Родной язык (русский язык) 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

 

Объяснительная записка

 

    Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

   Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально грамотной личности.

  Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков.

 

Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе:

1.      развитие любви и интереса  к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры;

2.      осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;

3.      воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь;

4.      сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

 

Содержание работы

 

Речь и культура общения

 

   Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование вежливой речи.

   Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность слова, слова синонимы, слова антонимы.

   Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем.

  Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений.

  Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения текстов объединяет все направления речевой работы.

   Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной мысли, умение определять микротему, широкую, узкую.

 

А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, отрабатываются умения:

  1. видеть орфограмму
  2. графически обозначать орфограмму и условия выбора
  3. находить и исправлять ошибки
  4. вводить понятие орфограмма

 

  Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и его части.

  Продолжается знакомство с  морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов.

  Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

    Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

   Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально грамотной личности.

  Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков.

Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе:

  1. развитие любви и интереса  к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
  3. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь;
  4. сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Содержание работы

Речь и культура общения

   Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование вежливой речи.

   Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность слова, слова синонимы, слова антонимы.

   Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем.

  Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений.

  Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения текстов объединяет все направления речевой работы.

   Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной мысли, умение определять микротему, широкую, узкую.

А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, отрабатываются умения:

  1. видеть орфограмму
  2. графически обозначать орфограмму и условия выбора
  3. находить и исправлять ошибки
  4. вводить понятие орфограмма

  Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и его части.

  Продолжается знакомство с  морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов.

  Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности.

                                                                     Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Слово. Звуки и буквы. Что  мы знаем о ним с 1 класса

1

2.

Повторение. Выразительное чтение и интонация

1

3.

Чем отличается гласный от согласного?

1

4.

Ударные и безударные гласные

1

5.

Что такое предложение?

1

6.

Речь. Для чего она нужна? Техника речи

1

7.

Что такое основа предложения?

1

8.

Как устанавливается связь между словами предложения. Минисочинение

1

9.

Техника речи: дикция. Скороговорки

1

10.

Текст. Диалог. Монолог. Понятие «абзац»

1

11.

Тема текста, основная мысль. Опорные слова. Работа с деформированным текстом

2

12.

Повествовательные предложения, их знаки

1

13.

Вопросительные и побудительные предложения

1

14.

Что такое план и как его составить. Коллективное планирование

1

15.

Что такое имя существительное?

1

16.

Имена собственные, нарицательные

1

17.

Слово имеет значение прямое и переносное

1

18.

Число имен существительных

2

19.

Устойчивые выражения (фразеологизмы), их использование в речи

1

20.

Род имен существительных

2

21.

Фразеологизмы, пословицы, загадки – устойчивые сочетания слов

1

22.

Слова – признаки. Что это?. Имя прилагательное

1

23.

Развитие умения подбирать слова-признаки и находить их в тексте

1

24.

Изобразительные средства языка. Олицетворение, метафора, сравнение. Микросочинения

2

25.

Интеллектуальная игра со словами «Ума палата» (игры с им. сущ., прилаг)

1

26.

Что такое глагол? Для чего нужны глаголы в речи?

1

27.

Развитие умения ставить вопросы к глаголам, подбирать глаголы к тексту

1

28.

Изложение с языковым разбором, по вопросам, подсказывающим словами

1

29.

Конструирование предложений с опорой и схемы, вопросы, словосочетания

1

30.

Обучение сочинению загадок

2

31.

Сравнение текстов, списывание текста по ранее определенному плану

1

32

Слова, которые выражают наши чувства, их роль в речи

1

33.

Сочинение сказки

2

34.

Предлоги, их употребление, значение в речи

1

35.

Написание предлогов, отличие от приставок

2

36.

Повторы в тексте, путь их устранения

1

37.

Однокоренные слова

1

38.

Определение корня слова, признаки однокоренных слов

1

39.

Распознавание однокоренных слов

1

40.

Связь между предложениями в тексте

1

41.

Суффикс – словообразовательная часть слова. Определение суффикса

2

42.

Связь между слов в предложении, творческое редактирование текста

1

43.

Приставка. Определение приставки

1

44.

Сочинение по наблюдениям «Зима в городе»

1

45.

Умение определять приставку, образовывать слова с помощью приставок

2

46.

Структура текста. Понятие о микротеме

1

47.

Написание приставок и предлогов

1

48.

Алфавит. его значение в языке, жизни

1

49.

План. Виды плана. Составление планов  к текстам

1

50.

Запись слов в алфавитном порядке

1

51.

Развитие умения писать слова собственные

1

52.

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану

1

53.

Написание амоформ типа «орел» и «орел»

1

54.

Что такое орфографическое правило, орфограмма

1

55.

Культура общения. На дне рождения. Вежливые слова

1

56.

Написание букв а, у после шипящих. Звуковой анализ слов, схемы

2

57.

Культура общения. Правила поведения в школе

1

58.

Упражнения в написании жи, ши, ча, ща, чу,щу

2

59.

Типы текста. Сравнительное описание

1

60.

Буквы ь, ъ. Их значение в языке

1

61.

Правописание ь

1

62.

Сочинение – сравниетльное описание

1

63.

Правописание ъ

1

64.

Правописание чк,чн,чщн

1

65.

Повторение о безударных и ударных гласных

1

66.

Наблюдение над написанием и произношением

1

67.

Типы текста. Повествование

1

68.

Два способа нахождения проверочных слов в группе однокоренных

1

69.

Сочинение – повествование

1

70.

Применение правил написания безударных гласных. Комментированное письмо

2

71.

Типы текста. Рассуждение.

1

72.

Звонкие и глухие согласные в конце слов. Фонетический анализ слов

1

73.

Два способа проверки парных согласных на конце слоа

2

74.

Сочинение – рассуждение

1

75.

Редактирование сочинения

1

76.

Отработка умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слов

2

77.

Подготовка к сочинению – повествованию с элементами рассуждения

1

78.

Повторение о составе слова. Разбор слов по составу

1

79.

Повторение написания слов с изученными орфограммами

1

80.

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по серии сюжетных картин

1

81.

Анализ и работа над ошибками

1

82.

Игровой урок «Брейн-ринг». Обобщение изученного

2+2

Учащиеся должны

Знать:

  1. признаки гласных и согласных
  2. гласные ударные и безударные
  3. обозначение мягкости согласных
  4. правила переноса слов
  5. название частей речи
  6. признаки предложения  и текста

     

      Уметь:

  1. производить звукобуквенный анализ
  2. правильно списывать текст, сравнивая с образцом
  3. правильно определять тип текста, составлять небольшой текст, предполагать содержание
  4. писать под диктовку, правильно оформляя предложения
  5. ставить вопросы к словам
  6. видеть опасные места в словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по родному языку (русскому), 3 класс

Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому) в форме списывания с заданием....

Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс

Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...

родной язык (русский) 4 класс

рабочая программа и календарное планирование...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский язык)» 1 класс

Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по...