Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

 

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету

«Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно использовать для проведения уроков в 10 классе, при подготовке к ЭГЕ в 11 классе, промежуточном тестировании в 9 классе, в помощь учителям-предметникам.

Именно при решении биологических задач наиболее наглядно проверяется умение учащегося обобщать изученный им материал и применять его на практике. В основу практикума включены темы основ теоретического курса «Общей Биологии». Темы расположены в порядке усложнения. Каждая последующая тема требует сохранения умений и навыков решения генетических задач, полученных в предыдущей теме, а также развивает эти умения и навыки при составлении моделей генетических задач.

Структура каждого раздела программы блочная. Каждый блок предполагает отработку алгоритма решения типовых задач, умение решать стандартные и нестандартные типы задач. Каждый блок предполагает также дифференциацию задач по уровню сложности.

Цель практикума: Создание условий для формирования умений и навыков при решении генетических задач, с использованием ИКТ.

Задачами практикума являются:

1) Выработка умения решать генетические задачи по биологии.

2) Применять теоретические знания «Общей Биологии» в практике решения генетических задач.

3) Проектирование моделей задач с использованием ИКТ.

4) Развитие логического мышления у учащихся.

Практикум по решению генетических задач рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.rar23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Г. Мурома Владимирской области

Элективный курс по физике

для учащихся 9 класса

«Изучаем атмосферу»

        

Автор программы

учитель физики

Лаптева Н.Н.

г. Муром

2008 г.


Программа элективного курса по физике для учащихся 9 класса

Изучаем атмосферу

Автор курса: Лаптева Надежда Николаевна,

учитель физики МОУ «СОШ № 2» г. Мурома

Пояснительная записка

Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Наилучший результат может дать профильное обучение физике в старшей школе.

         

 Целью данного элективного курса является:

          Познакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике в практической деятельности, развитие интереса учащихся к современной технике.

Задачи курса:

  1. Формирование конкретных навыков решения бытовых проблем на основе знания законов физики и четкого представления по соблюдению правил техники безопасности .
  2. Раскрытие  значимости знаний по физике в жизненных различных ситуациях и их роль для различных профессий.
  3. Повышение самооценки учащимися собственных знаний по физике и  познавательного уровня к предмету на уроках.
  4. Оказание помощи учащимся 9-х классов в определении с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе, увеличение количества учащихся, выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.

Программа курса рассчитана на 17 ч для учащихся 9 класса  (полугодие).

Актуальность:

              Курс дает возможность показать учащимся широкий диапазон практического применения знаний в местных условиях, показывает достижения науки на практике, имеет профориентационное значение: знакомит с профессиями, связанными с атмосферой.

          Данный элективный курс позволит повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. Программа охватывает все основные  темы общего курса физики, который завершается в 9-м классе. Это позволит дополнительно повторить и закрепить наиболее значимые для жизни вопросы физики.

В ходе работы  предполагается использование методов активного  обучения: эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, создание компьютерных презентаций, унифицированное использование элементарных приборов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками, экскурсия на местную метеостанцию.

Новизна программы

Привлекаются  внешкольные источники информации: компьютерная сеть, использование ИКТ, дополнительная  литература, таблицы, графики, видеофрагменты. 

Ожидаемые результаты

 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  1. Качественно и количественно описывать природные физические явления.
  2. Определять свойства, характеризуемые физической величиной, уметь связать данную физическую величину с другими.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Использовать  знания и приемы деятельности в новых ситуациях.
  5. Работать с физическими приборами, дополнительной литературой, ресурсами интернета.
  6. Анализировать информацию, полученную из разных источников.
  7. Готовить проект по выбранной теме, используя все виды ресурсов.
  8. Выступать с проектной работой по теме, защищать, отстаивать свою точку зрения.

 Формы контроля достижения результатов:

  1. Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
  2. Тесты на печатной основе.
  3. Физический диктант.
  4. Практические задания на использование полученных знаний и применение необходимых приборов.

 

  


Тематическое планирование.

Тема занятия

Дата

Тема 1.Средства и методы исследования атмосферы (9 ч. )

1

Состав атмосферы. Прозрачность атмосферы. Химический состав атмосферы. Атмосфера на других планетах.

2

Ветер. Определение направления и скорости ветра. Флюгер.

3

Температура воздуха. Измерение температуры. Термометры.

4

Измерение атмосферного давления. Давление на различных высотах. Решение задач.

5

Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха.

Способы измерения влажности воздуха.

6

Испарение. Определение скорости испарения воды. Влияние скорости испарения и конденсации на температуру окружающего воздуха.

7

Метеостанции. Современные комнатные метеорологические станции. Проверочный  тест.

8

Профессии на метеостанции.

9

Экскурсия на метеостанцию.

Тема 2. Пять «этажей» атмосферы (1 ч. )

10

Тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера (термосфера, экзосфера). Их характеристики.  Полярные сияния.

Тема 3. Воздействия на атмосферные процессы (3 ч. ).

11

Загрязнение атмосферы. Основные пути решения проблемы загрязнения атмосферы.

12

Озон в атмосфере. Озоновые дыры.

13

Парниковый эффект. Глобальное потепление: проблемы и перспективы.

Тема 4. Электричество в атмосфере. (4 ч. )

14

Физическая природа и опасные факторы атмосферного электричества.

15

Молнии. Защита от атмосферного электричества.

16

Молниеотводы. Внешняя и внутренняя молниезащита. Заземление.

17

Повторение и обобщение курса.


 Литература

 

Глазунов А. Т. "Техника в курсе физики средней школы",- М.: Просвещение, 1977 г.

Енохович Н.И. Справочник по физике и технике. М.: «Просвещение»,1985.

Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.- М.: Просвещение, 1986.

Малафеев Р. И. “ Проблемное обучение физике”,- M.: Просвещение, 1980 г

Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983.

Сироткина Н, Тихонова Л. “В поисках контакта”-M.: Просвещение, 2000 г

Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: «Просвещение» 1965.

Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М.: «Просвещение», 1990.

Тарасов Л.В "Физика в природе". Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1997.

Физика и химия. Сост. А.А.Воротников.- Минск: Харвест, 1995.

"Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, М.:"Советская энциклопедия", 1990 год

Хрестоматия по физике 8-10 класс. Сост. А.С Енохович, О.Ф. Кабардин и др..- М.: Просвещение, 1987.

Интернет-ресурсы.


Приложение 1.

ТЕСТ  (пример)

1.Атмосферное давление уменьшается с подъёмом на гору. Какой из приведенных факторов является основной причиной этого явления?

а) уменьшается высота воздушного столба, б) уменьшается плотность воздуха, в) уменьшается сила притяжения земли, г) меняется состав воздуха.

2. Прибор для измерения атмосферного давления называется:    а) манометр, б) термометр, в) барометр, г) гигрометр.

3.Направление ветра определяется прибором, который называется:   а) психрометр, б) термометр, в) флюгер, г) спектрометр, д) линейка.

4.Скорость ветра определяется прибором, который называется:   а) тахометр, б) омметр, в) анемометр, г) барометр.

5.Укажите, исходя из особенностей испарения, в какой из указанных ниже жидкостей при 0° С молекулы связаны между собой наименьшей силой сцепления.

а) в ртути, б) в воде, в) в спирте, г) в масле.

6.Происходит ли испарение воды при 0°С?

а) не знаю, б) да, потому что в жидкости всегда имеются быстрые молекулы, которые преодолевают силы притяжения со стороны соседних молекул и вылетают из жидкости, в)нет, потому что для испарения воды её  нужно нагреть.

7.Какая физическая величина не изменяется при испарении воды в открытом сосуде?

а) масса воды, б) температура воды, в) размеры молекул воды, г) средняя кинетическая энергия воды.

8.При какой температуре жидкость не испаряется?

а) при отрицательной температуре, б) при той, при которой вещество отвердевает, в) жидкость испаряется при любой температуре.

9.В каком из названных явлений происходит выделение энергии?

а) на балконе сохнет белье, б)в комнате запотевают окна, в) на полу, протертом мокрой тряпкой, уменьшаются пятна влаги.

10.Каково условие, при котором наступает динамическое равновесие между жидкостью  и паром?

а) Неизменность количества жидкости и пара, б)число покидающих жидкость молекул должно стать равным числу молекул, возвращающихся в нее из пара, в) прекращение испарения жидкости.

Рис.1

11.  Как называется прибор, изображенный на рис.1?  а) барометр, б) манометр, в) психрометр, г) гигрометр.

 

12.Показания сухого термометра 14 °С, а влажного 10°С.Найдите относительную влажность воздуха.

а) 35%, б) 70%, в) 60%  , г) 40%, д) 55 %.

     

13.Как называется прибор, изображенный на рис.2?

    а) барометр, б) манометр, в) психрометр, г) гигрометр.

 14.В каких единицах измеряют давление?

а) Джоуль, б) Ватт, в) Ньютон, г) Паскаль, д) Ампер

                                                                     

15. Каково показание барометра? (написать результат)(рис.3)

Рис.2                                                                                                                                                    

        Рис.3

        Приложение 2.

Задачи к занятию по теме

«Измерение атмосферного давления.

Давление на разных высотах»

  1. Определите атмосферное давление на крыше небоскреба на высоте h=320 м, если атмосферное давление внизу равно рн= 742 мм рт.ст.

  1. Определите атмосферное давление в шахте на глубине h=800 м, если на поверхности атмосферное давление 101325 Па.

  1. Рассчитайте силу, с которой воздух давит на поверхность стола длиной a= 1,2 м, шириной b= 60 см, если стол стоит в квартире на  30-м этаже жилого дома на высоте h=120 м, а внизу барометр показывает давление pн= 742 мм рт.ст.

  1. В жидкостном барометре использовалась некоторая жидкость, которая при давлении p=760 мм рт.ст. поднялась в барометрической трубке на высоту h= 12,2 м. Определите плотность этой жидкости.

  1. В кабине космического корабля, совершившего посадку на Марс, решили измерить давление атмосферы с помощью ртутного барометра. Столбик ртути поднялся на высоту h=2010 мм, хотя давление в кабине составляло р=1,013·105 Па. Определите по этим данным величину g на Марсе.

  1. Какова сила трения, действующая на пробку, если она удерживает в сосуде воздух, давление которого больше атмосферного на Δp= 25 кПа? Пробка имеет площадь поперечного сечения S= 2 см2.


Приложение 3.

Атмосферное давление.

Почему атмосферное давление не ощущается человеком и животными?

           Ткани, кровеносные сосуды и стенки других полостей тела подвергаются наружному давлению атмосферы, но кровь и другие жидкости, заполняющие  эти полости, сжаты до такого же давления. Поэтому упругая стенка какой-нибудь артерии подвергается одному и тому же давлению и изнутри, и снаружи и не деформируется.

          Высоко в горах, где атмосферное давление меньше, внутреннее кровяное давление становится больше атмосферного. Это приводит к так называемой «горной» болезни, от которой страдают все альпинисты.

          Также в открытом космосе, где атмосферное давление вообще отсутствует, космонавт без скафандра немедленно погибнет, так как внутреннее кровяное давление, не скомпенсированное внешним атмосферным давлением, буквально разорвет внутренние органы человека изнутри.

Измерение атмосферного давления

В 1643 г. – итальянский физик Эванжелиста Торричелли (1608-1647).

При 0˚ С на уровне моря атмосферное давление составляет около 760 мм рт.ст. Это давление называется нормальным атмосферным давлением.

Приборы для измерения атмосферного давления

Ртутный барометр, барометр-анероид.

1 мм рт.ст.= 133,3 Па

Существует ещё одна единица измерения давления – физическая атмосфера (атм).

 Физическая атмосфера – это величина, равная нормальному атмосферному давлению:

1 атм = 760 мм рт.ст.

1 атм=760·133,3 Па= 1,013·105 Па

Выражать одни единицы измерения давления через другие удобно с помощью таблицы:

величина

Па

мм рт.ст

атм

1 Па=

1

1/133,3

1/1,013·105

1 мм рт.ст=

133,3

1

1/760

1 атм=

1,013·105

760

1

Для расчета атмосферного давления на небольших высотах или глубинах ( не более 1-2 км от уровня моря) можно пользоваться приближенной формулой

рн- pв = kh,   где рн и  pв –давление соответственно в верхней (В) и нижней (Н) точках, расстояние между которыми по вертикали равно h, k – экспериментально полученный коэффициент.

Если [p]= 1 Па, [h]= 1 м, то k= 11,1 Па/м.

k= 11,1 Па/м = 0,0833 мм рт.ст.  =  1/12 (мм рт.ст./м)

Что покажет ртутный барометр, если его перенести на другую планету или на Луну?

    Показания барометра будут зависеть от двух факторов:

  1. величины атмосферного давления на планете;
  2. величины ускорения свободного падения (напряженности гравитационного поля) g.

На Луне атмосферы нет, поэтому если попытаться измерить атмосферное давление непосредственно на лунной поверхности, то ртутный барометр покажет ноль.

Если измерить давление воздуха в кабине космического корабля, совершившего посадку на Луну, если на борту корабля поддерживается атмосферное давление, то ….

ртутный барометр покажет совсем не то, что есть на самом деле!

Ведь давление воздуха уравновешивается весовым давлением столба ртути: pа= ρgh. Величина g на Луне примерно в 6 раз меньше, чем на Земле. Значит, чтобы скомпенсировать такое же давление воздуха, потребуется столб ртути в 6 раз выше, чем на Земле. То есть не 760 мм,

а 760·6= 4560 мм рт.ст.!

Задачи.

  1. Определите атмосферное давление на крыше небоскреба на высоте h=320 м, если атмосферное давление внизу равно рн= 742 мм рт.ст.

  1. Определите атмосферное давление в шахте на глубине h=800 м, если на поверхности атмосферное давление 101325 Па.

  1. Рассчитайте силу, с которой воздух давит на поверхность стола длиной a= 1,2 м, шириной b= 60 см, если стол стоит в квартире на  30-м этаже жилого дома на высоте h=120 м, а внизу барометр показывает давление pн= 742 мм рт.ст.

  1. В жидкостном барометре использовалась некоторая жидкость, которая при давлении p=760 мм рт.ст. поднялась в барометрической трубке на высоту h= 12,2 м. Определите плотность этой жидкости.

  1. В кабине космического корабля, совершившего посадку на Марс, решили измерить давление атмосферы с помощью ртутного барометра. Столбик ртути поднялся на высоту h=2010 мм, хотя давление в кабине составляло р=1,013·105 Па. Определите по этим данным величину g на Марсе.

  1. Какова сила трения, действующая на пробку, если она удерживает в сосуде воздух, давление которого больше атмосферного на Δp= 25 кПа? Пробка имеет площадь поперечного сечения S= 2 см2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс " Практикум по решению стереометрических задач"

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит расширить и систематизировать знания учащихся в использовании методов решения стереометрических задач....

ПРОГРАММА Элективного курса «Практикум по решению математических задач»

Пояснительная записка  Программа элективного курса «Практикум по решению математических задач» рассчитана на 64 часа для учащихся 6 и 7  классов.Основная задача практикума по решению задач з...

Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс

Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их  в возможности прим...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению химических задач"

Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...


 

Комментарии

Спасибо!полезная информация!