосомы, б) хромосомы одинаковые у обоих полов, в) разные соматические клетки, г) половые клетки мужчины
- Гетерозигота: а)ААВВ, б) Аа, в)сс, г) ВВсс
- Открыватель генетики: а) Т. Морган, б) Г. Мендель, в) Н. Вавилов, г) Р. Вирхов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- этап. Учимся исправлять ошибки (В предложенном тексте, найди предложения с ошибками, выпиши их номера и исправь ошибки)
1. Организм с генотипом (АА) называется гетерозиготным.
2. Основателем генетики является Т. Морган.
3.Мужской пол млекопитающих гетерогаметен.
4. Женский пол человека гомогаметен.
5. Доминантная гомозигота обозначается так Аа.
Номера предложений с ошибками:
Исправленные предложения
- этап. ЭВРИКА. Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.
1. У человека шестипалость определяется доминантным геном (Р), а пятипалость - рецессивным (р). Какое потомство следует ожидать, если оба родителя шестипалые гетерозиготные
2. У человека дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Женщина гетерозиготная по данному признаку вышла замуж за здорового мужчину. Какое потомство может быть в этом браке.?
- Этап. ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!
На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.
ОБЪЕКТ | Доминантный признак | Рецессивный признак |
Человек | Тёмные волосы | Светлые волосы |
Человек | Большие глаза | Маленькие глаза |
Человек | Наличие веснушек | Отсутствие веснушек |
Человек | Низкий рост | Высокий рос |
Человек | Нормальный слух | Глухота |
Человек | Нормальное здоровье | Сахарный диабет |
Человек | Нормальное здоровье | Отсутствие потовых желёз |
5. этап Проанализируйте свой маршрутный лист, оцените объём
выполненной работы и ответьте на вопросы:
- Какое задание было самым простым……
- Что нового я узнал (а)
- Где я смогу использовать полученные знания…….
- Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
- Какие задания были наиболее сложными?
- Определите объём домашнего задания и запишите его в дневник.
- Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради или п. 35.
- Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 37 и 39
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
II вариант
1. этап «Корзина знаний». Собрав корзину знаний, выполни 1 из предложенных заданий:
биологический диктант или тест.
Биологический диктант
(вставляем недостающие термины и определения)
1. Хромосомы одинаковые у мужского и женского пола – это…..
2. Половые хромосомы XY обуславливают ……… пол
3. Подавляемый (слабый) признак называется ………
4. Наука о наследственности и изменчивости называется ………………..
5. Пол, который продуцирует (создаёт) одинаковые типы гамет называется ……………..
Тест (выбери 1 верный ответ в каждом задании)
- Доминантный ген проявляется а) только у гомозигот, б) только у гетерозигот, в) как у гомозигот, так и у гетерозигот.
- Гомозигота: а)ААВВ, б)АаВВ, в) ааВв, г) Аа
- Фенотип – это: а) набор хромосом в гамете, б) совокупность генов организма, в) совокупность признаков организма.
- Чистая линия – это: а) порода, б) сорт, в) группа генетически однородных (гомозиготных организмов), г) мутагенные особи
- Создатель хромосомной теории наследственности: а) Т. Морган, б) Г. Мендель, в) Н. Вавилов, г) Р. Вирхов
- этап. Учимся исправлять ошибки (В предложенном тексте, найди предложения с ошибками, выпиши их номера и исправь ошибки)
1. Организм с генотипом Аа называется гомозиготным. 2. Доминантный ген обозначается как а. 3. Рецессивный ген как А. 4 Объектом исследования Г. Менделя был горох. 5. Половые хромосомы ХХ характерны для женского пола человека. 6. Половые хромосомы ХY – для мужского.
Номера предложений с ошибками:
Исправленные предложения
- этап. ЭВРИКА. Самостоятельно реши 1 из предложенных задач.
2 вариант 1. У человека шестипалость определяется доминантным геном (Р), а пятипалость - рецессивным (р). Какое потомство следует ожидать, если женщина гомозиготная пятипалая. А мужчина гетерозиготен? |
2. У человека дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х – хромосомой. Женщина гомозиготная здоровая по данному признаку вышла замуж за мужчину дальтоника. Какое потомство может быть в этом браке? |
- Этап. ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!
На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.
ОБЪЕКТ | Доминантный признак | Рецессивный признак |
Человек | Тёмные волосы | Светлые волосы |
Человек | Большие глаза | Маленькие глаза |
Человек | Наличие веснушек | Отсутствие веснушек |
Человек | Низкий рост | Высокий рос |
Человек | Нормальный слух | Глухота |
Человек | Нормальное здоровье | Сахарный диабет |
Человек | Нормальное здоровье | Отсутствие потовых желёз |
5. этап Проанализируйте свой маршрутный лист, оцените объём
выполненной работы и ответьте на вопросы:
- Какое задание было самым простым……
- Что нового я узнал (а)
- Где я смогу использовать полученные знания…….
- Уверен ли я в правильности решения самостоятельных заданий?
- Какие задания были наиболее сложными?
- Определите объём домашнего задания и запишите его в дневник.
- Если вы испытывали затруднения при выполнении 1 и 2 задания повторите термины в тетради или п. 35.
- Если вы испытывали затруднения при решении задач, вам необходимо повторить п. 37 и 39
Приложение №3.
У чукчундриков доминантными являются гены доброты и щедрости, а рецессивными злости и жадности. Какова вероятность рождения злого и жадного чукчундрика, если мама в семье гетерозиготна по обоим признакам, а отец гомозиготный добрый и щедрый чукчундрик.
Автор задачи ученик 9 «В» класса КОГОБУ СОШ пгт Оричи Пестерников Иван.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Кодификаторы ответов
1 вариант.
1 этап. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
- генотип
- ген
- аллельные гены
- доминантный
- генетика
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | а | б | б | б |
2. этап
Ошибки: №1, №2, №5
Верные ответы
- Организм с генотипом Аа называется гетерозиготным. Либо. Организм с генотипами АА или аа называется гомозиготным.
- Основателем генетики является Г. Мендель.
- Доминантная гомозигота обозначается АА
- этап.
Кодификаторы ответов
2 вариант.
1 этап. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
1. аутосомы
2. мужской
3. рецессивный
4. генетика
5. гомогаметный.
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | а | в | в | а |
2. этап
Ошибки: №1, №2, №
Верные ответы
- Организм с генотипом Аа называется гетерозиготным. Либо, организм с генотипами: Аа, аа называют гомозиготным.
- Доминантный ген обозначается А.
3. Рецессивный ген обозначается а.
- этап.
1 задача Дано: Р – люди Р –шестипалые р – пятипалые Р по фенотипу: ♀пятип. ×♂шест. Р по генотипу: ♀рр ×♂Рр Найти:F1 - ? | Решение: Р по фенотипу: ♀шестипалая ×♂шестипалый Р по генотипу: ♀рр ×♂Рр G р × Р р ♀ ♂ Р р
| ||||||
2 задача Дано: Р – люди ХД – здоровый Хd – дальтонизм Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂дальтоник Р по генотипу: ♀ ХД Хd× ♂ ХdУ Найти:F1 - ? | Решение: Р по фенотипу: ♀здоровая ×♂здоровый Р по генотипу: ♀ ХД ХД× ♂ ХdУ G ХД × Хd У
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"
Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....
Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...
Урок по теме "Решение генетических задач.10 класс"
Данная методическая разработка представляет собой урок по биологии в 10 классе, включающий в себя основные этапы урока –практикума. Урок проводится перед контрольным уроком по теме «...
Практикум по решению генетических задач
Задачи по генетики 10-11 класс...
Урок-практикум по решению генетических задач
«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. Данная методическая разработка представляет с...
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...
Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)
Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике....