Физический беспроводной референдум "ФБР-19.3.19" (9-11 кл, Мамеева-Шварцман И. М.)
3 смена 2019 года "Театральная история" началась с проведения 16 марта Артековского референдума, где на голосование был вынесен вопрос об объявлении 2020 года Годом детской дипломатии в России.
Но 16 марта - ещё и юбилейная дата в истории отечественной физики. 160 лет со дня рождения русского физика и электротехника Александра Степановича Попова, внёсшего наибольший вклад в развитие радио.
В связи с этими двумя важными событиями куратором смены Натальей Николаевной Царьковой было предложено провести физические выборы "Попов или Маркони", т.к. до сих пор ряд стран отдают предпочтение итальянскому радиотехнику и предпринимателю Гулье́льмо Марко́ни.
И в первый же день учебных занятий (19.3.19) в школе мы запустили свой многодневный Физический Беспроводной Референдум - "ФБР-19.3.19", ссылки на начало и результаты которого были опубликованы в нашей vk-группе ФизArt:
Начинался он знакомством со словом "ИЛИ" - заранее оно не называется (как и основная тематика - изобретение радио Поповым и Маркони), обучающимся постоянного и сменного контингента нужно было самим назвать его, опираясь на появляющиеся друг за другом записи об объектах, связанных одним словом, которое мы часто используем в своей речи
В первые минуты в каждом классе было недоумение (как несмело озвученное, так и немое во взгляде): не перепутали ли они кабинет? всё ли нормально с учителем? Но учитель сразу же уверял, что всё так задумано, всё хорошо - это междисциплинарность. И поиск слова продолжался, с короткими обсуждениями появляемых объектов и их возможной взаимосвязи.
Только после добавления последних трёх позиций называлось искомое слово с расширенной областью его использования:
- название рек, села, городов, невключённых территорий;
- фамилия;
- аббревиатура;
- логическая операция.
Все дружно указывают на основную ситуацию его употребления человеком - выбор.
Сообщается о проведении в школе физического референдума, с рассуждениями о его отличии от выборов. Но пока не оглашается, о чём/ком он будет
Обучающимся предлагается "повыбирать" между двумя разными объектами без каких-либо дополнительных пояснений, что запускает ассоциативное мышление, позволяет отойти от стереотипов и демонстрирует интуитивные предпочтения участников опроса, широту их кругозора. И, что стало позднее приятным открытием для учителя и участников этих выборов, - в такой форме намного легче и прочнее запоминается информация без перемешивания фактов
Дети не сразу, но постепенно начинают догадываться, что вся информация на слайдах - не случайный набор чего-то, а имеет отношение к двум известным личностям, между которыми проводится параллель
При появлении слайда с фото в некоторых классах, где ещё не догадывались к этому моменту, что речь идёт именно об учёных, высказывались предположения, что слева - Чехов без очков, а справа - Путин
Когда определены сравниваемые персоны, все понимают, в связи с чем между ними стоит "ИЛИ". Объявляется о начале нашего референдума с уточнениями о его виде
Если позволяет время, можно разделить класс на две группы с помощью карточек, на которых указана информация об учёных, знакомая обучающимся по слайдам. Одна группа готовит материал о вкладе в создание радио Попова, другая - Маркони. Затем каждая группа доказывает превосходство своего кандидата для признания его "внесшим наибольший вклад в развитие радио"
Далее демонстрируются вопросы, на которые предлагается ответить обучающимся в рамках нашего референдума, обращая внимание на то, что для ответа на большинство из них желательно ознакомиться с дополнительной информацией по истории развития радио
73 % участников референдума выбрали Александра Степановича Попова
80,57 % участников опроса назвали верную дату: 25 декабря 1925 года
66,86 % участников "ФБР-19.3.19" указали верный ответ: 4 мая 1952 года, "Александр Степанович Попов"
Всего в "ФБР-19.3.19" приняло участие 175 человек (у некоторых участников дублировалась отправка формы, в связи с чем системой засчитано 180 ответов)
Средний возраст участников референдума составил 16 лет (от 12 до 29 лет)
Обращаем внимание коллег на возможность создания научных радиопередач
с участием обучающихся!
У них найдётся что рассказать!
Добавить запись в Гостевую