Яна Сергеевна Клепикова

сайт педагога допобразования

"ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК ДРУГОМУ, КРОМЕ КАПЛИ ТЕПЛА И ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ЭТОГО?" Э.М.Ремарк.

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: арт - терапия, здоровьесберегающие технологии

Увлечения: фитнес, плавание

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ 339 Невского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klepikova-yana-sergeevna

СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.

                                                                     Ю.П.Азаров

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализа­ции подрастающих поколений.

Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития

ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имуществен­ными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности  жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

КАКОВЫ   ФУНКЦИИ   И   ЗАДАЧИ   РАЗВИВАЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?

Главными функциями семьи являются:

*   воспитательная;

*   оздоровительная;

*   духовно-нравственная;

*   познавательно-образовательная;

*   бытовая;

*   трудовая;

*   культурно-просветительная;

*   досугово-творческая;

*   стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*   охранно-защитная.

 

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование   опыта   гуманных,   эмоционально-нравственных

отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  *половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остают­ся:

*   климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*   режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, де­тей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реа­лизуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются про­цессы, которые приводят к обострению семейных проблем.  Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разво­дов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа непол­ных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных услови­ях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педаго­гами.

КАКОВЫ ФУНКЦИИ   И ЗАДАЧИ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ  ?

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

*    информационная,

*    воспитательно-развивающая,

*    формирующая,

*    охранно-оздоровительная,

*    контролирующая,

*    бытовая.

Задачи взаимодействия:

*    формирование активной педагогической позиции родителей;

*    вооружение родителей педагогическими знаниями и умения­ми;

"    активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

* изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспита­нию своих детей и детей класса;

* группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

* анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микро­климата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

 

     ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных ме­тодов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творче­ства и др.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педаго­га проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать сле­дующие правила:

*   Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и   Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и системати­ческим.

*   Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

*   Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, при­меняться в комплексе.

*   При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные ус­ловия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Ин­тересы к делам школы.

2.   Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитан­ности.

3.   Воспитательные возможности семьи.   Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?

Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруп­пированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

В связи с этим семьи делятся на 5 типов:

1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя от­дельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспи­тания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родите­лями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родите­лей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разум­ном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают се­мейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, сканда­лы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного вни­мания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательст­ва, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесо­образно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

 

 

 

О себе

Высшее психологическое образование.

Стаж педагогической работы 12 лет.

Работаю педагогом - организатором в ГБОУ СОШ №339 Невского района СПб.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Бодрийар Ж. Система вещей.

Маркузе Г. Одномерный человек.

Моё портфолио

СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.

                                                                     Ю.П.Азаров

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализа­ции подрастающих поколений.

Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития

ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имуществен­ными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности  жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

КАКОВЫ   ФУНКЦИИ   И   ЗАДАЧИ   РАЗВИВАЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?

Главными функциями семьи являются:

*   воспитательная;

*   оздоровительная;

*   духовно-нравственная;

*   познавательно-образовательная;

*   бытовая;

*   трудовая;

*   культурно-просветительная;

*   досугово-творческая;

*   стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*   охранно-защитная.

 

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование   опыта   гуманных,   эмоционально-нравственных

отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  *половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остают­ся:

*   климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*   режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, де­тей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реа­лизуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются про­цессы, которые приводят к обострению семейных проблем.  Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разво­дов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа непол­ных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных услови­ях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педаго­гами.

КАКОВЫ ФУНКЦИИ   И ЗАДАЧИ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ  ?

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

*    информационная,

*    воспитательно-развивающая,

*    формирующая,

*    охранно-оздоровительная,

*    контролирующая,

*    бытовая.

Задачи взаимодействия:

*    формирование активной педагогической позиции родителей;

*    вооружение родителей педагогическими знаниями и умения­ми;

"    активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

* изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспита­нию своих детей и детей класса;

* группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

* анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микро­климата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

 

     ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных ме­тодов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творче­ства и др.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педаго­га проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать сле­дующие правила:

*   Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и   Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и системати­ческим.

*   Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

*   Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, при­меняться в комплексе.

*   При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные ус­ловия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Ин­тересы к делам школы.

2.   Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитан­ности.

3.   Воспитательные возможности семьи.   Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?

Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруп­пированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

В связи с этим семьи делятся на 5 типов:

1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя от­дельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспи­тания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родите­лями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родите­лей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разум­ном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают се­мейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, сканда­лы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного вни­мания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательст­ва, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесо­образно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы