Проведение межпредметных занятий в реальном и сетевом мире (мастер-класс на III Международном АртекФоруме, Мамеева-Шварцман И. М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Как это было 28 сентября в 16:40 в павильоне "Феодосия" (стадион)


Всем-всем артековский привет!

Поздравляю всех гостей "Феодосии" с возможностью окунуться в наши школьные практики очно и заочно. А именно: после экспресс-обзора уличной работы артековских учителей, которых периодически не хватает, часть из Вас, избранная Вами же, примет участие в нашем исследовании, по результатам которого каждый из присутствующих сделает для себя вывод о степени готовности работать у нас или как у нас. В связи с этим призываю Вас быть внимательными и активными, потому что те, кто в этом преуспеют, получат наш презент! Итак, поехали!

Экспериментариумы – это одна из новых разработанных в «Артеке» форм организации учебных занятий, интегрирующая возможности основного и дополнительного образования, ориентированная на использование интерактивных технологий и получение современных образовательных результатов. В экспериментариумах артековцы включены в активный познавательный процесс не только в кабинете школы, но и за его пределами: в лагере, в студиях дополнительного образования, в программах тематических партнёров (ведущие вузы, общественные организации, государственные предприятия и корпорации, благотворительные фонды). Данные формы ориентированы на метапредметные компетенции и выход за узкие рамки изучаемой дисциплины. Так, на экспериментариумах создаются условия для развития у обучающихся навыков учебно-исследовательской деятельности в связи с сюжетной линией смены при изучении конкретных тем по предмету, которые дополняются материалами из других областей (крымоведение, биология, география, искусство, история и др.). Занятия направлены на обучение метапознавательным стратегиям и имеют предметно-тематический характер. Это позволяет школьникам получить опыт критического мышления и сохранить интерес к учёбе, которая здесь тесно связана с реальным миром и максимально использует все доступные ресурсы.

Прежде чем приступить к планированию занятий за пределами классной комнаты, необходимо ответить себе на выделенные нами следующие вопросы

И, если:

  1. не нашлось строгой привязки к кабинету,
  2. обозначилась доступная и подходящая для учебных занятий площадка,
  3. определились объекты исследования с учётом используемой площадки,

то можно смело переходить к разработке самого занятия.

Очень важно предусмотреть наличие удивляющей детей информации, которая будет получена ими в ходе разных видов учебной (желательно, активной) деятельности. Ниже примеры удививших детей фактов, полученных ими на наших занятиях (слева направо):

  1. в морском порту со специалистом по парусному спорту;
  2. на побережье Чёрного моря в устье реки Артек;
  3. в музее-рекордсмене сувенирных магнитиков и античного крымоведения

По итогам подобных занятий можно назвать три основных плюса

Эти положительные эффекты мы смогли выделить после анализа обязательной рефлексии, которую с 10 смены 2018 года стали проводить в Google Формах. Ответы детей оформляются в виде облака слов в соответствии с сюжетной линией смены (в 10 смену это потерянные шляпы Шляпника).

Первые три шляпы - ответы на вопросы: что я узнал по предмету, о себе, о своей группе

Следующие три шляпы о том, чему научились дети по предмету, для личного развития, для работы в группе

И последние шляпы отражают, что понравилось обучающимся в организации учебных занятий; как они лично (что делали?), как их группа...

Не только в рефлексии нам помогает интернет

У нас есть группы в социальных сетях:

  • "Физика по-артековски" (для педагогов; здесь мы публикуем свои разработки и др.);
  • ФизArt (для обучающихся школы "Артек"; здесь размещаются дополнительные творческие детские работы, все фото с учебных занятий, интересные материалы по физике, объявления об опросах, олимпиадах и конкурсах по физике, информация о "физических" школьных событиях и др.)

И вот так выглядят наши опросы в Google Формах:

10 смена 2018 года

11 смена 2018 года

Кроме опроса детей мы постоянно (с первого и до последнего занятия) проводим самоанализ эффективности своей работы, вследствие чего редактирование разработок может продолжаться и после завершения смены, ведь нет предела совершенству:)

И мы выделили три основные проблемы, на которые надо обратить особое внимание ещё в самом начале подготовки занятий вне классной комнаты (при этом ВСЕГДА должен быть наготове вариант работы в кабинете!)

Передвижение:

  • транспорт может в последний момент отмениться, задержаться, сломаться, дорожные заторы, невозможность доставить максимально близко к месту проведения, моторный шум в салоне - предусмотреть варианты действия в подобных ситуациях, чтобы не потерять время и сохранить спокойствие детей; использовать время в дороге для актуализации/мотивации (до пункта проведения занятия) и для обобщения/рефлексии на обратном пути;
  • пеший переход может быть невозможен из-за погоды или состояния здоровья даже одного обучающегося - "запастись" помощником для работы с отдельными детьми, приготовив для посильные для них задания, максимально приближённые к "внекабинетным".

Погода: нужно заранее знакомиться с данными метеосводок; осадки, ветер, холод, жара - при любом из этих показателей лучше отменить занятие на открытом воздухе, можно обойтись одним уличным этапом, если это требуется для исследований, с возможностью дальнейшей обработки результатов в более комфортных условиях (в помещении, беседке, под тентом и др.).

Площадка:

  • на ней должно быть достаточное число посадочных мест, санузел, вода, вентиляция, освещение, столы/поверхности или планшеты для ведения на них записей, техника для воспроизведения мультимедиа;
  • для целесообразности выхода из кабинета надо продумать максимальное использование внеклассной площадки (её оснащение, расположение, особенности сооружения и др.), т.е. выполнять на ней и исследовать то, что не получится с таким же эффектом в кабинете.

А теперь давайте проведём эксперимент "Невозможное ВОЗМОЖНО!"

Я хочу проверить одну свою гипотезу по проведению межпредметных занятий (не важно, какой дисциплины) за пределами кабинета. Суть этой идеи вы узнаете позже и, думаю, без моей помощи. Приглашаются 4 креактивиста. Есть желающие? Если нет, то… я приглашаю тех, у кого к посадочным местам прикреплены пронумерованные карточки белого цвета (крепятся заранее на случай отсутствия желающих). Снимите их и, согласно вашим номерам, выполняйте задания по следующей инструкции, отвечая на вопросы, исходя только из своих возможностей

Задача вашей экспериментальной группы - описать учебное занятие, основанное на независимых ответах каждого из Вас.

А пока наши испытуемые готовятся, проведём аналогичное, но более последовательное исследование среди остальных наших гостей. Приглашаются очередные 4 креактивиста... (если желающих нет, выходят те, у кого к посадочным местам прикреплены (заранее) пронумерованные карточки, например, зелёного цвета).

Отвечайте последовательно (на вопрос под своим номером) на эти же вопросы, но учитывая предыдущие варианты.

Опишите возможное занятие, исходя из собранных условий... (у этой группы менее, чем за 5 минут, получилась заготовка интересного внеклассного межпредметного занятия с приглашённым специалистом, которое осталось лишь наполнить конкретным содержанием и уже можно смело проводить)

Вот вы и подготовили каркас межпредметного занятия вне классной комнаты с привлечением специалиста. Молодцы!

Насколько трудно это было? А в чём заключается сложность для экспериментальной группы? Давайте послушаем, что у них получилось... (и эта группа прекрасно справилась с подготовкой описания занятия; уверена, они тут же и провели бы его экспресс-версию)

Теперь скажите, в чём заключалась проверяемая гипотеза?..

(В том, что любую тему, не привязанную к кабинету требованиями техники безопасности и необходимостью использовать спец.средства, можно провести за его пределами с привлечением специалистов и во взаимосвязи с другими предметами. И наша гипотеза снова подтвердилась! Возможно, потому что нам всегда попадались испытуемые, готовые к качественной работе в любых быстро меняющихся условиях)

Надеюсь, что вы после краткого погружения в схему нашей работы будете чаще экспериментировать у себя в школах и успешно примите участие во Всероссийском конкурсе инновационных методических разработок «Открытое образование в открытой среде», чтобы снова посетить «Артек» и провести у нас Ваше занятие!

Настало время для поощрения креактивистов! (участников обеих экспериментальных групп)

Вручаю вам книги с подробным описанием образовательных практик "Артека", сценарии которых помогут вам вдохновиться на создание своих шедевров!


Добавить запись в Гостевуюmail