Практикум по решению генетических задач
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Скобникова Ирина Евгеньевна

Задачи по генетики 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Генетические задачи. Практикум 10-11 класс

I вариант

  1. У томата ген красной окраски плодов доминирует над геном желтой окраски плодов. Каковы генотипы и фенотипы родительских растений томата, если в потомстве было 50% красноплодных и 50% желтоплодных растений?
  2. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а наследование гемофилии сцеплено с полом ( Xh – гемофилия, XH – нормальная свертываемость крови). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
  3. Скрестили дигетерозиготную крольчиху с серой окраской (А) и мохнатой шерстью (В) с кроликом белой окраски и гладкой шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а при образовании половых клеток происходит кроссинговер. Объясните полученный результат.
  4. У человека имеется четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(B), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллели: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют III (гомозигота) и IV группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Определите вероятность наследования у детей IV группы крови.
  5. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от других по сочетанию названных признаков. Доминантные признаки: карие глаза и темные волосы. Каковы генотипы родителей?

II вариант

  1. У собак черный цвет доминирует над коричневым. Коричневая самка (ее родители были черными) от черного самца принесла в общей сложности 11 черных щенков. Что можно сказать о генотипах всех упомянутых животных?
  2. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а праворукость – над леворукостью. Кареглазый левша (все члены его семьи в течение ряда поколений имели только карие глаза) женился на голубоглазой правше (отец ее был левшой). Каких детей следует ожидать от этого брака?
  3. У человека имеется четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(B), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллели: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют III (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Определите вероятность наследования у детей I группы крови.
  4. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз и не сцеплен с полом, а ген цветовой слепоты рецессивен     (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, а также вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
  5. Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала от отца катаракту, а от матери – многопалость. Определите возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...

Урок-практикум по решению генетических задач

«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой. Данная методическая разработка представляет с...

Урок биологии «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» с применением коучингового подхода. (2 часа)

Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике....