Занятия по сенсомоторике для детей начальных классов и дошкольников
методическая разработка (1 класс) по теме

Хохлова Светлана Васильевна

Методические рекомендации  к занятиям по психомоторике для детей с отклонением здоровья.

В пособие представлены конспекты занятий и теоретический материал по данной теме. Пособие адресовано для учителей начальных классов и воспитателей. Можно использовать для составления занятий по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sveta.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Раздольнинская основная общеобразовательная  школа»

Занятия по сенсорному и психомоторному развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Методические рекомендации

                                                                                                                Автор- составитель:

Хохлова С.В., учитель начальных классов

МБОУ «Раздольнинская ООШ»

Гурьевский район

2013

Автор – составитель: Хохлова Светлана Васильевна, учитель начальных классов  МБОУ «Раздоль -

       нинская     основная    общеобразовательная   школа».            

                   

 Методические рекомендации знакомят с классификацией и комплексом занятий по сенсорному и психомоторному развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, как одной из основных частей учебного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..   3

Глава I. Особенности сенсорного и психо-

моторного  развитии  детей  с  интеллекту -

альной недостаточностью……………….…………………………………….   6

Глава II. Классификация и  планирование

занятий по развитию  сенсорного восприя-

тия  и  психомоторики,  в   зависимости от

поставленной цели и результата…………… ………………………………… 9

Глава III. Игра   как   средство    развития

сенсорных процессов…………………………………………………………..16

Глава IY. Упражнения по развитию пси –

хомоторики…………………………… ……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………… .21

Приложения…………………………………………………………………….22

Литература……………………………………………………………………..43

Введение

 Проблема воспитания и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

               Основным фактором, обуславливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие.

            У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие - чаще глубокое - всех сторон психической деятельности. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов  от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом всей поступающей информации.

               Психомоторное развитие ребенка - сложный диалектический   процесс, в нем отмечается последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями, каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

               Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является  основой  формирования сложных психических процессов.  Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка.

              Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к   наглядно – действенному, наглядно-образному мышлению, а затем и к элементам понятийного мышления.

             У умственно отсталого ребенка снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдается недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.    

               Но чем больше чувственных восприятий, тем больше шансов развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.п. Раскрепощение чувств расширяет уровень возможностей человека в любой сфере  деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и т. д.).

               Структура психики ребенка с отклонениями в развитии чрезвычайно сложна и характеризуется многими специфическими особенностями. За счет высокой пластичности коры  головного мозга, дети с отклонениями в развитии способны к подлинному  развитию, к положительным качественным изменениям, возникающим в личностных проявлениях, в познавательной деятельности и моторике каждого ребенка. Конечно, наблюдаемые  у детей положительные сдвиги бывают  различными и далеко не всегда происходят в короткие сроки. Всё зависит от характера и степени выраженности дефекта,  от  окружающей ребёнка социальной среды, от уровня его познавательной деятельности, личностной направленности и возможности  дать волевое усилие, от  квалификации работающего с ним учителя и других факторов.

        Новый базисный учебный план  предусматривает проведение в начальных классах внеурочных  занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов. Теоретической основой программы явились положения теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка, о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учета зон его актуального и ближайшего  развития при психологической помощи.

        Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью дать ребенку правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффектной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  1. обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отображать их в речи), нацеленное на развитие мышления, памяти, речи, воображения;
  2. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
  3. коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  4. формирование пространственно-временных ориентировок;
  5. формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  6. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  7. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  8. исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  9. формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Глава I.

Особенности сенсорного и психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

           В научной литературе существует достаточно много определений понятий сенсорика и психомоторика. Основываясь на исследованиях Венгера Л.А., Аксенова М.И., Выготского Л.С. в данной работе используется следующая сетка основных понятий.

Сенсорика – совокупность элементов чувственного познания  - ощущений, восприятия, представлений.

Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности  двигательных реакций человека. Процесс, обобщающий психику с ее выражением – мышечным движением, завершение и выражение движениями различных психических процессов.

       В связи с переходом на новый учебный план включением в него внеурочных  занятий « Развитие психомоторики и сенсорных процессов», отсутствием в специальной  литературе разработанных и рекомендованных программ по этому курсу,  появилась необходимость  в разработке системы психокоррекционных  занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Для осуществления этого необходимо решить  следующие задачи:

- создать  целостную систему, обеспечивающую оптимальные     педагогические условия для детей;

  1. определить пути и средства коррекционно - развивающей работы;
  2. провести диагностическую работу;
  3. классифицировать занятия

 Характерная черта недоразвития сенсорных функций подавляющего большинства детей  с интеллектуальной недостаточностью – не органические повреждения анализаторов, а функциональные, связанные с неумением полноценно использовать их. Трудности и ошибки детей  в области восприятия, заключаются не в каких - либо нарушениях органов чувств, а в недостаточной переработке получаемой информации. Человеческое познание и научение проходят две ступени: первая – чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к  представлению) и вторая - логическая (от суждения к умозаключению,  от умозаключения  к понятию).

        Прежде всего, через ощущения мы воспринимаем окружающий мир, через ощущения происходят различения, а без способности различения не может быть учения.

        Восприятие-это выделение наиболее характерных для данного предмета или  ситуации качеств,  составление на их основе  устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов – эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень  сформированности  всех этих трёх процессов. Необходимо также  соотнести причины ошибок, допускаемых ребёнком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых  были бы нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило, коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

       Характерные ошибки при обследовании предметов связаны с тем, что дети не умеют выделять характерные качества предмета или ситуации, и рассматривают весь предмет целиком.  Поэтому восприятие это длительный процесс, а систематизация образов затруднена. Низкий уровень при обследовании предметов может заключаться и в том, что действия восприятия у детей не перешли во внутренний план, т. е. не интериоризованы и поэтому детям обязательно нужно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный ими образ будет неточным.

       Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что у детей не сформированы понятия цвета, размера, формы. Несформированность эталонов мешает соотносить с ними предметы.

        Для этих детей характерно поверхностное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают обычно достаточно хорошо. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью с трудом воспринимает, отличает от других новый предмет, обладающий незнакомыми свойствами.

          Вся деятельность детей по восприятию предметов характеризуется недифференцированностью. Отсутствие целенаправленных приёмов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применение адекватных способов действия – приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности. Специальная работа по развитию восприятия должна быть направлена на переход к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач.

         Недоразвитие познавательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят количественные и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

   Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью уже в раннем возрасте имеют недоразвитие моторики и зрительно - двигательной координации. Движения рук у них не ловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется.  Многие дети не могут действовать одновременно двумя руками сразу. Недостаточное развитие зрительно - двигательной координации приводит к тому, что ребёнок промахивается при попытке взять предмет, т. к. неверно определяет направление, не может проследить зрительно за движением руки.

      У детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно- моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.

       Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости.

        Работая с такими детьми целесообразно использовать приёмы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать  включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность,  поощряя даже самые незначительные успехи. У детей с преобладанием процесса  возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны  и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия.  Зачастую такой ребёнок не может самостоятельно себя обслуживать. У детей  с интеллектуальной  недостаточностью выявляется своеобразное нарушение моторики-   движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. У некоторых отмечается столь резкое изменение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или совсем не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей  является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так при полной невозможности выполнить, какие- либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно.

           Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

Глава II.

Классификация и планирование занятий по развитию сенсорного восприятия и психомоторики, в зависимости от поставленной цели и результата.


п/п


Название


Цель,

задачи


Предлагаемые упражнения


1.








1.1






1.2







1.3


Восприятие свойств, предметов и явлений





Восприятие и разнообразие форм.




Восприятие цвета.







Восприятие величины.











Формирование восприятия отдельных свойств, предметов и

явлений (формы, цвета,

величины, пространства, времени, движений).


Научить ребенка различать геометричес-

кие фигуры по форме.




Научить ребенка различать предметы по

цвету с помощью операции сравнения

однородных и разных

по цвету предметов.


Научить различать предметы по величине, длине, высоте, ширине,

толщине.










- игры на группировку предметов по форме;

- игры на комбинирование

форм;

- игры на узнавание форм.


- игры на подбор нужного   цвета;

- игры на сравнение по    цвету;

- игры на сочетание цветов.



- игры на восприятие   больших и малых   предметов;

- игры на восприятие

больших и малых плоских фигур;

- игры на восприятие высоких и низких предметов, фигур;

- игры на восприятие длинных и коротких предметов, фигур;








1.4









1.5













1.6







1.7













1.8







2.










2.1






2.2









2.3










2.4











2.5








2.6








Ориентировка в пространстве.








Восприятие времени.












Двигательное восприятие.






Тактильное восприятие.












Восприятие окружающего мира.





Восприятие сложных явлений окружающего мира.







Восприятие иллюстраций.





Восприятие литературных произведений.







Восприятие социальных явлений.








Восприятие природы.










Восприятие сложных движений.






Восприятие музыки.








Научить воспринимать

пространство как: далеко, близко,

 здесь, там,

низко, верх, низ, справа, слева, сзади,

впереди, вокруг, юг, север.


Научить воспринимать

такие характеристики

времени, как время суток, времена года, измерение времени, течение времени.








Научить воспринимать позы, движения тела, конечностей, головы.





Научит воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств кроме

зрения (вкусовые, обонятельные, слуховые).







Научить ребенка узнавать предметы по его отдельным свойствам и частям.




Научить ребенка воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, музыка.


Научить воспринимать

иллюстрации, как целостный сюжет, в котором заложен замысел.


Научить воспринимать литературное произведение: сюжет, героев, событие.






Научить понимать взаимоотношения

людей по поступкам, жестам, позам, мимике







Научить воспринимать явления живой и неживой природы в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях.






Научить воспринимать окружающие явления с помощью движений.






Научить воспринимать

и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми

способами.


- игры на восприятие толстых и тонких предметов и фигур;

- игры на измерение параметров величины.


- игры на восприятие расстояния;

- игры на восприятие направления.






- игры на восприятие времени суток;

- игры на восприятие времени года;

- игры на чувство времени;

- игры на определение времени по часам;

- игры на последовательность

событий;

- игры на длительность и частоту событий.


- упражнения для рук;

- упражнения для ног;

- упражнения для рук и ног;

- упражнения для головы и туловища.


- игры на восприятие температуры;

- игры на восприятие поверхности;

- игры на восприятие тяжести;

- игры на восприятие вкуса;

- игры на восприятие

запаха;

- игры на восприятие звука.



- игры на конструирование;

- игры на узнавание;

- игры на общее и различное;

- игра на узнавание по описанию.












- рассмотрение под руководством взрослого, беседа.




- чтение сказки (рассказа, стихотворения);

- игра-беседа с героями произведений;

- кукольный театр (инсценировка, драматизация, творческая деятельность).


- игры на восприятие отношений по внешним признакам;

- игры на восприятие чувств по поведению;

- игры на восприятие настроения по ситуации;

- игры на восприятие характера.


- прогулка в лес, парк;

- беседа о прогулке;

- работа с природным материалом;

- наблюдение за животными или птицами, за погодой в разное время года;

- знакомство с минералами и рельефом местности.


- игры на восприятие роли в движениях;

- игры на восприятие ситуации в движениях;

- игры на восприятие команд в движениях;

- игры на восприятие предметов в движениях.

- игры на различие музыкальных явлений;

- игры на восприятие звуков;

- игры на восприятие мелодий.

                             

Планирование занятий.

1 четверть(18 ч.)

  1. Восприятие формы. Знакомство с геометрической фигурой (круг).
  2. Восприятие формы. Знакомство с геометрической фигурой (треугольник).
  3. Восприятие формы. Знакомство с геометрической фигурой (квадрат).
  4. Восприятие формы. Конструирование из знакомых фигур.
  5. Восприятие цвета. Знакомство с основными цветами (красный, синий, желтый).
  6. Восприятие цвета. Составление узора.
  7. Восприятие величины. Большой и маленький.
  8. Восприятие величины. Тонкий и толстый.
  9. Восприятие пространства. Расстояние. Далеко, близко, справа, слева, здесь, там, впереди, сзади.
  10. Восприятие времени. Время суток.
  11. Тактильное восприятие. Восприятие температуры (горячий, тёплый, холодный).
  12. Восприятие  особых свойств предметов. Звук.
  13. Восприятие иллюстраций. Анализ логических отношений (расположение героев, характеристика, действия).
  14. Восприятие литературного произведения (слова и действия героев).
  15. Восприятие социальных явлений. Отношение по внешним  признакам.
  16. Восприятие природы.
  17. Восприятие музыки. Знакомство с музыкальными инструментами.
  18. Восприятие движений и поза. Упражнение для рук.

                                                                                                     

2 четверть(14 ч.)

1.  Восприятие формы. Различение геометрических фигур.

  1. Восприятие формы. Комбинирование фигур.
  2. Восприятие цвета. Закрепление основных цветов. Знакомство с зелёным цветом.
  3. Восприятие цвета. Цветовое многообразие  окружающего мира.
  4. Восприятие величины. Соотнесение предметов по высоте.
  5. Восприятие пространства. Ориентировка.
  6. Восприятие времени. Времена года.
  7. Тактильное восприятие. Восприятие поверхности.
  8. Двигательное восприятие.
  9. Восприятие окружающего мира.
  10. Восприятие иллюстраций.
  11. Восприятие литературных произведений.
  12. Восприятие природы.
  13. Восприятие музыки. Восприятие звуков.

 

3 четверть(18 ч.)

1.  Восприятие формы. Геометрические фигуры (овал, прямоугольник,                     ромб, куб)

2.  Восприятие формы. Игры на узнавание знакомых геометрических    фигур.

3.  Конструирование из геометрических фигур.

4.  Восприятие цвета. Знакомство с цветом (белый, фиолетовый, голубой).

5.  Восприятие цвета. Составление узора.

6.  Восприятие величины. Узкий, широкий.

7.  Восприятие величины. Высокий, низкий.

8.  Восприятие пространства (юг, север).

9.  Восприятие времени. Измерение времени по часам.

10.Тактильное восприятие. Восприятие вкуса (кислое, сладкое, горькое, солёное).

11.Восприятие целостного предмета. Узнавание предмета по нескольким   элементам или его назначение.

12.Восприятие иллюстраций. Описание фона, дополнительных деталей.

13.Восприятие литературных произведений (завязка, кульминация, развязка).

14.Восприятие социальных явлений. Настроение по ситуации.

15.Восприятие природы.

16.Восприятие сложных движений. Восприятие команд в движении.

17.Восприятие музыки. Музыка настроения.

18.Восприятие движений и поза. Упражнения для ног.

4 четверть(18 ч.)

1.  Восприятие формы. Группировка фигур.

2.  Восприятие формы. Комбинирование фигур.

3.  Конструирование из геометрических фигур.

4.  Восприятие цвета. Сопоставление цвета (сочетание и оттенки).

5.  Восприятие цвета. В мире цвета.

6.  Восприятие величины. Длина.

7.  Восприятие величины. Измерение параметров величины.

8.  Восприятие пространства. Направление (запад, восток).

9.  Восприятие времени. Течение времени (быстро, медленно, сегодня, завтра, вчера).

10.Тактильное восприятие. Восприятие запаха.

11.Восприятие целостного предмета. Общее и различное в предмете.

12.Восприятие иллюстраций. Творчество детей (лепка, рисование, словесное описание, стихи).

13.Восприятие литературных произведений. Описание чувств.

!4.Восприятие  социальных явлений. Восприятие характера.

15.Восприятие природы.

16.Восприятие сложных движений. Восприятие предметов в движении.

17.Восприятие музыки.

  1. Восприятие движений и позы. Упражнения для головы и туловища.

Подробное описание занятий  представлено в приложении №1.

Глава III.

Игра как средство развития сенсорных процессов.

Для сенсорного  развития ребенка используются различные дидактические игры, игровые элементы (приложение №2), пальчиковые игры и упражнения.

 В игре возникает сотрудничество и соревнование, ребенку необходимы способности создавать новое и подчиняться правилам игры, необходимо участие  таких процессов как память и мышление. Ребенок в игре пробует сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Совместная деятельность взрослого и ребенка помогает снять напряженность и тревожность, которые могут мешать в получении оптимального результата  развития ребенка. По мнению Щедровицкого Г.П., игра - это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане игра -  педагогическое творение.

На каждом занятии необходимо каждому ребенку дать возможность почувствовать себя нужным и значимым в совместной деятельности, дать положительную оценку, дать возможность почувствовать веру в себя, оказывать поддержку, включать в совместную деятельность, предлагать  задания в зоне ближайшего развития ребенка, давать возможность последовательно переходить от простого к сложному.

            Занятия позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет задание, то по характеру игры можно определить, какой уровень действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.

Если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, то это говорит о том, что психологические структуры находятся на стадии развития. Если ребенок даже с помощью взрослого не может выполнить и даже понять задание, то для развития данной структуры действий или сенсорных эталонов нет еще внутренних условий. Необходимо вернуться к занятиям – играм более раннего возрастного этапа, которые обеспечат формирование необходимых механизмов восприятия для перехода к более сложным действиям.

Глава IY.

Упражнения по развитию психомоторики.

 У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Проведенные исследования психологами и врачами, показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. Плохо развитая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении манипуляций различными мелкими предметами, препятствует развитию навыков самообслуживания, затрудняет обвести фигуру, нарисовать по образцу, списать слоги, слова, выполнить бордюр в тетради, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в обладании желаемой профессии.

Упражнения, предложенные в этой работе,  делают глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания. Со временем отмечается увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; повышается потенциальный энергетический уровень. Эти упражнения обогащают знания ребенка о собственном теле, успокаивают и уравновешивают психику. При выполнении их разминаются последовательно сверху вниз определенные группы мышц.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Важно, чтобы указания были ясные, четкие, содержали элементы одобрения. Постепенно задания усложняются, и уже на втором месяце обучения можно приступить к работе двумя руками одновременно. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция. Эти упражнения развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий. Отдельно следует остановиться на графических работах в тетрадях. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке в условиях пространства листа и готовит руку ребенка к письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость, поэтому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуги, дома, чешуйки у рыб и другие. Одним из видов графического задания является дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховывание и раскрашивание контурных изображений, картинок.

В такой работе не может быть жестко заданной схемы действий и их последовательности, но, тем не менее, предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие и три маленькие».

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, а именно: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, плетение, нанизывание на шнурки бусин и колец, вырезание, сортировка монет, перебор крупы.

В каждое занятие необходимо включать пальчиковые игры. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей. В ходе пальчиковых игр дети развивают и активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается умение управлять своими движениями. Эти игры - инсценировка каких-нибудь рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Получается своеобразная триада - «жест-игра-поэзия». Ведь каждый жест сопровождается речью. Здесь будет уместно вспомнить выражение Бернштейна Н.А., который писал: «…при любом двигательном тренинге, упражняются не руки, а мозг».

Изменение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность  иннервации мышц пальцев и кистей рук, делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными. Необходимо включать игры, чтобы:

  1. Сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
  2. Использовались изолированные движения каждого из пальцев;

Отмечено, что нарушение движений и действий у детей связано так же с незрелостью регулирующей функции речи. Выполнение упражнений под команду взрослого либо в сочетании с собственной речью приводит к усилению речевого контроля над точностью реализации программы целостного действия. Исходя из этого, можно прийти к выводу,  что нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Учитывая, что моторика является  одной из сторон сенсорного восприятия, необходимо расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь через восприятие предметов и явлений окружающего мира, через пальчиковые игры и упражнения.

Для  этого необходимо:

  1. научить детей называть предметы и их свойства и качества, используя в своей речи существительные (название предмета), глаголы (действие с ним) и прилагательные (назвать его качества);  
  2. развивать речевое творчество, побуждать детей к участию в драматизации стихов и потешек.

Все предложенные в этой работе упражнения,  направлены на развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребенка, на развитие свойств психики, на повышение функционального уровня систем организма.



Группы упражнений


__________________


Упражнения на      повышение  функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.




























 






Упражнения на коррекцию недостатков: бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформирован-

ность сенсорных координаций.


 


Вид упражнений


____________________


1.Дыхательные   упражнения.





 2.Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.







 3.Оптимизация тонуса и обучение релаксации


 

4.Работа с локальными мышечными движени-

ями.






  5.Повышение устойчи-

  вости.


  6.Работа с патологи-ческими ригидными установками.




 


 1.Развитие чувства ритма.

 2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей.

 3.Формирование пространственных представлений.




 4.Динамическая организация двигательного акта.


5.Развитие ловкости.



6.Развитие внимания.



Техника выполнения


_____________________________


четырехфазные дыхательные упражнения (4-5р.) вдох- задержка- вдох- задержка.  




- хлопки (ладонями, кулаками);

- самомассаж головы;

- самомассаж ушных раковин;

- самомассаж стоп;

- массаж и самомассаж кистей и     пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).




- обучение приемам релаксации.




- потягивание;

- перекаты головы;

- упражнения для плечевых     суставов;

- разминка и расслабление рук;

- повороты в стороны;

- упражнения для ног.


- упражнения на равновесие.



- отработка глазодвигательных

   упражнений;

- тренировка нижней челюсти;

- тренировка губных мышц;

- тренировка мышц языка.






- развитие зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.



-   - работа с кубиками, пазлами, разрезными картинками;

-   - работа с графическими схемами (двигательные и графические диктанты).


-   - серия однотипных упражнений.




 - бег;

 - прыжки;

 - упражнения с мячом.

 - реакция на условный сигнал.

 

Заключение

        Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно – действенному, наглядно – образному и затем к элементам понятийного мышления. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.

        Дидактические игры, игровые элементы и упражнения как коррекционная работа в процессе обучения с детьми данной группы строится с учетом возрастных особенностей детей, качественного своеобразия имеющегося дефекта и реальных возможностей их компенсации.

        Значимым аспектом в обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью является стимуляция его сенсорного развития, которое служит основой для формирования речи, развития инициативы, целенаправленной деятельности, эмоциональных реакций. Для этого используются специальный комплекс упражнений, занятий и игр, направленных на развитие психомоторики и сенсорных процессов. Занятия носят обучающий характер. Они разнообразны и насыщенны.

        Результатами использования предложенных в этой работе занятий может служить не только систематизация и закрепление полученных знаний о различных признаках предметов, их значение, о связях между ними, о пространственных, временных и числовых соотношениях, но и в общем развитии таких познавательных процессов как внимание, память, мышление.

                                                                                                        Приложение № 1

Занятие № 1

Тема: Восприятие формы.

Программное содержание:

  1. развитие общей и мелкой моторики;
  2. упражнение в умении  комбинировать геометрические фигуры;
  3. активизация в речи слов, обозначающих название фигур.

Оборудование:

  1. набор геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) на каждого ребёнка;
  2. карточки с геометрическими фигурами;
  3. тетрадь, карандаш;
  4. образец домика, построенного из геометрических фигур.  

Ход занятия:

1. Развивающие упражнения.

  1.  Упражнение на развитие моторики  «Пальчики здороваются»:

Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца. Тоже выполнить на левой руке.

     1.2 Дыхательное упражнение: встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох- задержка, выдох- задержка.

     1.3Стимулирующее упражнение: самомассаж ушных раковин. Выполняется так, чтобы « уши горели». Каждый приём по 15 раз:

  1. тянем умеренно мочку уха сверху вниз,
  2. накроем ладонями уши и проделываем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке,
  3. проделываем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки.

2.Работа по теме.

2.1 Упражнение «Найди только квадрат (круг, треугольник) и зачеркни».

На карточке нарисованы в беспорядке геометрические фигуры.

     2.2. Работа в тетради. « Собери бусы».

Покажите ребёнку, как собрать бусы из кругов и треугольников, одинаковых по размеру. Использовать шаблоны этих фигур.

2.3. Упражнение  «Собери домик».

Рассмотрите на рисунке  изображение домика. Назовите знакомые геометрические фигуры. Нарисуй в тетради домик, можно предложить шаблоны фигур.

2.4. Упражнение. Дорисуй рисунок. Обвести трафарет круга, и предложить добавить какие - либо элементы, чтобы получился рисунок (солнце, лицо, очки).

3. Итог занятия.

Занятие №2.

Тема. Восприятие формы. Конструирование из знакомых фигур. 

Составление фигуры - силуэта собачки.

Программное содержание:

  1. закрепление знаний детей о геометрических фигурах;
  2. активизация в речи слов: название геометрических фигур; слов, обозначающих величину геометрических фигур (маленький, средний, большой);
  3. обучение анализу способов расположения частей, составление фигуры- силуэта, ориентируясь на образец;
  4. развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

     -    образец (силуэт собачки);

     -    модели геометрических фигур из картона;

     -    тетрадь, карандаши;

Ход занятия:

1. Развивающие упражнения.

1.1Упражнение для глаз: растираем руки,  пока не станут горячими,закроем глаза и вдохнём, через опущенное веко массируем глаз, кончиком среднего пальца. Сильно не давить, бережно. 6,7 круговых движений по часовой стрелке, 6-9 раз  против часовой стрелки, выдохнем, вдохнём глубоко,

массируем верхнюю часть века у края глазницы, затем нижнюю часть сразу тремя пальцами: указательным, средним, безымянным.

  1. . Стимулирующее упражнение (поглаживание рук).

     1.3. Упражнение на внимание.

2.Работа по теме.

     2.1. Анализ образца: рассмотреть образец фигуры - силуэта собачки (проводится под руководством педагога)

«Посмотрите внимательно на собачку и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги, уши?»

(Необходимо называть фигуру и её величину).

     2.2. Составление фигуры-силуэта ведётся по разрезным образцам.

3.Физкультминутка.

Дети заучивают стихотворение и проделывают соответствующее движение.

                                 - У собаки острый носик.                      

                                    Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

4. Работа в тетради.

Зарисовать фигуру - силуэт собачки по частям. Заштриховать уши, туловище, лапы. Направление линий штриховки каждой части разное.

5.Подведение итогов занятия.

Занятие №5.

 Тема. Восприятие цвета.

 Программное содержание:

    - закрепление знаний об основных цветах (красный, жёлтый, синий) и их

оттенками (зелёным);

    - активизация  словаря;

    - развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

    - рисунки с изображением предметов (яблоко, малина, лук);

    - иллюстрации с изображением картин нарисованных зелёным цветом и естественным;

    - цветные карандаши;  цветные полоски.

 Ход занятия:

1.Развивающие упражнения.

      1.1 Дыхательное упражнение: встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперёд. На медленный вдох руки плавно разводят в стороны и вверх, на выдохе опускают вдоль тела ладонями вниз.  

       1.2. Упражнение на развитие моторики      

               - «Лодочка»:

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

               - Показать фигурки (зайчика, кошки)

2.Работа по теме.

       2.1  Загадка:

«Я румяную матрёшку

От подруг не оторву.

Подожду, когда матрёшка

Упадёт сама в траву»

                                    (яблоко)

       2.2. Показать рисунок яблока.

«Закройте глаза, представьте себе яблоко. Какое оно? Покажите размер своего яблока.    Нарисуйте своё яблоко. Какого цвета твоё яблоко?».

       2.3. Загадка:  

        «Бусы красные висят,

        Из кустов на нас глядят.

        Очень любят бусы эти

        Дети, птицы и медведи»

                                      (малины)

       2.4.Показать рисунок малины.

«Представьте, что вы едите эти ягоды. Покажите это мимикой. Нарисуйте малину. Каким цветом нарисовали ягоду?».

       2.5. Загадка:

          «В десять одёжек плотно одет.

          Часто приходит к нам на обед.

          Но лишь за стол ты его позовешь,

          Сам не заметишь, как слезы прольешь»

                                       (лук)

        2.6.Показать рисунок лука.

«Какой на вкус лук? Покажите это мимикой. Как он выглядит? Нарисуйте лук. Каким цветом будешь рисовать?».

СКАЗКА ПРО КРАСКИ.

Е. Румянцева.

Вас бы это рассердило

Или радовало б это?

Кто решился бы отныне

Приходя домой усталым

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют.

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

Составление картины об осени (На доске белый лист, дети выходят по одному к доске и вывешивают картинки на лист).

«Небо какое? (зеленое).

Солнце какое? (зеленое).

Деревья какие? (зеленые).

Дома какие? (зеленые).

Что получается?

Как вы думаете, верно это или нет?

Предлагаю взять лист бумаги и нарисовать эту картину верно».

(Пока дети выполняют работу, заменить неправильные рисунки на правильные).

3. Итог занятия.

                                 

Занятие № 6.

Тема. Готовится к путешествию.

Программное содержание:

- развивать произвольное внимание;

- упражнять в создании в воображении новых образов на основе восприятия схематических изображений;

- развитие общей и мелкой моторики;

Оборудование:

-Рисунки с изображением кораблей с «дырявыми»  флажками; заплатки к флажкам; листы с изображением треугольников , квадратов  и кругов; листы с изображением лабиринта.

Ход занятия.

1.Упражнение на повышение устойчивости. Дети стоят свободно, ноги на ширине плеч; перенести вес на правую ногу, почувствовать изменения; приподнять левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. То же самое выполнить на другой ноге.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

1.1 Встаньте прямо, ноги на ширине плеч . Глаза закрыты.  Вращение головой  6-10 раз, а затем не открывая глаз, встать на носки, сдвинув ноги вместе. Руки вытянуть вверх и ладони соединить. В таком положении стоять 8-15 секунд. После этого вращение головой в другую сторону и повторить упражнение.

2. Работа по теме.

2.1 Загадка. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)

На берегу реки стоят разные корабли, у каждого свой флажок. Рассмотрите эти флажки. Подул сильный  ветер и порвал флажки. Образовалась дырка. (учитель убирает с флажков кусочки )    Помогите починить  флажки.  Надо подобрать такую заплатку, чтобы дырку было незаметно. Выберите нужную заплатку и приложите к флажку.

2.2 Сильные  волны  были от ветра. Нарисуем волну. На листах в клеточку поставьте точку в левом верхнем углу. Графический диктант. Пять клеточек вниз, одна клеточка вправо, четыре клеточки вверх, одна клеточка вправо, четыре клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, пять клеточек вверх, одна клеточка вправо … продолжите сами рисовать волну.

2.3  Корабли готовы плыть, но чтобы попасть на корабль, необходимо заполнить входные билеты. Задание. На листах бумаги нарисованы  фигуры треугольник, квадрат, круг, флажок, крестик  – надо в треугольнике поставить «плюс», в квадрате – «минус», в круге – точку. Готово!

г) Чтобы попасть на корабль, надо пройти лабиринт. Возьмите карточки, и пусть каждый  найдет путь к кораблю. Начинаем от ворот, в путь. На следующем занятии продолжим путешествие.

Итог.

Занятие № 7.

Тема: Восприятие социальных явлений. Сказочный город.

Программное содержание:

- закреплять умение детей различать и называть различные состояния человека: радость, веселье, грусть, злость, доброту; узнавать  предмет по нескольким   элементам

- развитие общей и мелкой моторики;

Оборудование:

- фрагмент музыкального произведения на сказочную тематику;

- набор белых и черных кружков (на каждого ученика);

- детали для портретов;
- песня «Улыбка»

- рисунки людей с веселыми и грустными лицами;

-  листы с изображением  сказочных домов (два дома должны быть изображены одинаково)  по количеству детей;

Ход занятия.

1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  1. Дети располагают свои ладони перпендикулярно друг другу и резко хлопают так, чтобы местом соприкосновения были углубления между запястьем и нижней частью ладони;
  2. То же самое, но местом соприкосновения – внешняя сторона запястья;

2. Работа по теме.

    2.1  Сегодня мы побываем в сказочном городе. Закройте глаза. Скажем волшебные слова: «Крибле- крабле – бумс!»

Звучит музыка. Дети закрывают глаза. После окончания музыки открывают глаза.  

  2.2 В  сказочном городе очень много домов. На рисунках изображены дома, попробуйте найти два одинаковых домика. Дети называют номера одинаковых домов.

     2.3   В любом сказочном городе есть волшебник, и в нашем городе то же есть волшебник. Он хотел сделать жителей этого города невидимыми, но поторопился,  и стали они наполовину невидимками. Поможем им стать видимыми? (дети дорисовывают недостающие детали)

     2.3   Жители этого города разные: грустные  и не очень. Посмотрите на эти лица.

Какое настроение у этого лица?  (грустное)

Как вы думаете, что случилось с этим жителем?  (кто – то обидел, поссорился, заколдовала Злая волшебница)

  2.4 В  сказках тоже бывают грустные ситуации послушайте…

.. Где - то далеко, за горами,  за морями жила королева. Все звали её королева Печаль. На лице этой прекрасной женщины лежала печаль: брови были сдвинуты. Уголки губ опущены, иногда по щекам пробегала слезинка. Вместе с ней грустила и вся природа: птицы не пели, звери не играли, цветы не цвели.  Когда – то королева жила в другой стране, была счастлива и весела. Она любила бродить по цветущему саду, слушать пение птиц, любоваться прекрасными птицами. Но злая волшебница  решила наслать на неё печальный ветер. Налетел на королеву печальный ветер и унес её в печальную. Грустную страну.  Именно здесь мы её и встретили. Скажу вам по секрету. Что ей можно помочь. А как вы догадаетесь сами…

Как мы можем помочь королеве печали? (нарисовать веселые портреты, подарить подарки)  

Как сделать, чтобы было весело? (нужно улыбаться и говорить друг другу добрые слова)

     2.5  Предлагаю детям сделать веселые портреты. Каждый ребенок из деталей выкладывает веселый портрет)

- Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

      2.5 Звучит песня «Улыбка»

3. Итог.

Занятие  № 8

Тема. Восприятие социальных явлений. Достоинства и недостатки.

Программное содержание:

- познакомить детей с эмоцией гнева и обиды;

- изучение уровня нравственного развития личности детей;

- учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

Оборудование:

- учить воспринимать свойства предметов с помощью органов обоняния;

- пиктограммы эмоций;

- лото настроений;

- бумажные кружки красного, синего, белого и  черного цветов на каждого ребенка;

-картинки с изображение сказочных героев;

 - рисунок  «сказочного» героя из произведения «Мойдодыр» К Чуковского.

Ход занятия.

1. Упражнения по заданию: зажмуриться, вытаращить глаза, улыбнуться, сделать обиженное лицо, сделать радостное лицо.

1. 1. Круговые движения плеч.  Руки вдоль туловища. Вращаем вперед 3- 5 раз и столько же назад. Далее одновременное вращение, то правое плечо двигается вперед, левое назад. Упражнение повторить 2 раза.

2.  Работа по теме.

      2.1  Работа со сказочными героями.

– Перед вами сказочные герои.  Назовите недостатки одних сказочных героев и достоинства других.

Вывод: народные сказки восхваляли достоинства людей и высмеивали их недостатки.

    2.2  Посмотрите на этого «сказочного» героя. Угадайте, из какого произведения этот  «герой»? Опишите его. (Какой – то растрепанный, косматый, взъерошенный, нечесаный) можно ли назвать его ленивым, неряшливым?

 2.3 Чтение  учителем сказки «Мойдодыр»

-Почему сердился Умывальник? Почему рассердился Крокодил? Как описал  автор гнев Умывальника? (заслушать ответы детей)

-Какое лицо у человека, когда он злится? (Некрасивое, сердитое, глаза злые) Найдите в своем лото изображение злого лица., обратите внимание на глаза, брови, губы.

Когда вас кто- то обижает , вы, наверное, сердитесь и злитесь. А если вы кого – нибудь обидите, что почувствует тот человек? Надо относиться к людям доброжелательно, приветливо, вежливо тогда и вас никто не будет обижать.

  1. Игра «В тесноте, да не в обиде»

На полу нарисованы два прямоугольника (красного и синего цвета)- это автобусы. Дети стоят с закрытыми глазами. Учитель кладет в ладонь каждого ребенка бумажный круг красного или синего цвета. По команде дети открывают глаза и направляются к «автобусу» своего цвета. Каждая команда должна уместиться в «автобусе». Тесно прижавшись друг к другу и поддерживать товарищей. Чтобы никто не выпал. Выигрывает команда, которая не распалась.

  1. Тест.

– У вас на партах белые и черные кружочки. Белыми мы будем отмечать достоинства, а черными недостатки людей. Постарайтесь их запомнить!
Детям диктуются слова: лень, неряшливость, бережливость, терпение, вежливость, грубость, аккуратность, плаксивость, драчливость, правдивость, ложь, дружелюбие, скромность, выдержка.

– Какие достоинства вы отметили?

– А какие недостатки вы нашли?

– Мы живем среди людей и очень важно для каждого человека, что о нем думают окружающие.

– А что вы сами думаете о себе? Вы воспитанный человек? Чего у вас больше: достоинств или недостатков?

3. Итог.

Занятие № 9 .

Тема: Морское путешествие.

Программное содержание:

- развивать устойчивое внимание, зрительную память, наглядно – образное мышление;

- развитие общей и мелкой моторики;

Оборудование:

-Музыкальное сопровождение.

-Слова «капитан», «штурман», «компас». Схемы изображения курса корабля, по количеству детей.

-Рисунки ( песочные часы, антенна, секундомер, компас). Компас.

-Карточки с изображением компасов, три картинки,

-схема рыб из геометрических фигур, раздаточный материал для изготовления рыб,

-цветные карандаши, бутылки и веревки по количеству детей.

-Карточки с незавершенным рисунком на каждого ребенка.

- Небольшой рассказ о маяке.

Ход занятия:

  1. Упражнение на дыхание.
  1.  Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю ( правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, а левую – мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

  1.   Упражнение на координацию движения.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Глаза закрыты.  Вращение головой  6-10 раз, а затем не открывая глаз, встать на носки, сдвинув ноги вместе. Руки вытянуть вверх и ладони соединить. В таком положении стоять 8-15 секунд. После этого вращение головой в другую сторону и повторить упражнение.

2. Работа по теме.

        2.1 Звучит отрывок из песни «Капитан»

- Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие.

Как называют командира корабля? (Капитан). Помощник капитана – штурман. Он следит, чтобы путь корабля был безопасным. Штурман прокладывает курс.

        2.2    У меня на карте нанесен  путь корабля. Посмотрите внимательно, запомните (схема убирается). Нарисуйте, что вы запомнили на своих картах. Проверяем.

        2.3  Дорог  в море нет. Как же находят свой путь моряки?

В давние- давние времена находили путь по звездам и солнцу. Потом придумали разные умные  приборы. Какой из них главный?

(на рисунках изображены – песочные часы, антенна, секундомер, компас)

  1. Загадка.  

           Чтоб в пути не заблудиться,

                 Надо взять его с собой.

                 Он нам очень пригодится,

                 Он укажет путь домой. (компас)

     2. 4  Работа с компасом.  

Стрелка компаса всегда показывает на север, как бы компас ни повернули. У вас на рисунках нарисованы компасы. На верхнем ряду три компаса, стрелки которых показаны вверх, вправо, вниз. Во втором ряду еще несколько компасов, если сравнить их то увидим, что некоторые  стрелки направлены также, а некоторые по- другому. Сравните и зачеркните те из них, в которых стрелки направлены так же, как в первом ряду.

     2.5 Чтобы кораблям не разбиться о скалы или подводные камни ставят маяки.

(чтение рассказа о маяке)

Посмотрите на три картинки. На них  мы видим кораблики, лодку и  маяк. Покажите на какой картинке  кораблик находится ближе к маяку и дальше от лодки.

        2.6   В море плавает много разных рыб, например таких (показ рыбки).

Попробуйте из геометрических фигур составить такую же рыбку. Рассмотреть рыбок.

        2.7  Кроме рыбок, оказывается, в море и бутылки плавают. (каждый ребенок подтягивает  бутылку за веревку к себе) посмотрите, что внутри. Достаем карточки с незавершенным рисунком и предлагается детям дорисовать то, что испортила вода.

3. Итог занятия.

Занятие № 10

Тема. Путешествие продолжается.

Программное содержание

- тренировать координацию рук;

-научить ребенка воспринимать вкусовые свойства предмет;

- расширить словарный запас слов у детей;

Оборудование: словарные слова (палуба, камбуз, кок); вареные и сырые овощи на тарелке, зубочистки; картинки – небылицы; рисунки с кораблями по количеству детей; карта- путь – на каждого ребенка;

Ход занятия.

1. Упражнение для рук.

Вращение кистями. Вытянуть руки перед собой. Старательно делаем полный круг кистями. Локти не должны двигаться. 7-10 вращений внутрь и столько же наружу.

       1.1 .Упражнения на развитие моторики.

Самомассаж пальцев рук начиная с большого и до мизинца; растираем сначала подушечку пальцев, затем медленно опускаемся к основанию пальца. Пальчики здороваются, показывают «собачку», «зайчика» и т. д.

       1.2 Упражнение на формирование пространственных представлений. Два шага вперед, один шаг вправо, четыре шага назад, три шага влево.

2. Работа по теме.

 Давайте пройдемся по кораблю. Мы идем по полу, который называется – палубой. Как называется кухня на корабле? (камбуз). А как называется повар на корабле? (кок).

       2.1   Попробуем, что приготовил кок. Дети с закрытыми глазами  пробуют  вареные и сырые  овощи и определяют, какой это овощ. Мы попробовали: картофель, морковь, свеклу, лук, горошек. Что из этого можно приготовить? (винегрет)

      2.2  «Небылицы»

Моряки любят разные небылицы. Посмотрите на картинку – небылицу (рыба в очках, рыба читает журнал, водолаз поливает цветы под водой)  что перепутал художник?

      2.3  «Найди похожий корабль»

 Очень много кораблей на воде. Найдите одинаковые корабли и обведите их кружком.

       2.4 «Укажи верный путь»

Наш корабль плывет по реке вдоль берегов и чтобы не сесть на мель,  нарисуйте дорожку так, чтобы не задеть берег и камни.  

3. Итог.

Занятие № 11

Тема: Рыцарь.

Цель:

  1. - познакомить с историей возникновения рыцарей;
  2. -развитие мелкой и общей моторики;
  3. - развитие произвольного внимания (найди дорожку);
  4. - закрепление представлений о геометрических фигурах, о цвете;

Оборудование:

  1. словарные слова: шлем, замок, меч, кольчуга, перчатка, рыцарь, доспехи;
  2. пластилин, ножницы, карандаш, клей, салфетки,  цв. бумага;
  3. трубочки –  по количеству детей;
  4. геометрические фигуры по количеству детей;
  5. грецкие орехи для гимнастики;
  6. приглашение (разного цвета) – по количеству детей;
  7. цветные  стрелки;
  8. картинки с изображением домов и замка;
  9. картинки с изображением детей и рыцаря; с изображением рыцарских доспехов;
  10. проволока для изготовления кольчуги;

Ход занятия:

1..Работа по теме.

Сегодня тему  нашего занятия вы угадаете сами.

  1. На доске картинки с изображением  детей и рыцаря.

-Найди лишнюю картинку. (рыцарь)

- Как догадались, что это лишняя?

- Кто изображен на картинке? (рыцарь)

  1. Верно или нет сейчас проверим с помощью зашифрованного письма.

  У меня на доске нарисован орнамент из знакомых геометрических фигур, назовите эти фигуры.

( треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг )

Расположите геометрические фигуры как у меня . (учитель закрывает орнамент, если дети затрудняются выполнить задание, то учитель открывает задание и дети копируют образец)

-У кого такой же орнамент? (открывает образец)

-Переверните фигуры и прочтите слово «Рыцарь»

-Верно, сегодня  тема нашего занятия «Рыцарь»

1.1  Кто такие рыцари? (можно предложить прочитать ученику)

Раньше в войнах участвовали только солдаты – пехотинцы, но  когда эти солдаты стали воевать верхом и начали пользоваться длинным копьём, верховых воинов или всадников, стали называть рыцарями по нем. «всадник»

1.2  Учитель сообщает, что он сейчас будет читать небольшой рассказ, о том где раньше жили рыцари. Дети должны выбрать нужную картинку с изображение замка.  

(На доске картинки с изображением домов и замка)

 -  Рыцари жили в замках, обнесенных толстыми стенами, а часто  еще и глубокими рвами.

( дети показывают  картинку с изображением замка, молодцы!)

1.3 Игра «Найди свой замок»

-Поиграем в игру «Найди свой замок», представьте себе, что вас пригласили в гости к рыцарю, а  дойти до замка нужно  только по направлению которое показывает стрелка  данного  цвета.

 (учитель дает каждому ребенку приглашение , разного цвета и детям необходимо только по стрелкам   своего цвета найти свой замок).

Молодцы, каждый нашел свой замок, назовите цвет дорожки по которой шли к замку.

1.4   В замке живет рыцарь. Необходимо  помочь ему одеться. 

(Индивидуальное задание для каждого ребёнка)

  1. Работа с пластилином. (заранее сделали из пластилина голову и туловище)
  2. Работа с бумагой. (по готовому трафарету вырезать шлем, плащ и наклеить на рисунок)
  3. Обведи по точкам. (изображение рыцаря на листе, необходимо обвести по точкам)

* Если работы будут выполнены не одновременно, то предложить дополнительное задание)

( У каждого ребенка на столе лист с изображением рыцаря)

2. .Пальчиковая гимнастика с грецким орехом.

  1. Чтобы работа двигалась быстрее, потренируем пальчики

Дома я один скучал

И  орешек я  достал

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу орешек,

Покрути и покатай

И другому передай.

- И так, за работу. Кто выполнит работу «протрубите»

(на столе трубочки)

  1. Самостоятельная работа детей.

- Каждого рыцаря расположите около своего замка.

 (замки учитель разместил на доске).

3.1  Назовите в какую одежду вы одевали своего рыцаря.

(доспехи: латы, плащ, шлем, кольчуга)

Показ картинок с изображением доспехов.

-Чтобы защитить рыцаря в бою стали изготовлять кольчугу. Мы сейчас попробуем  сделать только несколько рядов для  кольчуги, а на следующем занятие продолжим дальше.

  1.    Работа с проволокой.

Из проволоки изготовляем колечки и соединяем их между собой.

3.3  Итог. Спасибо всем за работу. Что интересного запомнил ты на занятии?

 

Занятие № 12

Тема. Восприятие движений и поза.

Программное содержание.

- развитие произвольного внимания;

- развитие мелкой и общей моторики;

Оборудование:

- набор «листьев» из бумаги, ткани, тонкого пенопласта;

- бумага;

- вода, зеленка;

- бланк с изображением простого лабиринта, карандаш;

Ход занятия.

1.Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение упражнения будет более эффективным, если представит себе образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

    1. 1Упражнения для ног.

     1.2 Ходьба на носках, ноги прямые. Затем на стопе, на пятках, на

внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы. Колени не сгибаем, плечи не раскачиваем.

      1. 3 «Собери листья (снежинки)» дети сидят на стульях. На полу разложены листья (из бумаги, ткани, тонкого пенопласта).  Их надо собрать пальцами ног.

  1. Работа по теме.
  1.    «Угадай, свой  след»

Предлагается детям слепки  ступней по очереди. Найдите, чей это след? Для этого необходимо каждому ребенку , сделать свой след. (хождение по  бумаге мокрыми ногами, окрашенными в слабом растворе зеленки). Дети сопоставляют предлагаемый след со своим и узнают чей это след.  

  1.  Найди дорожку.

Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней карандашом. Незнайка к кладу, зайка к морковке и т.д.

 4. Итог.

 

Занятие № 13

Тема. Путешествие в сказку.

Программное содержание.

- развитие общей и мелкой моторики;

  1. упражнение в умении  комбинировать геометрические фигуры;
  2. активизация в речи слов, обозначающих название фигур.

-   закрепление знаний о цвете;

Оборудование: рисунки с изображение времен года; схема из геометрических фигур , набор геометрических фигур на каждого ребенка; музыка; пластилин, листы бумаги;

Ход занятия.

1.Упражнение по развитию моторики.

1.1 дыхательное упражнение. Встать , ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело и напрягая его как струну 9не отрывая пятки от пола). На выдохе – постепенно расслабляя тело. Опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в и.п.

1.2 формирование пространственных понятий. Два прыжка вперед, один прыжок влево. Один прыжок назад, два прыжка вправо.

2.Работа по теме.

              2.1 Назовите все времена года. На доске картинки, найди лишнюю. (осень)

- Почему она лишняя? Как ты догадался?

              2.2  Работа с раздаточным материалом. Каждый ребенок должен составить такой же узор из геометрических фигур как на доске. На доске схема узора (квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник). Дети рассматривают её, затем учитель закрывает схему и дети самостоятельно выкладывают.  

- У  кого такой же узор как у меня? Выйдите к доске и покажите.

Переверните фигуры и прочитайте слово – осень.

Сегодня к нам пришла в гости желтая сказка. Когда приходит желтая сказка?

  1.   Игра «Листочки»
  2.   Чтение сказки про осень. В классе учитель приготовил место где все напоминает осень (осенние листья под ногами, пеньки), учитель и дети садятся на пеньки и учитель читает сказку.
  3.  Работа с картинками. Учитель предлагает детям посмотреть на картинки и определить какая картинка подойдет к прослушанной сказке. Если подходит – хлопайте в ладоши.
  4.  Самостоятельная работа детей по заданию учителя по теме «листья»

- обвести по точкам;

- аппликация из бумаги;

- работа с пластилином,  печатаем рисунок на пластилиновой основе;

- рисуем жгутиками из пластилина;

2.7 «Мостик»

Перейди мостик по бревнышкам определенного цвета. Учитель предлагает  ребенку пройтись по бревнышкам синего (зеленого, красного, желтого) цвета.

  1.  Упражнение на релаксацию. Ваши ножки устали, ручки устали, глазки засыпают; звучит музыка и учитель читает стихотворение про осень.
  2.  Работа с геометрическим материалом. Выбрать картинку только желтого цвета. Кто нарисован на картинке? (лиса)

Задание. Из геометрических фигур выложить лису.

-Кто покажет как лисичка ходит? Давайте все вместе попробуем.

3. Итог.

закрыть глаза, а в это время убрать любую карточку.

 Ребенок, открыв    глаза, должен угадать, какого цвета нет.

Повторять 3-4 раза.

Муха.

Цель: развитие наблюдательности, пространственного представления.

Оборудование:  лист бумаги в цветную  клетку.

Желтый

Розовый

Синий

Красный

Голубой

Серый

Зеленый

Черный

Оранжевый

Ход игры:

Предлагать детям следить за движением мухи. «Муха в зеленом квадрате, полетела вверх, вправо, вниз (в черном). Где муха?». Можно с каждым разом ускорять.

Повторять 5-6 раз.

«Кто в домике живет?»

Цель: развитие слухового восприятия, активизация словаря детей, воспитывать умение говорить по очереди, не перебивая других.

Ход игры:

Предлагать детям посмотреть на окошечко домика и отгадать, кто же там живет?

Загадки подобрать в соответствии с возрастом детей. При правильном ответе в окошечке появляется картинка с изображением предмета. Можно дать правильно ответившему ребенку фишку.

«Мяч»

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие памяти и внимания.

Оборудование: мяч

Ход игры:

Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Предложить кому- нибудь из детей взять мяч или мяч остается в руках ведущего. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назвать четко и громко своё имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу.

А теперь,  играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет  все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке.

Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.

«Тропинка»

Цель:  развитие воображения у детей;

Оборудование: музыкальное сопровождение.

 Ход игры:

 Все участники игры идут змейкой по воображаемой  тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки,  и ведущим становится второй стоящий в змейке ребенок.

Когда все побывали в роли ведущего, предлагается оценить каждого ведущего.

«Штирлиц»

Цель: развитие наблюдательности, памяти  у детей;

Ход игры.

Выбираем ведущего, а всем остальным игрокам предлагается замереть в разных позах. Ведущему предлагается запомнить позы и одежду игроков и выйти в другую комнату. Остальные игроки меняют свою  позу или одежду.

Приглашается ведущий и он должен вернуть всех в исходное положение.

Рекомендации: менять не более пяти изменений всего.  

«Закончи слово»

Цель: развитие словарного запаса детей; развитие памяти.

Ход игры.

1 вариант.

Ведущий кидает каждому игроку мяч и говорит первый слог слова, кто поймал мяч,  называет слово и кидает мяч ведущему. Начинаем со слога – ра; зем; го; па;

(рама, земля, город, папа)

2 вариант.

Предлагается детям поймав мяч и кинув его обратно, закончить предложение:

- летом тепло, а зимой ….

- птицы летают, а змеи….

-осенью листья желтые, а летом …

- сахар белый, а уголь …

- лимон кислый, а арбуз …

«Гомеостат»

Цель: стимулирование внутригруппового общения;

Ход игры.

Вся группа собирается в круг. По команде ведущего, все выбрасывают пальцы. Необходимо стремиться, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев.

Рекомендации: в первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Договариваться, перемигиваться нельзя.

 

«Конспиратор»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ход игры.

Встать в круг лицом к центру. Водящий становиться внутрь круга. Внимательно смотрит на ребят, а затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.

Рекомендации: дать возможность половине детей побывать в роли водящего.

1 этап: половина детей группы должна  быть водящими.

2 этап: на следующей игре вторая группа детей должна быть водящими.

3 этап: предлагается детям изменить элементы одежды, внешность.

«Переходы»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры.

1 вариант.

Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на всех игроков, обратите внимание на цвет волос каждого.

По команде ведущего, без суеты  вам нужно будет встать в линию, чтобы крайнее правое место занял игрок с самыми темными волосами, рядом с ним должен стоять тот, у кого волосы чуть – чуть светлее и так далее. Крайнее  левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми.  Тот кто нарушит порядок выбывает из игры.

2 вариант.

Предложить детям встать по росту, начиная с самого маленького игрока и заканчивая самым высоким.

«Запретное движение»

Цель: развитие произвольности движений.

Ход игры.

Под музыку дети выполняют движения, которые им показывает ведущий. Ребенок выбывает из игры, если выполнил запретное движение.

Рекомендации: перед игрой выбрать запретное движение – например «приседание», «хлопок», «прыжки» и т.д.

 Ход игры можно усложнить, выбрать два запретных движения.

«Составим сказку»

Цель: развитие памяти, внимания, логического мышления.

Ход игры:

Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить её содержание.

Задание: каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы получилась целая сказка.

Рекомендации: если   у кого -то из детей возникают трудности во время игры, ему следует помочь.

Помогает руководитель или сами дети.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие памяти, внимания.

Ход игры:

Дети двигаются свободно под музыку. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10 – 20 секунд.

Рекомендации: каждую позу придумать вместе с детьми, например

1 хлопок – поза «лягушки»

2 хлопок – поза «оловянного солдатика»

3 – поза «аиста»

4 – поза «зайчика»

5 – поза «оленя» и т.д.

«Тактильный образ»

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, если кому- то не хватает пары, можно допустить, чтобы была одна тройка. Один ребенок встает впереди, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например: кораблик, дом и т.д.

Партнер должен определить, что нарисовано. Если определил, пара меняется местами.

Рекомендации: перед началом игры следует пояснить, что рисовать предметы нужно точно и выбирать небольшие по количеству детали.

                                                  Литература

     1.  Башаева, Т.В. Развитие восприятие у детей. Форма, цвет, звук [Текст]/        Т.В.Башаева.- Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.

2. Венгер, П.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному   восприятию [Текст]/ П.А.Венгер.- М.: Учебная литература, 1978.- 48 с.

     3.  Гуревич, К.М. Психологическая диагностика и коррекция умственного развития учащихся [Текст] / К.М.Гуревич, И.В.Дубровина.- М.: Олимп, 1990.

  1. Замский, Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х.С.Замский // Дефектология.- 1996.- №9.

  1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.  Учебное пособие под ред. Б.П.Пузанова [Текст] – М: Издательский центр «Академия», 1999. – 144с.

6. Кузнецова,  Г.В. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей с проблемами в развитии средствами изодеятельности. [Текст]/ Г.В.Кузнецова.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.-32 с.

7. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики. [Текст]/ А.Н.Лебедева.- М.: Школьная пресса, 2002.- с.32

  1. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы    специального

образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н.Малофеев // Дефектология.- 1997.- №4.

9. Мазепина, Т.Б. Развитие познавательных процессов ребёнка в играх, тренингах, тестах[Текст]/ Т.Б.Мазепина.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 64 с.

10.Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики                   [Текст] / Н.Н.Малофеев // Дефектология.- 1997.- №4.

11.Метиева Л.А. Развитие психомоторики у учащихся начальных     образовательных учреждений.//    Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 4.- с.26-30.

12.Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно-отсталых   школьников [Текст] / В.Г.Петрова, И.В. Белякова. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

13.Ратанова, Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей [Текст]/ Т.А.Ратанова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-88 с.

14.Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/   В.В.Цвынтарный. - СПб.: - Лань, 1996.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по сенсомоторики

знакомство детей со звуками окружающей среды на занятиях по сенсомоторики...

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе

Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....

Методическая разработка на тему "Занятия по развитию речи как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте"

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для усп...

Физминутка "Самолёт" для начальных классов и дошкольников.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей....

Пресс-конференция учеников 4 класса и дошкольников Подготовительной группы. Тема: «В гостях у дошколят»

Меропритяие разработана с учётовм ФГОС. Цель данного мероприятия  Формировать преемственность школы с детским садом. Меропряитие проводится совместно с учителямя начальных классов....