Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (10 класс) на тему:
    Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)

    Уманец Ольга Алексеевна

    Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

    ФИ об-ся

    Личный план

    Области генетики

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8



    Предварительный просмотр:

    Область №1 «Термины и законы»

    1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

    2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

    3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

    4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

    5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

    6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

    7. Что такое генотип, фенотип.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №1 «Термины и законы»

    1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

    2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

    3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

    4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

    5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

    6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

    7. Что такое генотип, фенотип.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №1 «Термины и законы»

    1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

    2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

    3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

    4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

    5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

    6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

    7. Что такое генотип, фенотип.

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №1 «Термины и законы»

    1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

    2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

    3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

    4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

    5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

    6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

    7. Что такое генотип, фенотип.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №1 «Термины и законы»

    1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

    2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

    3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

    4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

    5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

    6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

    7. Что такое генотип, фенотип.

    Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

    Задача 1

    Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

    Задача 2

    Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

     ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

            Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

    Задача 1

    Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

    Задача 2

    Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

     ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

    Задача 1

    Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

    Задача 2

    Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

     ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

    Задача 1

    Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

    Задача 2

    Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

     Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

    Задача 1

    У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

    Задача 2         000003

    При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы?

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

    Задача 1

    У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

    Задача 2         000003

    При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы?

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

    Задача 1

    У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

    Задача 2         000003000003

    При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой       курицы? 

    Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

    №1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

    №2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

    №1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

    №2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №4«Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

    №1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

    №2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

    №1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

    №2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

    №1. У мальчика I группа, у его сестры – IV.  Что можно сказать о группах крови их родителей?

    №2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

    Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

    №1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

    №2.

    У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

    №1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

    №2.

    У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

    №1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

    №2.

    У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

    №1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

    №2.

    У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

    №1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?

    №2.

    У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

    Область №6 «Дигибридное скрещивание»

    №1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

    №2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №6 «Дигибридное скрещивание»

    №1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

    №2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

    Область №6 «Дигибридное скрещивание»

    №1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

    №2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

    Область №6 «Дигибридное скрещивание»

    №1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

    №2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

    Область №6 «Дигибридное скрещивание»

    №1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

    №2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

    Область №7 «Комбинированные задачи»

    №1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
    Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
    1 и F2?

    №2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

    №3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №7 «Комбинированные задачи»

    №1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
    Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
    1 и F2?

    №2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

    №3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Область №7 «Комбинированные задачи»

    №1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
    Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F
    1 и F2?

    №2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

    №3.    В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

    Область №8 «Сцепленное наследование»

    №1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

    №2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

    №3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №8 «Сцепленное наследование»

    №1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

    №2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

    №3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Область №8 «Сцепленное наследование»

    №1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

    №2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

    №3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

    ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:

    №2 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой  родился рогатый теленок;  2.С рогатой коровой – комолый теленок;  3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый  теленок. Каковы генотипы всех животных?

    №3. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

    №4. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

    №5. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

    №6. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

    №7. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет  зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

    №8. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:

    №1 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой  родился рогатый теленок;  2.С рогатой коровой – комолый теленок;  3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый  теленок. Каковы генотипы всех животных?

    №2. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

    №3. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

    №4. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

    №5. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

    №6. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет  зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

    №7. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Практикум по решению генетических задач

    Слайд 2

    Колесо познания генетики

    Слайд 3

    Колесо познания генетики Термины и законы Моногибридное скрещивание – полное доминирование Моногибридное скрещивание – неполное доминирование Дигибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – сцепленное с полом Моногибридное скрещивание – множественный аллелизм Комбинированные Сцеленное наследование

    Слайд 4

    Колесо познания генетики Термины и законы Моногибридное скрещивание – полное доминирование Моногибридное скрещивание – неполное доминирование Дигибридное скрещивание Моногибридное скрещивание – сцепленное с полом Моногибридное скрещивание – множественный аллелизм Комбинированные Сцеленное наследование

    Слайд 5

    Составление личного плана работы на уроке Какую область будете тренировать в первую очередь? Какую область будете тренировать во вторую очередь? Какую область будете тренировать в третью очередь? Какую область будете тренировать в … очередь? ИНСТРУКЦИЯ: ПОЛУЧИТЕ ЗАДАЧИ ВЫБРАННОГО ТИПА…далее по плану НАПРИМЕР: 8 6 3 7 1 5

    Слайд 6

    Алгоритм успеха в решении генетических задач Определить тип задачи: МОНОГИБРИДНОЕ ИЛИ Д ИГИБРИДНОЕ ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ; НЕЗАВИСИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ НЕПОЛНОЕ ДИМИНИРОВАНИЕ; (3-ИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ); СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ (Х или Y хромосомы); МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ (ГРУППЫ КРОВИ) (ЗАКОН МОРГАНА : С КРОССИНГОВЕРОМ или БЕЗ КРОССИНГОВЕРА) КОМБИНИРОВАННЫЕ (есть 2 признака сразу)

    Слайд 7

    Подведём итоги: Реализован ли план? Как изменилось колесо познания генетики? Что ты можешь сделать дома, чтобы достичь успеха на контрольной работе?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

    Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

    Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

    Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

    урок геометрии по теме "Решение задач с применением теоремы Пифагора"

    Материал содержит конспект урока и презентацию по старинным задачам....

    А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

    А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

    Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.

    Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...

    Применение коучингового подхода на уроках геометрии

    Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря.Антуан де Сент –Экзюпери...

    Применение коучингового подхода в педагогических ситуациях

    Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использо...