Главные вкладки
Гридневская Алевтина Викторовна
Сайт учителя начальных классов
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Применение современных информационных компьютерных технологий
Увлечения: Работа, активный отдых, путешествия
Регион: Республика Башкортостан
Населенный пункт: г.Белорецк
Место работы: МОБУ СОШ №3 г.Белорецк
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gridnevskaya-alevtina-viktorovnaНи один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.
"Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь."
Родительский лекторий
Развитие предпосылок к школьному обучению.
(для родителей учащихся будущих первоклассников)
1. Развитие познавательных процессов.
2. Развитие навыков учебной деятельности.
3. Речевая готовности ребенка к школе.
4. Математические способности.
Что значит развивать познавательные способности ребенка? Это никак не сводится к тому, чтобы дать ребенку "готовые" знания, умения и навыки. Речь прежде всего должна идти о том, чтобы воспитать у него потребность в знаниях и сформировать способы их приобретения, т.е. научить думать. От того, насколько у школьника развита познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.
Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Все малыши - "почемучки". От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят.
Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, даже объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Например, малыш спрашивает: "Почему у стола четыре ножки?" Можно сказать: "Иначе он упадет", и ребенок этим ответом удовлетворится. Но поддержит ли это его пытливость, создаст ли желание задумываться над физическими закономерностями окружающего? Вряд ли. Во всяком случае в значительно меньшей степени, чем тогда, когда мы поступим иначе: вывернем одну ножку у игрушечного стола и предложим ребенку поставить на этот угол достаточно тяжелый предмет, допустим деревянный кубик. Малыш убедится сам, что стол потерял устойчивость, и легко найдет этому объяснение: "Потому что положили тяжелое, а здесь не подперто".
Основой всей познавательной деятельности дошкольника является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление.
Для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира и осмыслить воспринятое, необходима специальная работа.
Именно полноценному восприятию надо учить ребенка, т. е. умению выделять предмет (явление) из ряда подобных или отличных, опираясь на цвет, величину, форму, звук.
Для того чтобы развить восприятие дошкольника, можно придумать множество игр, побуждающих ребят учитывать свойства и отношения предметов. Особую роль в развитии восприятия и представлений ребенка о свойствах и отношениях предметов играют различные дидактические (обучающие) игрушки: матрешки, пирамидки, кубы-вкладки, башенки, "почтовый ящик". Все они дают возможность малышу не просто выполнить задание, а овладеть определенными способами ориентировки в задании. Владение этими способами, в свою очередь, предопределяет успешность его продвижения в познании действительности.
Процесс восприятия неразрывно связан с уровнем развития мыслительной деятельности.
Мышление- это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
· наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-образное мышление, так же как и наглядно-действенное, необходимо человеку всегда. От того, как оно развито, как сформировано, во многом зависит способность к творческой деятельности.
К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту у ребенка должно быть сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. А речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышления, сделает его более обобщенным и подвижным.
Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление.
Элементы логического мышления закладываются также и при формировании математических представлений.
Основой любой интеллектуальной деятельности является внимание. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения.
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.
Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное.
Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.
Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.
Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.
Еще одним важным психическим процессом является память. Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
Различают такие процессы памяти как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти.
К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование - у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они запоминались непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. Этому можно и нужно заранее научиться.
У ребенка 5 - 7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.
О себе
Закончила педагогическое училище, магнитогорский педагогический университет (заочная форма обучения). С 1997 года работаю в школе. Замужем. Мать двоих дочерей. Занимаюсь садоводчеством. Люблю путешествовать.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Сухомлинский В. А."Сердце отдаю детям"
Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть"
''Педагогическая поэма'' - широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко.
В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.
Мой взгляд на мир
Будьте счастливы ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, верьте в себя, в свои возможности, в свои силы,
способности, иначе вы так и будете попадать в бесконечную спираль неудач.
Детей надо воспитывать в духе толерантности
Мои достижения
Куратор дистанционной олимпиады "Вот задачка"
Участник общероссийского проекта "Школа цифрового века"
Участник международной олимпиады по основам наук в начальной школе
Моё портфолио
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Говоря о здоровом образе жизни и обеспечений прав ребенка на охрану здоровья, прежде всего, обратимся к документам, касающимся этого вопроса. Исторические исследования показывают, что уже в глубоко древности люди задумывались о своих правах и свободах. Около 2,5 тысяч лет назад известный древнегреческий философ Протагор свой труд «Истина» начал словами: «Мера всех вещей – человек». Данное положение не потеряло своей значимости и сегодня.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543 проблема выживания, защиты и развития детей признается приоритетной.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Права детей на отдых и охрану здоровья гарантируются Конституцией РФ и федеральными законами:
– «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.06.1993 г. № 5487-1;
– «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ;
– Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г. № 1034-1;
– «О льготах на проезд на междугородном транспорте детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» от 16.06.1998 г. № 99-ФЗ;
– «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией» от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ.
Глава III Конституции РФ закрепляет неотъемлемость прав и свобод человека и гражданина. Ряд статей данной главы посвящены проблемам охраны здоровья личности, в том числе и детей.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. гарантируется неотъемлемое право граждан РФ на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст. 17).
Статья 24 Основных направлений закрепляет права несовершеннолетних:
1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ;
2) медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;
3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;
4) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
В отношении лиц, не достигших 15 лет и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (ст. 31).
В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) устанавливаются требования к охране здоровья обучающихся т воспитанников:
1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санитарного типа.
3. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
4. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся в образовательных учреждениях несут должностные лица в соответствии с законодательством РФ и уставом данного учреждения.
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 г. № 1034-1 закрепляет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека (ст. 5).
В детских образовательных и оздоровительных учреждениях, осуществляющих обучение и воспитание, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила (ст. 27).
Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки.
Для распространения знаний о ЗОЖ сказано в ст. 26 данного Закона, должно проводится гигиеническое воспитание и образование граждан в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях.
Предельная наполняемость групп, учебные нагрузки, режим работы определяется уставом учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.
ООН, приняв Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) и провозгласив в ней неотъемлемые права детей, не остановилась на этом. И уже в 1959 г. принимает Декларацию прав ребенка.
Декларация определяет направление деятельности государств по обеспечению прав детей: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства» (ст. 2).
Международно-правовой документ – Конвенция о правах ребенка, принятая 20.11.1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН дает следующее определение: «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия ранее» (ст. 1).
По Конвенции ребенок обладает личными (гражданскими) правами, к которым относятся: неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6), социальными правами (по ст. 24) имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
По ст. 27 – на уровень жизни, необходимой для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Перед государствами-участниками Конвенция ставит проблему обеспечения прав наиболее незащищенной группы детей – детей-инвалидов – по их социальной адаптации: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» (ст. 27). Необходимо сделать все для физического и нравственного развития ребенка.
Здоровье– важнейший фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, рациональное питание детей.
Режим– одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего здоровья.
Таблица 1.
Продолжительность различных видов суточной деятельности
(в часах)
Возраст, годы | Класс | Учебные занятия в школе | Учебные занятия дома | Спорт, игры, прогулки | Чтение, занятия в кружках, помощь семье | Прием пищи, туалет, зарядка | Ночной сон |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | 1-й | 3–4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
8 | 2-й | 4 | 1–1 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
9 | 3-й | 4 | 1–2 | 3 | 2 | 2 | 11–10 |
10 | 4-й | 4–5 | 1–2 | 3 | 2 | 2 | 10–10 |
11 | 5-й | 5–6 | 2–2 | 3 | 2 | 2 | 10–9 |
12 | 6-й | 5–6 | 2–2 | 3 | 2 | 2 | 9–9 |
13 | 7-й | 5–6 | 2–3 | 2 | 2 | 2 | 9–9 |
14 | 8-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 9–9 |
15 | 9-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 9–8 |
16 | 10-й | 5–6 | 3–4 | 2 | 2 | 2 | 8–8 |
Таблица 2
Примерная схема режима для школьников, посещающих занятия
в первую смену (начале занятий в 8 ч 30 мин)
Вид занятий и отдыха | Возраст школьников по классам, годы | |||
7-9 лет (1–3-й класс) | 10 лет (4–й класс) | 11–13 лет (5–7-й класс) | 14–17 лет (8–11-й класс) | |
Подъем | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 |
Утренний завтрак | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 |
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 |
Занятия в школе | 8.30– 12.30 | 8.30–13.30 | 8.30–14.00 | 8.30–14.30 |
Горячий завтрак в школе | Около 11 ч. |
|
|
|
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе | 12-30–13.00 | 13.30–14.00 | 14.00–14.30 | 14.30–15.00 |
Обед | 13.00–13.30 | 14.00–14.30 | 14.30–15.00 | 15.00–15.30 |
Послеобеденный отдых или сон | 13.30–14.30 |
|
|
|
Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе | 14.30–16.00 | 14.30–17.00 | 15.00–17.00 | 15.30–17.00 |
Полдник | 16.00–16.15 | 17.00–17.15 | 17.00–17.15 | 17.00–17.15 |
Приготовление домашних занятий | 16.15–17.30 | 17.15–19.30 | 17.15-19.30 | 17.15–20.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 17.30–19.00 | – | – | – |
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранными языками и пр.) | 19.00–20.00 | 19.30–20.30 | 19.30–21.00 | Для учащихся 13–15 лет 20.00–21.30, для учащихся 16–17 лет 20.00–22.00 |
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание) | 20.00–20.30 | 20.30–21.00 | 21.00–21.30 | Для учащихся 13-15 лет 21.30–22.00, для учащихся 16-17 лет 22.00–22.30 |
Сон | 20.30–7.00 | 21.00-7.00 | 21.30–7.00 | Для учащихся 13–15 лет 22.00–7.00, для учащихся 16–17 лет 22.30-7.00 |
Таблица 3
Примерная схема режима для школьников, посещающих занятия
во вторую смену (начале занятий в 14 ч)
Вид занятий и отдыха | Возраст школьников по классам, годы | |||
7-9 лет (1–3-й класс) | 10 лет (4-й класс) | 11–13 лет (5–7-й класс) | 14–17 лет (8–11-й класс) | |
Подъем | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 | 7.00–7.30 |
Утренний завтрак | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 | 7.30–7.50 |
Прогулка на свежем воздухе | 7.50-8.20 | 7.50-8.20 | 7.50–8.20 | 7.50–8.20 |
Приготовление домашних заданий | 8.30– 10.00 | 8.20–10.30 | 8.20–11.00 | 8.20–11.30 |
Второй завтрак | Около 11 ч. |
|
|
|
Свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком) | 10.30–11.30 | 10.30–11.30 | 11.00–11.30 | 11.30–12.00 |
Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе | 11.30–13.00 | 11.30–13.00 | 11.30–13.00 | 12.00–13.00 |
Обед | 13.00–13.30 | 13.00–13.30 | 13.00–13.30 | 13.00–13.30 |
Дорога в школу или прогулка перед учебными занятиями | 13-30–14.00 | 13-30–14.00 | 13-30–14.00 | 13-30–14.00 |
Занятия в школе | 14.00–18.00 | 14.00–19.00 | 14.00–19.30 | 14.00–20.00 |
Полдник | 15.45–16.00 | 15.45–16.00 | 15.45–16.00 | 15.45–16.00 |
Дорога домой или прогулка после учебных занятий | 18.00–18.30 | 19.00–19.30 | 19.30–20.00 | 20.00–20.30 |
Прогулка или игры и спортивные занятия на свежем воздухе | 18.30–19.00 | – | – | Для учащихся 13–15 лет 20.00–21.00 |
Ужин и свободные занятия | 19.00–20.00 | 19.30–20.30 | 20.00–21.00 | Для учащихся 16-17 лет 20.30–22.00 |
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание) | 20.00–20.30 | 20.30–21.00 | 21.00–21.30 | Для учащихся 13–15 лет 21.00–21.30, для учащихся 15–17 лет 22.00–22.30 |
Сон | 20.30–7.00 | 21.00–7.00 | 21.30–7.00 | Для учащихся 13–15 лет 21.30–7.00, для учащихся 16–17 лет 22.30–7.00 |
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты