Хохлова Светлана Васильевна

"сайт учителя начальных классов"

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: информационные технологии

Увлечения: «домашние» занятия: рукоделие во всех проявлениях (вышивание, вязание, шитье, т.д.), чтение, кулинария

Страна: Россия

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: Гурьевский район, поселок Раздольный,

Место работы: МБОУ "Раздольнинская ООШ"

Звание, ученая степень: -

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/hohlova-cvetlana-vasilevna
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Конфуций

Большой интерес  у меня  вызывает  то, как  я должна  учится эффективно управлять своей  деятельностью . Речь идет в первую очередь о системе коммуникации и решении проблем.  По мере развития  создаются  условия для эффективной групповой работы - от создания "команды" до зарождения  духа творчества и инициативы.  Активно ищу пути разрешения конфликтов, возникающих по мере развития событий. Главным  для меня  является становление  как лидера, который не просто управляет , а вдохновляет  на достижение успеха.

О себе

Стаж педагогической деятельности более 35 лет. Имею высшее педагогическое образование. Люблю учиться и узнавать что-то новое. Замужем, имею двоих детей. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"-  заставляет глубоко задуматься о смысле жизни; книги А.П. Чехова- помогают мне посмотреть на мир  "другими глазами". книги Зощенко, Ильф и Е. Петров  - поднимают настроение. Последнее время увлекаюсь книгами Литвака.  Последняя    «Принцип сперматозоида». Книга  читается    на одном  дыхании. В  ней  есть все ответы на все вопросы!  Жалею только об одном: слишком поздно прочитала.

Мой взгляд на мир

Люблю жизнь и постоянно узнаю что-то новое, неизведанное для себя.  Мир заставляет удивляться.

Мои достижения

2  место в районном конкурсе по  разработке  мероприятия ПДД

Участие в конкурсах муниципального и Всероссийского уровня

Моё портфолио

Предлагаемый материал  не догма , пройдет время что-то будет корректироваться, что- то меняться.  Нужно построить обучение так, чтобы  каждый ученик работал.  Свой опыт работы с детьми  вижу таким и предлагаю алгоритм работы начиная с 1 класса

Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Следует ориентироваться на индивидуально- психологические особенности учеников, включать в работу с ними специальные способы и приемы, соответствующие их индивидуальным особенностям. Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Без него формирование личности невозможно.

Одним из путей реализации индивидуального подхода к детям - дифференцированное обучение. Целью моей работы является - создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стать полностью субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной теме.

Разработать и применять на уроках разноуровневые задания для обеспечения индивидуального подхода к обучающимся.

Проводить диагностический контроль за результатами работ обучающихся.

Для эффективной организации  образовательного процесса в начальной

школе  я думаю подходит внутренняя дифференциация

Внутренняя дифференциация применяется  (разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня: высокий, средний, низкий

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает включает несколько  этапов:

  • Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
  • Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
  • Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
  • Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
  • Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
  • Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

 Предлагаю рассмотреть   этапы внутриклассной дифференциации.

Критерии дифференциации

    В нашей  школе классы являются разноуровневыми, потому что  дети не отбираются в них специально по какому – либо критерию. При этом одни педагоги   считают главным критерием деления на группы успеваемости школьников, я же  – способности учащихся.

     Я выделила  основные критерии деления учеников на группы, которые  целесообразно использовать в начальных классах:

1) Готовность к обучению.

Этот критерий я использую для деления на группы детей, только поступивших в школу.

2) Обученность.

Обученность включает в себя имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний,  и умения учиться. Все это вместе  то, чему ребенка обучили.

 3) Обучаемость.

Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, т.е. Обучаемость близко к понятию «зона ближайшего развития», предложенному Л.С. Выготским.

Я  в своей практической деятельности выбираю критерии  дифференциации от особенностей класса, целей, задач и содержания  конкретного урока и других факторов.

Диагностика

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического  изучения темы,   мною  была проведены диагностические  методики.  Диагностическая  работа проводилась в начале  учебного года

  • На подготовительном  этапе    на примере простых наблюдений и опроса я  выяснила, какой   канал восприятия у ребенка является     доминирующим (ведущим), а какой вспомогательный.
    • Уровень школьной зрелости  (Я.Йирасека)
    • Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

 Для   «Определения речевой готовности» были  использованы следующие методики:

  • Определение понятий;
  • Выяснение пассивного словарного запаса;
  • Определение активного словаря.

Диагностическая работа сложна и кропотлива, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов:

Распределение детей по группам

На основе результатов диагностики я  распределила  детей по группам (уровням).

К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам  давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

  • Не рекомендую рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами,
  •  ачитываю состав групп;
  • даю им нейтральные названия;

можно а раздаю учащимся символы, которые соответствуют названиям разных групп. Дифференцированные задания записываю на доске рядом с такими же символами.

       В первом классе я   не делю  детей на «слабых» и «сильных», а соотношу  их к трем  условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:

3-я группа – ученики с преобладанием процесса торможения над процессам

возбуждения.

Медлительны, не успевают за классом.

2-я группа- ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.               

Необходимы многократные повторения изученного материала, хорошо работают по алгоритму,

1-я группа – ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения;

Обладают устойчивым вниманием, хорошо вычленяют  признаки предмета, осваивают процессы обобщения, обладают большим словарным запасом.

Способы дифференциации

   На уроке закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциацию использую горазда чаще, чем на уроке ознакомления с новым материалом.

Я хочу рассказать  как использовать способы дифференциации на уроке на этапе закрепления.

  Способы дифференциации предполагают:

Дифференциацию содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;    упражнения, отличающиеся от стандартных.

- по уровню трудности; усложняю  материал; увеличиваю количества действий в выражении или в решении задачи;  использую  обратные  задания вместо прямых.

- по объему; В качестве дополнительных предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

- по степени самостоятельности учащихся; . Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под  моим руководством.

- по степени и характеру помощи учащимся; »

- по характеру учебных действий. (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).

И в Заключение

Требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка..

Одним из путей реализации  подхода к детям - дифференцированное обучение.

Мой опыт работы, показал, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио