Главные вкладки

    СОМ "Физическая математика или математическая физика?" (10 кл, Мамеева-Шварцман И. М.)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    16 апреля 2019 г. обучающиеся 10-А и 10-Б классов детских лагерей "Лесной" и "Полевой" приняли участие в сетевом образовательном модуле "Физическая математика или математическая физика?", проведённом в симферопольском научно-развлекательном центре "Знаниум".

    Это пробное занятие, идея о реализации которого появилась ещё 21 сентября, после ознакомительной поездки коллектива учителей школы в этот интерактивный музей.

    В отличие от обычного СОМа, в котором участвуют дети из одного детского лагеря, в данном опытном варианте нужно было в рамках классно-урочных занятий организовать выезд двух классов, укомплектованных артековцами из двух разных лагерей. И у нашей администрации это получилось!

    Правда, окончательно о возможности поездки стало известно лишь накануне, во второй половине дня.

    И, в связи с этим, настоящая подготовка началась только вечером после окончания учебных занятий, что, конечно, не есть хорошо, но для более раннего планирования работы с детьми у учителей не было достаточной мотивации, потому что висел в воздухе вопрос: «Зачем тратить и так дефицитное свободное время на то, что, возможно, и не случится вовсе?».

    Но нам не привыкать к цейтнотам, и к трём часам ночи вырисовалась модель реализации СОМа.

    А проходил он так.

    Лагеря без опозданий обеспечили присутствие детей на месте сбора (остановка комплекса «Прибрежный»), за что большое спасибо им и завучу Зинаиде Фёдоровне, которая старалась учесть всё до мелочей.

    После распределения обучающихся по двум автобусам, учителя вовлекли их в рассуждения о первопричинах: сначала космического масштаба (Как всё появилось? В начале был взрыв или слово?), затем научно-предметного (Какая научная дисциплина фундаментальнее? Без какой области не было бы другой?). Уменьшили количество сравниваемых предметов до двух: математики и физики, альтернативой традиционного проведения которых и является этот пробный СОМ. Плюс ещё лингвистика, дабы не забывать и о важности слова, заодно и дать возможность проявить себя обучающимся гуманитарного склада ума.

    Ребятам было предложено объединиться в группы по 4-5 человек и выбрать себе одну из трёх наук (математика, физика и лингвистика), первостепенность которой им предстоит обосновать в отчётной vk-публикации, опирающейся на распечатанные и выданные каждой группе рекомендации


    Создать публикацию в vk-группе "ФизArt" на тему "Взаимосвязь математики и физики по мнению математиков/физиков/лингвистов/корреспондентов"

    Публикация должна состоять из трёх частей:

    • ваши рассуждения о связи математики с физикой до посещения "Знаниума" (выполняется в автобусе по дороге в Симферополь);
    • описание увиденного в "Знаниуме" с точки зрения математиков/физиков/лингвистов/корреспондентов (в музее делайте фото и видео, а уже в автобусе - описание);
    • о том, как посещение "Знаниума" (какие устройства, опыты) помогло вам "увидеть" связь (какую конкретно?) физики с математикой (выполняется в автобусе по дороге из Симферополя).

    Заметку необходимо опубликовать в день проведения СОМа (желательно, до возвращения в лагерь)!

    Не забудьте подписать всех участников Вашей группы и коротко указать их роль в подготовке отчётной публикации


    Также в листах были и предметные задания, входящие в итоговый google-опрос. Обучающиеся могли уже заранее ознакомиться с ними, приступить к их выполнению и определить для себя, на что обращать внимание в музее, и о чём дополнительно спрашивать у экскурсоводов. Кстати, эти же вопросы были отправлены и сотрудникам «Знаниума», чтобы они более подробно комментировали нужные нам темы и устройства. А так как это было сделано ночью, «знаниумцы» не успели очень детально подготовиться к нашим запросам, но, тем не менее, необходимую информацию мы от них получили.

    Итак, по дороге в музей группам было теперь над чем поразмыслить, и чем себя занять для успешного выполнения всех заданий.

    В пункт назначения мы прибыли с небольшим опозданием (в пределах 15 минут, что включает в себя посещение туалета).

    Сотрудницы центра приветливо встретили ребят и разделили на две группы, начав одновременно проводить для них экскурсии, не забывая упоминать интересующую нас информацию.

    В течение одного часа обучающиеся побывали в двух залах, проверили в действии различные приборы и установки, убедились в неразрывности математики и физики, узнали от экскурсоводов характеристики катушек Теслы, необходимые для выполнения некоторых расчётов.

    Как и планировалось, в 11:30 начались сборы к отъезду: поблагодарили сотрудников музея, покинули центр, посетили туалет, отправились к остановке, сообщив об этом водителям.

    И основная потеря времени (около 30 мин) случилась во время ожидания наших автобусов, что следует учесть при организации в будущем подобных выездов: транспорт вызывать лучше минут за 10 до предполагаемого выхода на улицу.

    На обратном пути обучающимся можно было уже проходить индивидуальный итоговый онлайн-опрос, а группам – создавать отчётные vk-публикации в сообществе ФизArt, что и делали те, у кого был мобильный интернет, остальные же обрабатывали и обсуждали собранный материал, отвечали на вопросы пока на бумаге, а в лагере при доступном интернете оформляли всё это уже в электронном виде.

    Посмотреть фото с занятия и публикации групп можно ЗДЕСЬ
    А результаты рефлексии представлены ниже в виде двух облаков слов, сгенерированных из ответов обучающихся на 4 вопроса


    Что Вы узнали/вспомнили из математики?

    Что Вы узнали/вспомнили из физики?


    Что Вам понравилось выполнять в рамках данного СОМа?

    Что интересного/удивительного для себя (о себе) Вы узнали в течение СОМа?


    Анализируя всё, что связано с этим занятием, можно выделить как положительные моменты, так и проблемные, устранив которые, можно повысить эффективность таких выездов.

    Например, к плюсам можно отнести:

    • внешкольную интерактивность (образовательные экскурсии отличаются отсутствием или понижением «учебного напряжения» и боязни неуспешности, с одной стороны, и повышением интереса и мотивации к изучению предмета, с другой стороны, т.е. способствуют вовлечению детей в процесс познания);
    • контакность (возможность применения устройств здесь и сейчас);
    • наглядную демонстрацию практичности получаемых в школе знаний;
    • уход от дискретности в восприятии обучающимися учебных предметов;
    • необходимость сотрудничества для получения хорошего результата (формирование коммуникативной культуры).

    На что следует обратить внимание:

    • продолжительность дороги (организовать занятость детей при движении в обе стороны с учётом медиа-возможностей транспорта: просмотр видео или прослушивание аудио с предварительно полученными заданиями к нему, обсуждение чего-нибудь по теме, наблюдение и др.);
    • предусмотреть возможные задержки в пути (пробки, поломки и др.), опоздание транспорта, и как следствие, уменьшение времени на запланированную основную работу;
    • иметь достаточное количество контекстных заданий, максимально приближенных к практическому применению учебных знаний в реальной жизни с учётом современных достижений (применимые в любых условиях, например, во время ожидания транспорта);
    • учитывать метеопрогнозы и не исключать вероятность вынужденного пребывания на улице длительное время;
    • целесообразность выезда (на площадке проведения занятия задействовать как можно больше объектов, недоступных за её пределами и способствующих усвоению и закреплению предметных знаний; обеспечить связь учебного материала с посещаемым местом)

    А напоследок я скажу:

    Возить детей не обязуйся,

    Если с площадкой не знаком

    И связь с предметом не продумал.

    А коль решил, так уж не плачься,

    Что не успел, уснул, болел.

    Изрядно нужно поднапрячься,

    Чтоб СОМ прошёл твой без проблем!

    #ФизArt #СОМфиз

     


    Добавить запись в Гостевуюmail