Родной язык (русский язык) 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Объяснительная записка
Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально грамотной личности.
Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков.
Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе:
1. развитие любви и интереса к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры;
2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
3. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь;
4. сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы
Речь и культура общения
Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование вежливой речи.
Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность слова, слова синонимы, слова антонимы.
Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем.
Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений.
Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения текстов объединяет все направления речевой работы.
Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной мысли, умение определять микротему, широкую, узкую.
А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, отрабатываются умения:
- видеть орфограмму
- графически обозначать орфограмму и условия выбора
- находить и исправлять ошибки
- вводить понятие орфограмма
Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и его части.
Продолжается знакомство с морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов.
Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснительная записка
Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка, заложить основу функционально грамотной личности.
Выделяют несколько уровней в организации работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой, с этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических умений и навыков.
Цели и задачи, содержание курса родного языка во 2 классе:
- развитие любви и интереса к родному языку, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь;
- сообщение необходимых знаний и формирование умений, навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы
Речь и культура общения
Во 2 классе рассматривается как проявление общей культуры человека, развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым уважительным отношением к человеку – формирование вежливой речи.
Для работы над словарем предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, многозначность слова, слова синонимы, слова антонимы.
Особое место занимает изучение группы так называемых «волшебных слов». Умение выделять слова в переносном значении, определять основу переноса значения, знакомство со словарем.
Формирование умений и навыков по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений.
Центральным понятием является понятие «текст», т.к. цель формирования полноценных учений в области построения текстов объединяет все направления речевой работы.
Предполагается знакомство с типами текста, отличительными признаками различных типов, выделение основной мысли, умение определять микротему, широкую, узкую.
А также в разделе «Слово» происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, отрабатываются умения:
- видеть орфограмму
- графически обозначать орфограмму и условия выбора
- находить и исправлять ошибки
- вводить понятие орфограмма
Дети систематизируют знания о предложении и тексте. Углубляется понятие о тексте, учатся отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и его части.
Продолжается знакомство с морфемным составом слова, систематически идет наблюдение над однокоренными словами, знакомятся с определенными суффиксами, приставками, наблюдается образование слов.
Все направления реализуются в практической деятельности не в порядке изложения, а взаимосвязано с использованием вариантности, многогранности отражения обучения и обучения на высоком уровне трудности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
1. | Слово. Звуки и буквы. Что мы знаем о ним с 1 класса | 1 | ||||
2. | Повторение. Выразительное чтение и интонация | 1 | ||||
3. | Чем отличается гласный от согласного? | 1 | ||||
4. | Ударные и безударные гласные | 1 | ||||
5. | Что такое предложение? | 1 | ||||
6. | Речь. Для чего она нужна? Техника речи | 1 | ||||
7. | Что такое основа предложения? | 1 | ||||
8. | Как устанавливается связь между словами предложения. Минисочинение | 1 | ||||
9. | Техника речи: дикция. Скороговорки | 1 | ||||
10. | Текст. Диалог. Монолог. Понятие «абзац» | 1 | ||||
11. | Тема текста, основная мысль. Опорные слова. Работа с деформированным текстом | 2 | ||||
12. | Повествовательные предложения, их знаки | 1 | ||||
13. | Вопросительные и побудительные предложения | 1 | ||||
14. | Что такое план и как его составить. Коллективное планирование | 1 | ||||
15. | Что такое имя существительное? | 1 | ||||
16. | Имена собственные, нарицательные | 1 | ||||
17. | Слово имеет значение прямое и переносное | 1 | ||||
18. | Число имен существительных | 2 | ||||
19. | Устойчивые выражения (фразеологизмы), их использование в речи | 1 | ||||
20. | Род имен существительных | 2 | ||||
21. | Фразеологизмы, пословицы, загадки – устойчивые сочетания слов | 1 | ||||
22. | Слова – признаки. Что это?. Имя прилагательное | 1 | ||||
23. | Развитие умения подбирать слова-признаки и находить их в тексте | 1 | ||||
24. | Изобразительные средства языка. Олицетворение, метафора, сравнение. Микросочинения | 2 | ||||
25. | Интеллектуальная игра со словами «Ума палата» (игры с им. сущ., прилаг) | 1 | ||||
26. | Что такое глагол? Для чего нужны глаголы в речи? | 1 | ||||
27. | Развитие умения ставить вопросы к глаголам, подбирать глаголы к тексту | 1 | ||||
28. | Изложение с языковым разбором, по вопросам, подсказывающим словами | 1 | ||||
29. | Конструирование предложений с опорой и схемы, вопросы, словосочетания | 1 | ||||
30. | Обучение сочинению загадок | 2 | ||||
31. | Сравнение текстов, списывание текста по ранее определенному плану | 1 | ||||
32 | Слова, которые выражают наши чувства, их роль в речи | 1 | ||||
33. | Сочинение сказки | 2 | ||||
34. | Предлоги, их употребление, значение в речи | 1 | ||||
35. | Написание предлогов, отличие от приставок | 2 | ||||
36. | Повторы в тексте, путь их устранения | 1 | ||||
37. | Однокоренные слова | 1 | ||||
38. | Определение корня слова, признаки однокоренных слов | 1 | ||||
39. | Распознавание однокоренных слов | 1 | ||||
40. | Связь между предложениями в тексте | 1 | ||||
41. | Суффикс – словообразовательная часть слова. Определение суффикса | 2 | ||||
42. | Связь между слов в предложении, творческое редактирование текста | 1 | ||||
43. | Приставка. Определение приставки | 1 | ||||
44. | Сочинение по наблюдениям «Зима в городе» | 1 | ||||
45. | Умение определять приставку, образовывать слова с помощью приставок | 2 | ||||
46. | Структура текста. Понятие о микротеме | 1 | ||||
47. | Написание приставок и предлогов | 1 | ||||
48. | Алфавит. его значение в языке, жизни | 1 | ||||
49. | План. Виды плана. Составление планов к текстам | 1 | ||||
50. | Запись слов в алфавитном порядке | 1 | ||||
51. | Развитие умения писать слова собственные | 1 | ||||
52. | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану | 1 | ||||
53. | Написание амоформ типа «орел» и «орел» | 1 | ||||
54. | Что такое орфографическое правило, орфограмма | 1 | ||||
55. | Культура общения. На дне рождения. Вежливые слова | 1 | ||||
56. | Написание букв а, у после шипящих. Звуковой анализ слов, схемы | 2 | ||||
57. | Культура общения. Правила поведения в школе | 1 | ||||
58. | Упражнения в написании жи, ши, ча, ща, чу,щу | 2 | ||||
59. | Типы текста. Сравнительное описание | 1 | ||||
60. | Буквы ь, ъ. Их значение в языке | 1 | ||||
61. | Правописание ь | 1 | ||||
62. | Сочинение – сравниетльное описание | 1 | ||||
63. | Правописание ъ | 1 | ||||
64. | Правописание чк,чн,чщн | 1 | ||||
65. | Повторение о безударных и ударных гласных | 1 | ||||
66. | Наблюдение над написанием и произношением | 1 | ||||
67. | Типы текста. Повествование | 1 | ||||
68. | Два способа нахождения проверочных слов в группе однокоренных | 1 | ||||
69. | Сочинение – повествование | 1 | ||||
70. | Применение правил написания безударных гласных. Комментированное письмо | 2 | ||||
71. | Типы текста. Рассуждение. | 1 | ||||
72. | Звонкие и глухие согласные в конце слов. Фонетический анализ слов | 1 | ||||
73. | Два способа проверки парных согласных на конце слоа | 2 | ||||
74. | Сочинение – рассуждение | 1 | ||||
75. | Редактирование сочинения | 1 | ||||
76. | Отработка умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слов | 2 | ||||
77. | Подготовка к сочинению – повествованию с элементами рассуждения | 1 | ||||
78. | Повторение о составе слова. Разбор слов по составу | 1 | ||||
79. | Повторение написания слов с изученными орфограммами | 1 | ||||
80. | Сочинение – повествование с элементами рассуждения по серии сюжетных картин | 1 | ||||
81. | Анализ и работа над ошибками | 1 | ||||
82. | Игровой урок «Брейн-ринг». Обобщение изученного | 2+2 |
Учащиеся должны
Знать:
- признаки гласных и согласных
- гласные ударные и безударные
- обозначение мягкости согласных
- правила переноса слов
- название частей речи
- признаки предложения и текста
Уметь:
- производить звукобуквенный анализ
- правильно списывать текст, сравнивая с образцом
- правильно определять тип текста, составлять небольшой текст, предполагать содержание
- писать под диктовку, правильно оформляя предложения
- ставить вопросы к словам
- видеть опасные места в словах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по родному языку (русскому), 3 класс
Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому) в форме списывания с заданием....
Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс
Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...
родной язык (русский) 4 класс
рабочая программа и календарное планирование...
Рабочая программа по Родному языку (русскому) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс
Рабочая программа по родной литературе на родном языке (русском) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский язык)» 1 класс
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основой для разработки программы послужила примерная программа по...