Рабочая программа по Родному языку (русскому) 1 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Метлицкая Елена Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_russkomu_1_klass.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена в соответствии:

  1. С требованиями ФГОС НОО;
  2. ООП  НОО МКОУ «….»;
  3. Авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной согласно образовательной системе «Школа России».
  4.  Учебного плана МКОУ «….».

           Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

           Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной речи, моторику руки ребёнка, подготовить к чтению и письму.

         Задачи:

Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).

Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.

Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.

Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).

Ведущим методом обучения является – слогофонемный. Обучение грамоте начинается с развития фонематического слуха детей, формирование Фонемной ориентировки в звуковой структуре слова, правильного обозначения звуков буквами и овладения процессом слогового чтения и постепенным переходом на чтение целыми словами.

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.

Знать:

- буквы и звуки;

- гласные ударные и безударные;

- согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

      Уметь:

- выполнять фонематический анализ слов;

- делить слова на слоги и для переноса;

- разборчиво и аккуратно списывать текст из 45 слов, писать под диктовку текст 30 – 35 слов;

- читать тексты, отвечать на вопросы, делить текст на части, пересказывать;

- определять главную мысль текста;

- различать слова: предметы, признаки предметов, действия предметов;

- составлять рассказ – повествование по сюжетной картине, наблюдениям;

- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

- соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв), правильно соединять буквы в словах.

        Форма контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки - в 1 классе безотметочное обучение.

Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему        с        использованием        разных        типов        речи         (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в        тексте.

Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная        работа        над        структурой        текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы        текстов:         описание,         повествование, рассуждение, их        особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  1. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  2. формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  3. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

Первоклассник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–   выражать собственное мнение и аргументировать его.

Первоклассник получит возможность научиться:

–   создавать тексты по предложенному заголовку;

–   подробно или выборочно пересказывать текст;

–   пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения

 учебного предмета

         Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.

       Средством достижения этих результатов являются тексты в упражнениях учебника «Русский язык».

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

       Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно – диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

         Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение Родного языка (русского) в 1 классе   отводится по 0,5 ч в неделю, со 2 полугодия. Курс рассчитан на 18 недель 9 ч.

         Содержание предмета «Родной язык (русский)».

                                                                    1 класс

         Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

        Слово.

Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». «Слова родственники» и слова «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделять слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

         

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

       

  Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Календарно – тематическое планирование

по родному языку (русскому).

Тема урока

Виды деятельности

1-2

Наша речь. Устная и письменная речь.

Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова

3-4

Роль слов в речи.  Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Переводить слово, звучащее в слово написанное

5-6

«Вежливые» слова

Объяснять употребление (выбор) эмоционально – окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста

7-8

Слово и слог. Деление слов  на слоги.

Объяснять, чем различаются предмет и слово его называющее

9-10

Звуки и буквы

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Сравнивать произношение звуков с написанием букв, их обозначающих

11-12

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Правописание слов с безударной гласной в корне

13-14

Парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки.

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме

15-16

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными

17-18

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Развитие речи.

Восстанавливать деформированный текст

                                        Учебная и методическая литература:

  1. Русский язык, учебник для первого класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов

Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...

Рабочая программа по родному языку (русскому )

Программа "Школа России" 3 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса

Рабочая   программа по родному языку  (русскому) для 4 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому).

Рабочая программа по родному языку (русскому) 3-4 классы....

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Целью изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются: • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной ре...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 2 класса УМК "Школа России"

Курс родного языка (русского) направлен на достижение следующих целей: - расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального ...