Главные вкладки

    Экспериментариумы по физике 1 смены 2019 года (Обзор от Мамеевой-Шварцман И. М.)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Всем-всем ФизArt-привет!!!

    Для артековцев 7-11 классов 1 смены 2019 года "Взгляд за горизонт" было разработано пять экспериментариумов по физике:

    • 7 кл - «Жизнь на дне воздушного океана» (разработчик и реализатор: Мамеева-Шварцман И. М.)
    • 8 кл - «Путешествие в мир электричества» (разработчик: Стелянидий Н. В., реализатор: Ибрагимов А.Э.)
    • 9 кл - «Свет за линией горизонта» (разработчик и реализатор: Андреева О. И.)
    • 10 кл - «Тепловой баланс» (разработчик и реализатор: Ваулина Т. В.)
    • 11 кл - «Постулат на новый лад» (разработчик и реализатор: Ибрагимов А. Э.)

    Общее количество реализованных экспериментариумов: 61 (192 часа)

    В 16-ти из них (26%) приняли участие тематические партнёры:

    • ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана»
    • ФГБОУ НИЦ «Курчатовский институт»
    • ООО «Стартнаука»

    Также в 1 смену обучающиеся 5-6 и 10-11 классов принимали участие в сетевых образовательных модулях "Мир как атом" и "Дуликий атом", в рамках которых были этапы по физике; при реализации части из них с нами сотрудничали тематические партнёры - ФГБОУ НИЦ «Курчатовский институт»

    А было всё так


    Семиклассники после обязательного инструктажа по ТБ начинали свои занятия с размышлений над стендовыми каверзными вопросами:

    • Как надуть крепко завязанный воздушный шарик?
    • Как огнём поднять воду?
    • В каком месте комнаты воздух давит сильнее и сколько лошадей он может победить?
    • Что может случиться, если воду из аквариума аккуратно перелить в узкую стеклянную вазу такой же вместимости?
    • Где на таинственном Крымском полуострове сильнее всего придавливает стоячей водой, а где легче всего надувать воздушные шары?
    • Для чего кораблям могут понадобиться подводные ворота?

    Улавливая что-то объединяющее все эти вопросы, обучающиеся формулируют предстоящую для изучения предметную тему - "Давление в жидкости и газе".

    Учитель даёт разъяснения по предстоящей работе, возможному количеству отметок и способам их получения.

    Затем класс делится на 6 групп с помощью физических карточек, содержащих информацию, относящуюся к 6-ти физическим величинам (давление, плотность, объём, высота, площадь, сила), которые нужны для дальнейшей работы. В процессе такого деления очень хорошо виден уровень подготовки обучающихся, который важно знать учителю для организации посильной успешной активности каждого ребёнка.

    Образовавшиеся группы:

    • фронтально обмениваются сообщениями по своим физ.величинам (заодно идёт проверка правильности распределения всех карточек и "переселение заблудившихся"), при этом намеренно допуская ошибку, которую необходимо услышать другим группам (таким образом повышается внимание обучающихся);
    • получают групповые журналы (один рабочий лист на группу) и заполняют в них информацию о членах команды и ожиданий от занятий (тем самым, ученики ставят себе цели и задачи);
    • выбирают карточки с заданиями для изучения и представления для всего класса;
    • готовят своё выступление (теория и практика)
    • по очереди в логической последовательности объясняют теорию и демонстрируют на практике изучаемые явления, объясняя причины их возникновения;
    • обсуждают ответы на каверзные вопросы
    • сравнивают свои ожидания в начале занятий с результатами в конце экспериментариума
    • оценивают сами себя и вклад каждого в работу всей группы (само- и взаимооценивание)

    Прохождение онлайн опроса (рефлексия):

    • Какие понятия/законы/формулы по предмету Вы узнали/вспомнили?
    • Каким действиям по предмету Вы научились/закрепили?
    • Какие виды работы Вам понравилось выполнять на занятиях? Как часто Вы это делаете в своей школе?
    • Как вы объясните своим знакомым, что такое экспериментариум по физике / СОМ "Двуликий атом"?
    • Что интересного/удивительного для себя (о себе) Вы узнали в течение занятий?

    Публикации обучающихся 7 класса в нашей vk-группе ФизArt

    Из 13 экспериментариумов (52 часа) в 7 классе шесть прошло с участием тематических партнёров:

    • ФГБОУ НИЦ «Курчатовский институт» - три занятия по современному использованию физических методов в поиске, исследовании и реставрации предметов искусства, в том числе и находившихся под большим давлением воды на дне моря

    • ООО «Стартнаука» - три занятия по созданию перископа для ведения наблюдений из подводной лодки, на которую вода оказывает разное давление в зависимости от глубины погружения судна

    Результаты анкетирования 7-классников по итогам смены


    Для юных исследователей 8 класса главными вопросами были:

    • Откуда в наших домах берется электричество?
    • Как оно туда попадает?

    На занятиях разбирались темы:

    • «Сила тока. Единицы силы тока»
    • «Измерение силы тока. Амперметр»

    В ходе экспериментариума обучающиеся:

    • изучали силу тока и единицы его измерения;
    • знакомились с устройством и особенностями использования прибора для измерения силы тока – амперметра
    • выполняли исследовательскую работу по сборке электрической цепи и измерению силы тока в её различных участках, занося все измерения и вычисления в индивидуальные оценочные листы

    Всего в 8-ых классах было проведено 15 экспериментариумов (30 часов), в трёх из которых приняли участие тематические партнёры - ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана», выполнявшие с детьми измерения силы тока при разных условиях с помощью различного оборудования


    Вы хотите улететь с планеты Земля?

    Куда вы отправитесь?

    Как найти в бескрайних просторах космоса планету, которая подойдет для жизни?

    В научно-фантастических произведениях мы бороздим космос и открываем новые миры.

    9-тиклассники пытались приблизиться к осуществлению литературных мечтаний в «Артеке».

    Каждая звезда является источником света и несёт тепло планетам вблизи неё. Благодаря спектру излучения света, мы может определить, подойдет ли нам та или иная планета. В рамках экспериментариума обучающиеся с помощью спектрального анализа получают спектры излучения различных газов и по ним определяют разогретые химические элементы

    Всего в 9-ых классах было проведено 11 экспериментариумов (22 часа), в шести из которых приняли участие тематические партнёры:

    • ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана» на 5-ти занятиях исследовали электромагнитную индукцию

    • ООО «Стартнаука» одно занятие наполнило воздушными пузырями, демонстрирующими поверхностное натяжение жидкости и интерференцию в тонких плёнках


    Обучающиеся 10-ых классов:

    • знакомились с основами и законами термодинамики
    • изучали на практике протекание тепловых процессов
    • рассчитывали КПД тепловых двигателей
    • отвечали на вопросы:
      • Что такое внутренняя энергия?
      • Как совершается работа при тепловых процессах?
      • Что такое тепловой баланс?
      • Возможны ли вечные двигатели?
      • Как рассчитать эффективность тепловых машин?

     

    Всего в 10-ых классах было проведено 17 экспериментариумов (68 часов), в шести из которых приняли участие тематические партнёры – ООО «Стартнаука», которые на одном занятии собирали с артековцами роботизированные машины, а на другом обсуждали и наблюдали особенности жидких кристаллов


    Участники экспериментариумов в 11-ых классах:

    • критически размышляли об относительности в мире и не только;
    • формулировали и отстаивали постулаты своих теорий относительности в сравнении с уже известными в релятивистской динамике;
    • познавали язык спектров в диалоге с его носителями (одноатомными газами), тем самым открывая для себя за горизонтом ещё один источник информации

    Всего в 11-ых классах было проведено 5 экспериментариумов (20 часов)

    Подробнее читайте ЗДЕСЬ


    Артековцы 5-6 классов шести детских лагерей участвовали в сетевом образовательном модуле "Мир как атом", состоящем из нескольких этапов, одним из которых была физика, где обучающиеся узнавали о моделях атома, о постоянном движении и взаимодействии мельчайших частиц (расширение тел при нагревании, диффузия); создавали с помощью цветной жидкости и соли изображения своих моделей атомов разных химических элементов.

    В двух СОМах из шести ребята общались с молодыми научными сотрудниками Курчатовского института, время с которыми пролетало очень быстро и увлекательно

    Для 10-ти и 11-тиклассников были сетевые образовательные модули "Двуликий атом", в рамках которых тоже был этап по физике. Ребята оценивали целесообразность использования атомных ЭС и атомного топлива, рисков учёных и обычных людей; убеждались на практике в радиоактивной безопасности своих мобильных устройств.

    На одном СОМе из шести артековцы со специалистами Курчатовского НИЦ рассуждали о вызовах человечеству и современных достижениях науки, наблюдали за быстрой кристаллизацией

    Общение с молодыми учёными от тематического партнёра способствовало формированию у артековцев (как 5-6, так и 10-11 классов) привлекательного и перспективного образа учёного, разрушая имеющиеся у многих стереотипы


    Все фото с наших занятий можно посмотреть в фотоальбоме 1 смены 2019 года, в комментариях к которому прикреплены детские публикации

    Следите за нашими новостями в vk-группе ФизArt!

    • вспоминайте прошедшие физико-астрономические события дня #назадВсегодня
    • узнавайте о современных изобретениях, проектах и др. #СОВРИзопр
    • не пропускайте сроки участия в олимпиадах и конкурсах #физДЕДлайн
    • и улыбайтесь, потому что физика может быть и весёлой! #фИЗЮМор

    До новых встреч! И ФизArt-настроения Вам!


    Добавить запись в Гостевуюmail