Сценарии родительских собраний.
консультация по теме

Яна Сергеевна Клепикова

В данной разработке представлен материал, который можно использовать при подготовке к родительским  собраниям. В материале затронуты такие актуальные на сегодняшний день вопросы, как педагогический взгляд на поощрения и наказания детей; представлен сценарий практикума "Учимся общению"; а также материал проблемно - тематического собрания "Курение и статистика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Можно ли обойтись без наказаний?»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения. Заранее можно подготовить «оппонентов» - людей с противоположными точками зрения на проблему. В ток-шоу принимают участие специалисты: психолог, педагоги, инспекторы, сами родители.

ВЕДУЩИЙ. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину – то и приголубье сыну».

Вопросы к слушателям:

  • Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
  • Как часто можно использовать этот метод?
  • Можно ли без него обойтись?
  • Есть ли приемлемые наказания?
  • Как вы оцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?

Предлагается высказать разные позиции

Первая позиция – «за» наказания. Их надо использовать, так как ребенок делает назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает. И родителям становится легче. «Нас били родители и ничего » - говорят они. Не зря наказания использовали раньше.

ВЕДУЩИЙ. Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

Пример

Девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порите).

Комментарий эксперта

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.

Вопрос:

Каково ваше мнение по поводу высказывания П. Ф. Лесгафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание.

Комментарий психолога

Психологи посвятили много исследований самоанализа человека, который называется по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще – самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребенок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. Каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. Это – естественные стремления всякого человека, составляющего отношения к себе. По мнению ученых, эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими. Формирующееся отношения ребенка к другим людям прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье.

Вопрос:

Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Мнение педагога

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. И. Леви.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
  • Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.

(Эти рекомендации можно подготовить заранее в письменном виде или распечатать как памятки для родителей).

Комментарий психолога

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47 % случаев. Поощрение, например когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь. И его снова наказывают.

Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещенное действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка. Результаты при этом бывают еще хуже.

Брать слово с ребенка также ненадежное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

Ситуация для анализа

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

Вопрос

Какими могут быть последствия взаимонепонимания?

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.

Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?

Ведущий предлагает родителям самостоятельно называть педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Целесообразно также предложить дискуссию о целесообразности использования этого метода. Например, противники его считают, что так можно целый день прообижаться. Сторонники же приводят аргументы, подтверждающие обратное.

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод на помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

Ситуация для анализа

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости Дома девочка делает еще один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

  • Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
  • Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
  • Как вы относитесь к делам ребенка?
  • Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Комментарий педагога

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

Ситуация для анализа

Мама говорит сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

- Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы

  • Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
  • Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
  • В чем эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Подведение итогов

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.



Предварительный просмотр:

Проблемно-тематическое родительское собрание "Курение и статистика"

О вреде курения 

Яд опасный проникает
С дымом в лёгкие твои,
Он здоровье поедает,
Сокращая жизни дни.

Пропаганда превозносит
Сигареты до небес,
И никто себя не спросит:
"А зачем нам этот бес?".

В жизни ветреной хватает
И без этого услад,
Но народ не понимает,
И курить он снова рад.

А курильщик был бы рад
Позабыть свою привычку,
Но коварен горький яд,
Он нашёл для нас отмычку!

План организации собрания

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе или в школе.

К собранию среди учащихся можно провести следующую работу:

  1. Анкета "Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения".
  2. Предлагается написать сочинение на тему “Курение мнимое и настоящее”.
  3. Анкета (дается и ученикам, и родителям, если они курят) "Я курю тогда, когда..."

План проведения собрания: 

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Анализ предварительной работы по подготовке собрания.
  3. Анализ фактов и статистика по проблеме.
  4. Болезни, связанные с курением.
  5. Советы некурящих родителей борющемуся с курением.
  6. Родительский практикум.
  7. История табака. Капля никотина убивает ВЕРБЛЮДА!

Задачи собрания 

  1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.
  2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Вопросы для обсуждения 

  1. Статистика и факты проблемы курения.
  2. Болезни, связанные с курением.
  3. Пути помощи ребенку, который курит.

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.

Анализ фактов и статистика по проблеме.

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более.

Кол-во выкуриваемых сигарет в день (шт.)

Курящие мужчины (%)

Курящие женщины (%)

1-9

10%

20%

10-19

22%

18%

20-29

17%

8%

30 и более

10%

4%

 Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые "профессии" курильщиков - с   риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).

Ежегодно 4 000 000 человек умирают от последствий табакокурения.

К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 000 000 человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.

Болезни, связанные с курением: бронхит, эмфизит; болезни сердца, инфаркты; рак легких и иные раковые заболевания; болезни желудка и 12-перстной кишки.

Курение — это важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев ежегодно гибнет 11 тысяч человек.

85% всех умерших от рака легких были курящими людьми.

25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

Инфаркт в 40 лет ждет, прежде всего, курящего человека.

Какие проблемы со здоровьем у курящего человека можно определить невооруженным глазом?

  1. Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.
  2. Во время хирургического вмешательства эти люди страдают и погибают из-за осложнений с дыханием.
  3. Курящие люди имеют проблемы с лечением и сохранением зубов.
  4. Внешний вид: желто-серый цвет лица, темные круги под глазами, нарушение кровоснабжения.

Как помочь бросить курить? 

  1. Родители должны первыми освободиться от курения.
  2. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - это способствует отказу от курения.
  3. Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
  4. Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

Родительский практикум

Ответьте на вопросы: 

  1. Какие сигареты курит ребенок?
  2. Сколько раз в день?
  3. С кем, в какой компании он курит?
  4. Что является причиной курения?

Сравните свои ответы с ответами на такие же вопросы ваших детей, записанные ими ранее для педагога. Сделайте выводы из этого сравнения.

Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.

Советы некурящих родителей борющемуся с курением:

1. Вы - человек, который может вознаградить   себя не только курением. Лучше пару раз глубоко вдохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут больший эффект.

2. Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.

3. Курение вас настраивает на деятельность. Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.

4. Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.

5. Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.

6. Вы курите без разбора, не замечая количества и качества сигарет, которые курите. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.

Анкета “Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения”:

Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

- 20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.

- Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

- Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

- Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

- Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. 

- Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

- Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.

- 50% смертей от заболеваний сердца среди   женин - результат курения.

- Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.

- Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от     рака   груди.

Анкета (дается и ученикам, и родителям, если они курят) “Я курю тогда, когда…”

  • я чего-то достигаю в жизни
  • нужно проявить активность
  • сигарета попадает мне в руки
  • мне нужно успокоиться
  • мне нужно расслабиться
  • я чем-то огорчен
  • нужно что-то обдумать
  • я нервничаю
  • нужно принять важное решение
  • собираются все курящие люди
  • это стало привычкой

Если вы курите и при этом думаете, что выглядите круто, то вы ошибаетесь. 

Вы выглядите примерно так:

Из истории табака

До конца XV века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, северо-американские индейцы уже употребляли табак. 

В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.

Слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и, несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560-м году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение впоследствии получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале XIX века алкалоид - соответственно, "никотин".

Со второй половины XVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.

В 1580 г. английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Вальтер Рейли создал табачную плантацию в Ирландии, а позднее - еще несколько, на колониальных американских территориях. Одну из них он назвал "Вирджиния", что впоследствии дало имя самому распространенному сорту табака.

В начале XVII века на территории современной Америки, в основном в английских колониях, возникли и другие табачные плантации. В 1611 году такую плантацию создал в Вирджинии англичанин Джон Рольф. 

Семена табака он ввозил из Тринидада и Венесуэлы, а технологию позаимствовал у Вальтера Рейли (и усовершенствовал ее). Уже через 8 лет начался экспорт табака из Вирджинии в Англию, а сам Джон Рольф навсегда поселился в Новом Свете и даже женился на дочери индейского вождя, давшего ему совет попытать счастья в табаководстве.

Среди аристократов были и другие страстные поклонники табака. Сам король Пруссии Фредерик I (нач. XVIII века) устраивал при германском дворе курительные торжества, а его сын, Фредерик-Вильям I, даже основал т.н. "Табак-коллегию", на заседаниях которой сочетались такие разные, казалось бы, вещи, как рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся неумеренным курением трубок. Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I - и, пожалуй, больше никто.

Но у табака всегда были и, мягко говоря, оппоненты - и не только в лице Инквизиции. Король Англии Джеймс I еще в начале XVII века неоднократно выступал против курения, считая эту привычку вредной для здоровья, играющей на руку испанской торговле и, что особенно справедливо, вводящей людей в умиротворенное состояние и тем самым ослабляющей военную мощь страны. Он ввел пошлину на ввоз табака в Англию, а во Франции примерно в то же время, то же самое предпринял кардинал Ришелье.

Это, конечно, не остановило распространение табака, а лишь способствовало процветанию контрабандного ввоза. А вот на Востоке, особенно там, где из-за жаркого климата курение часто становилось причиной пожаров, за него полагались гораздо более суровые кары. В Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни. В Японии за курение можно было угодить в тюрьму, а у нас в России - подвергнуться пыткам и увечьям. Правда, все запреты и увещевания как не помогли искоренить табакокурение тогда, так не помогают и сегодня, когда каждому человеку с раннего детства известно, что "курение опасно для вашего здоровья". 

Во время открытия Америки табак уже был там во всеобщем употреблении. Индейцы Южной и Центральной Америки курили длинные сигары, скрученные из листьев растения коиба. (это сохранилось и сейчас у жителей Южной Америки). На языке кубинских индейцев слово "коибо" означало процесс курения. Испанцы и португальцы заимствовали сигары и распространили их в Европе в первой половине XVII в. В Мексике и Северной Америке ацтеки и индейцы были курильщиками трубок, и так как англичане начали свое заселение Нового Света с Северной Америки, то заимствовали первоначально курение табака в трубках, наладив у себя производство курительных трубок из особого кустарникового вереска.

История точно установила дату и обстоятельства, при которых население Европы познало сладость курения табака. В 1597 г. Роман Панов своем повествовании о втором путешествии Колумба в Америку сообщает вполне определенные подробности о распространенности обычая курить табак между жителями этой страны. Еще в первое путешествие Колумба в 1492 г. жители Антильских островов предстали перед ним в дыму табака; табак они завертывали в маисовый лист и придавали последнему форму, напоминающую сигару. Последующие путешественники выяснили, что курение табака с помощью трубки широко распространено по всей Америке, и лишь в некоторых частях восточного побережья Южной Америки заменяется жеванием табака.

Сначала европейцы обратили внимание главным образом на лекарственные свойства табачных листьев, затем на их способность заглушать голод и поддерживать бодрость.

Гражданин города Милана Жироламо Бенцони, живший в Мексике между 1541 и 1555 гг., сообщил, что в этой стране курительный табак называют табакко, откуда и пошло европейское название табак. В 1556 г. участник французской экспедиции в Южную Америку миссионер Андрей Теве (Thevet) привез в Париж семена табака, который он называл петён (le Petun). 

Теве дал описание процесса курения на берегах р. Мараньена, где сухие листья табака завертывают в пальмовые листья, образуя за счет последних подобие длинной трубки. В 1560 г. французский посланник в Лиссабоне Жан Н и к о (Nicot) привез семена этого растения во Францию, где и положил начало культуре табака. Ботаник Д а л е ш а н (Dalechamp) впервые описал табак в своей книге "История растении" (Historia plantarum, 1586) и назвал его в честь Нико Nicotiana'.

Французы начали разводить табак как лекарственное и декоративное растение. Лишь в 1585 г. высадившаяся в Испании и Португалии партия солдат продемонстрировала европейцам диковинное зрелище людей, пускающих дым изо рта и носа. В Германии выражение Гёте "образованный человек не курит" быстро было опровергнуто повседневной жизнью.

Английский король Джемс в 1604 г. сочинил свою "контроппозицию табаку", в которой охарактеризовал курение, как "обычай, отвратительный для глаза, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких; в черном дыме - ближайшее сходство со стигийским дымом преисподней". Бранный трактат Джемса объясняется тем, что в Англию первоначально попала махорка, а не табак.
Петр I сделался страстным курильщиком во время пребывания в Англии; до него в России за курение табака били кнутами и ссылали в Сибирь. Широко распространилось также нюханье табачного порошка, столь красочно изображенное в пьесах А. Островского; появились специальные, порой драгоценные, табакерки. Употреблялись также длинные и узкие курительные трубки; многие стали коллекционировать их. В мусульманских странах появились причудливые приборы - наргиле, кальяны и пр., в которых дым пропускается через сосуд с водой и далее по змеевидно изогнутому дымоотводу в легкие курильщика. Триумфальное шествие табака привело его в XVI в. в Индию, Индонезию, Японию, на острова Океании. Для многих стран производство табака стало главным источником государственного бюджета (например, в Турции). 



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО

СОБРАНИЯ – ПРАКТИКУМА

«УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ»

ПОДГОТОВКА

  1. На классных часах:
  • проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребёнок – родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:

Мои родители…

Мне кажется, что наша семья…

Я своих родителей люблю потому, что…;

  • учащимся предлагается сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе»;
  • учащимся предлагается графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими  - расстояние между партнёрами на схеме должно отражать интенсивность их общения). Например:

папа

                        

                                                                                                              мама        

        учитель        Я              

        

        тренер        враг

        друзья

Результаты тестов обрабатываются психологом совместно с классным руководителем.

2. Родителям предлагается следующее задание. В течение недели они записывают свои слова и фразы, обращённые к детям. Затем эти записи классный руководитель собирает и запечатывает в отдельные конверты.

3. Школьники оформляют плакаты, рисунки на тему «Как мы общаемся».

4. Готовится музыкальное оформление: Б. Окуджава « Давайте говорить друг другу комплементы», В. Шаинский «Улыбка».

5. Запись на доске:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

(И. Лафатер)

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе

(Ф. Честерфилд)

Примечание: предварительная работа проводится за 2-3 недели до начала собрания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ

1. Выступление классного руководителя.

  • Зачитывает эпиграф Ф. Честерфилда.
  • Стихотворение:

Любим тебя без особых причин

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

  • В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, всё, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие – обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
  • Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.

Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?

По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?

Психолог знакомит родителей с итогами проведённого исследования (результаты анкет и тестов).

3. В группах родители обсуждают 3-4 ситуации общения «Родители – дети».

Представители от группы высказывают мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или классный руководитель делают обобщение и дают совет.

Например: - Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, она пришла в 11 часов. Как реагирует отец, мать, старший брат?

- Как одеваться? Родители требуют одеть одно, а ребёнку хочется другое.

4. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записи. Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. По вынутым запискам они определяют особенности стиля общения.

5. Работа по проектированию оптимальных вариантов общения родителей с детьми и защита своих проектов.

6. Упражнение в проявлении невербальных средств общения (изумление, радость, интерес, улыбка, огорчение, тревога и др.).

7. Проведение итогов собрания – практикума: что было самым интересным и полезным; какие выводы сделали для себя; что не устроило, не удовлетворило вас; ваши предложения на будущее.

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО

СОБРАНИЯ ДЛЯ ПАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Приглашение пап на собрание.

2. Анализ сочинений и анкет учащихся на тему «Мой папа».

3. Оформление выставки рисунков ребят на тему «Когда папа дома».

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ К СОБРАНИЮ

1. Эпиграфы:

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания». (М. Карамзин)

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быт равнодушным к матери».

                                                                             (г. Мопассан)

«Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле».  

                                                                             (Пифагор)                                                                                                                                                                                                  

2.Выставки рисунков учащихся.

3. Магнитофон с аудиозаписью песни «Папа может всё, что угодно».

4. На партах – индивидуальные тесты «Отец семейства» и листы экспресс-опроса.

ПЛАН СОБРАНИЯ

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Выступление психолога. Анализ анкет и творческих работ учащихся. Тесты для родителей.
  3. Анализ сочинений «Мой папа».
  4. «Детская неблагодарность» - чтение отрывка из «Писем к сыну» В.А. Сухомлинского. Рефлексия. Работа в группах.
  5. Экспресс-опрос. Заключительное слово классного руководителя. Памятки родителям.

На начало собрания звучит песня «Папа может всё, что угодно».

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя: Отцы стали принимать всё большее участие в воспитании детей со времён Второй мировой войны. Английские учёные в 1965 – 1970 гг. по результатам опроса заключили, что больше 75% отцов и детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в их воспитании, включая купание, пеленание и т.п. В 1998 году другие учёные, основываясь на серии исследований, также выявили тенденцию к возрастанию роли отцов в воспитании детей. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в уходе за ребёнком. Так, любопытные ответы были получены на вопрос: «Если бы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающих за детьми, в каких случаях отцы согласились бы воспользоваться ими вместо матери?» 21% опрошенных мужчин ответили: «Я бы согласился, если бы у жены была зарплата выше моей»; 33% - «Я с удовольствием согласился бы, но боюсь, что окружающие будут смеяться надо мной»; 22% - считают, что мать лучше сможет ухаживать за ребёнком. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека, отражая равенство и взаимосвязь ролей отцов и матерей на более высоком социальном уровне.

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее – опекать или учить:

1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребёнка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

 2) У других мужчин ведущая потребность – учить, передавать свои знания и умения, то есть сделать ребёнка в прямом смысле слова своим наследником.

Дети не знают о существовании такой классификации отцовского отношения к ребёнку, но они уже чётко могут отметить все плюсы и минусы в поведении отца. На кануне ребятам было предложено закончить ряд предложений:

  1. Я люблю, когда мой папа…
  2. Я горжусь папой потому, что…
  3. Я хочу, чтобы…
  4. Я не люблю, когда мой папа…
  5. Я не хочу, чтобы мой папа…
  6. Мне не нравится, когда мой папа…
  7. Когда я буду отцом, я никогда…
  8. Когда я буду отцом, я всегда…

Послушайте, что у них получилось. (Анализ анкет).

Психолог: Издавна повелось, что отец – это добытчик, а мать – хранительница очага и воспитатель детей. А как, уважаемые папы, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? (Ответы родителей). А теперь обратимся к выставке рисунков ваших детей по теме «Когда папа дома». (Рисунки анонимные. Психолог анализирует рисунки ребят и приглашает заинтересовавшихся родителей на индивидуальные беседы с целью выявления и решения проблем в семейном воспитании).

Теперь, уважаемые мужчины, я предлагаю вам тест. Это лишь так кажется, что всевозможные тесты любят и предпочитают только женщины. На самом деле ими интересуются и представители сильной половины человечества – мужчины.

ИТАК, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА»

Какой вы отец семейства? Чтобы узнать это лучше, ответьте на 23 вопроса. Если вы отвечаете на вопрос «согласен», то получаете 2 очка, «не совсем» - 1 очко, «не согласен» - 0. Согласны ли вы с утверждением, что:

  • Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими;
  • После развода дети должны оставаться с матерью;
  • Хороший муж обычно и хороший отец;
  • Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как женщины;
  • При воспитании детей мнение отца решающее;
  • После рождения ребёнка жена уделяет мужу меньше внимания;
  • Лучше жить без отца, чем терпеть плохого;
  • Так как считается, что жена делает всё лучше мужа, пусть она и воспитывает детей;
  • Если ребёнок не может с чем – то справиться, он должен всегда обращаться к матери;
  • Чем сильнее любовь к ребёнку, тем легче его воспитывать;
  • Отец должен вмешиваться в воспитание ребёнка только тогда, когда об этом попросит жена;
  • После развода родителей маленький ребёнок, оставшийся с матерью, вообще не замечает отсутствие отца;
  • Матери обыкновенно слишком балуют детей;
  • Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьёй;
  • Мальчик с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем девочка;
  • Некоторые дети предпочитают проводить своё свободное время скорее с отцом, чем с матерью;
  • У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребёнок гораздо важнее, чем вы?
  • Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену;
  • Ребёнок должен больше уважать отца, чем мать;
  • Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься детьми;
  • При желании муж может справиться с новорождённым не хуже жены;
  • Отец более важен для сына, чем для дочери;
  • Ваша жена не воспринимает вас, как серьёзного воспитателя;

А теперь посчитайте, сколько вы набрали очков в каждой группе ответов.

1 группа

1

4

5

12

13

15

19

22

2 группа

2

6

8

9

11

17

20

23

3 группа

3

7

10

14

16

18

21

           Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе вы набрали больше очков, к такому типу вы и принадлежите.

Тип 1 – «ТРАДИЦИОННЫЙ» - Он – глава семьи, последняя инстанция при решении вопросов воспитания детей. Порой он строг, очень большое значение придаёт дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях он с каждым годом уделяет всё больше внимания воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно хорошо знает их нужды и желания;

Тип 2 – «ОТЕЦ, ОЗАБОЧЕННЫЙ СЕМЕЙНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ» - Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Считает, что он всё равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не горит желанием позаниматься с детьми. Неудивительно, что спустя некоторое время и дети начинают относиться к нему отчуждённо. В этом случае жена может прибегнуть к маленькой хитрости – время от времени уезжать на несколько дней к родным, оставляя детей под присмотром мужа. Тогда он поймёт, что жена доверяет ему, как отцу;

Тип 3 – «СОВРЕМЕННЫЙ ОТЕЦ» - Для такого отца общение, забота о детях – вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обычно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняясь это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и присматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровенными желаниями они от всего сердца делятся и с ним, и  с матерью;

Психолог: А теперь, папы, вам небольшое домашнее задание: пусть на вопросы этого теста ответит ваша супруга. Польза – обоюдная... Есть ли в ваших ответах большая разница? Если есть, то вместе обсудите вопросы, ответы на которые особенно отличаются.

Классный руководитель: Уважаемые папы, несмотря на то, к какому типу отцов вы относитесь, ваши дети вас очень любят. Послушайте, это они написали о вас в сочинениях на тему: «Мой папа» (Чтение отрывков из сочинений учащихся).

«Не нужен клад, когда в семье лад», - гласит народная пословица. Замечательно, когда в семье между взрослыми и детьми – любовь, уважение и благодарность. В.А. Сухомлинский в «Письмах к сыну» пишет об этом: «Сыновья благодарность… Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанным для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источником которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь в сокровищнице народной морали – это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков».

Безусловно, самое страшное для родителей – детская неблагодарность. Откуда же берётся этот порок? Что нужно делать и чего нельзя делать, чтобы дети не стали такими? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушаем историю, как осудил народ в одном селе сыновнюю неблагодарность. (Можно записать на аудиокассету).

«Мать воспитывала двух сыновей. Один из них без вести пропал на войне, другой возвратился со службы живой и здоровый, привёз с собой несколько чемоданов трофейного добра. Никогда не открывал он этих чемоданов при матери. Хата материнская пришла в ветхость, сын решил строить новую. Выбрал место на другом конце села, подальше от матери. Возвёл кирпичный дом, покрыл цинком, женился. Зажила молодая семья безбедно. А у матери хата развалилась. Попросила сына: прикрой соломой дырявую крышу. Сын ответил: у меня своих забот хватает, думай сама о своей хате. Заплакала мать…

Пришло к матери большое горе: заболела, не может с постели подняться. Парализовало руку и ногу. Пришли соседи матери к сыну и говорят: «Есть ли у тебя совесть, Андрей? Мать с постели не поднимается, за ней постоянный уход нужен». Пообещал сын прийти к матери – и не пришёл. Стали соседи ухаживать за больной старухой.

Прошло полгода, год минул. Мать чувствовала себя всё хуже. А сын не разу не пришёл к ней. Пошла молва по селу: сын от матери отказался. Назвали люди Андрея бессердечным, а потом и более выразительно – скотиной. Рядом с новым домом Андрея собирались было строить новые дома его четыре соседа. Но разве может жить честный колхозник рядом с бездушным скотом? Попросили колхозники себе участки в другом месте, построили дома, переселились. Остались четыре «пустки» с дырявыми соломенными крышами. Страшно стало ходить на улице, где жил Андрей. С вечера до утра раздавался на пустых дворах печальный голос сычей. А через год ещё пять колхозников переселились в новые хаты, и на улице стало жутко. Просил Андрей председателя колхоза: дайте опустевшие участки кому-нибудь на застройку, но никто не захотел селиться рядом с ним.

В грозовую весеннюю ночь загорелась одна брошенная хата от молнии, подул ветер, сгорел весь брошенный куток, лишь дом Андрея, покрытый цинком, остался цел и невредим. В ту же ночь умерла мать Андрея. Пришёл сын с женой на похороны, выдавил слезу, пытался делать то, что делают сыновья перед смертным одром матерей, но как-то так получилось, что всё, что нужно было сделать, кто-то уже сделал. Сложили соседи оставшуюся материну одежду, связали в узел. Унёс Андрей узел домой, и проводили его люди взглядом, в котором удивление смешалось с ненавистью.

На пожарище вырос бурьян. Видели люди, как к самой Андреевой хате подобрался ночью волк, стал на кучу золы, поднял голову и жалобно завыл.

Люди обходили Андрея десятой дорогой, не здоровались с ним. Ужас охватил душу этого бессердечного человека. Страшно стало выходить ему из хаты, ложился спать он с заходом солнца. На пепелищах никому не хотелось строить новые жилища, зарастали дворы чертополохом и осиной. Что-то случилось с Андреем, говорили люди, с ума сошёл: днём стал бояться солнца и людей, а ночью бродил по пепелищам. Не удивились люди, услышав весть: повесился Андрей на столбе, сохранившемся на одном пепелище.

Пришли на пепелище бульдозеры, сравняли с землёй руины, выкорчевали старые полусгнившие пни. Тракторы вспахали землю, посеяла полеводческая бригада подсолнечник. Зацвели цветы солнца, пришла радость на окраину села.

А в хате Андрея поселились весёлые механизаторы. Слышат люди по вечерам переливы баяна, слышат девичью песню, вспоминают невесёлую историю, задумываются над печальной судьбой Андрея. Задумываются над судьбой своих детей, и не одно сердце в эти вечерние часы тревожит мысль: почему так бывает? Все силы своего сердца отдала мать любимому сыночку – Андрейчику, ночей недосыпала. Вспоминали люди детство и отрочество неблагодарного сына. Вспоминали, как бывало, выезжала Христина с мужем на подводе в поле косить пшеницу. Положит, бывало, на воз сена ароматного, застелет полотном белым, перенесёт Андрейку с подушками, укроет от холода утреннего. Старший, двенадцатилетний сын Пилипко помогает отцу и матери, собирает в лесу дрова, разжигает костёр, воду носит, а десятилетний Андрейко спит.

Вырастал Андрейко здоровым и жизнерадостным, мать души в нём не чаяла и больше всего озабочена была тем, чтобы ничто тревожное не коснулось его сердца, чтобы ни одна жизненная невзгода не омрачала его безмятежного детства. Как-то осенью угостила мать Пилипку и Андрейку жареными грибами в сметане. Кушанье до того понравилось Андрейку, что каждый день он просил грибов со сметаной. А грибов в близи всё меньше и меньше оставалось, и приходилось Христине ходить ежедневно в лес вёрст за двенадцать. Однажды мать разрезала ногу, еле домой дошла. Но даже виду не подала, что несчастье случилось: разве можно, чтобы у Андрейки настроение омрачалось? Зачем ему знать, что в мире есть горе? – так всегда говорила Христина, когда хотела закрыть детские глаза на что-нибудь печальное. Так и на этот раз. Перевязала кое-как раненую ногу, попросила Андрейку позвать соседку. Ежедневно приносила соседка корзину грибов, а мать давала ей за это свои вышитые строчки. Так и не узнал Андрейко, что с матерью стряслась беда. Сердце его жило только своими радостями, ни одно желание не выходило за рамки собственных удовольствий. Поэтому он и вырос бессердечным человеком, равнодушным к горю и заботам, тревогам и волнениям других людей».

Классный руководитель: Почему же Андрей вырос бессердечным, не благодарным? Какие ошибки допустили родители, воспитывая его? (отклики родителей).

Уважаемые папы! Я предлагаю вам поработать в группах. Составьте, пожалуйста, памятку «Как отцу вырастить благодарного сына». (Работа в группах 5-7 минут.  Выступление от каждой группы  1  человеку. Обсуждение. Составление общей памятки).

Говоря о роли отца в воспитании ребёнка, нельзя не заметить, что, по мнению учёных, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические синдромы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении детей, особенно мальчиков.  Им труднее даётся усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведёт к агрессивности и жестокости.

А вот дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

Итак, очевидно, что роль отца в воспитании ребёнка очень велика.

Я благодарю всех за участие в собрании и откровенность. И в заключении я прошу вас закончить на листах предложения:

- Для меня было неожиданным, новым…

Я задумался сегодня о…

Я бы провёл собрание…

Спасибо. А я, по нашей доброй традиции, вручаю вам памятки. Сегодня это «Заповеди для отцов»:

  1. Не унижайте ребёнка.
  2. Не морализируйте.
  3. Будьте во всём ему авторитетом.
  4. Всегда чутко слушайте ребёнка.
  5. Избегайте в общении с ним выражений, которые вызывают у него неприятие, ненависть.
  6. Не вымогайте обещаний.
  7. Не потакайте.
  8. Относитесь к ребёнку, как к личности.
  9. Будьте строгими и добрыми, ибо «Строгость отца – прекрасное лекарство: в нём больше сладкого, нежели горького».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ-ЗАЛОГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.Отработать по данной теме ситуации и вопросы, которые интересуют родителей, проведя предварительно письменный опрос.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Опишите ваши действия в следующих ситуациях:

а) когда вам приходится делать ребёнку замечания;

б) когда вы выражаете свой гнев;

в) когда вы хвалите ребёнка.

2. Оформить примеры позитивных и негативных родительских суждений в виде карточек, которые будут розданы родителям для обсуждения.

Негативные суждения

Последствия негативных

суждений

Позитивные суждения

«Ты плохой, отдам тебя

в детдом!» или «Я от тебя

ухожу, мне такой ребёнок

не нужен!»

Чувство вины, повышен-

ная тревожность, страхи

одиночества, «уход» в

себя, замкнутость,

ощущение своей ненужности.

«Что бы не случилось,

я никогда тебя не

оставлю!.

«Что ты за неряха!»

Чувство вины.

«Как приятно на тебя

смотреть, когда ты

чистый и на тебе чистая одежда!».

«Ты просто плакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, тебе будет

легче!»

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

        

Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

«Я» - СООБЩЕНИЯ:

1. Замечания.

Говорить нужно о ситуации, а не о

личности

2 Гнев

«Я» - сообщения не унизят ничьего

достоинства.


3. Похвала

Хвалить следует поступки, а не

характер.

Я чувствую

Я переживаю

Я расстроен

Я очень огорчён

Я возмущён

Мне приятно

Мне нравится

Мне не нравится

Мне больно и обидно

Мне хотелось бы…

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшнее собрание мы проведём как практическое занятие по теме «Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка». Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Поэтому позиции школы и семьи здесь должны совпадать. Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями? Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечание, преодолеть свой гнев, не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как вовремя похвалить детей, как преобразовать ваши собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Каждому из вас предстоит побывать в роли ребёнка, и в роли взрослого.

2. Как правильно делать замечания?

Делая замечания, взрослые могут:

  • обвинять и стыдить ребёнка,
  • поучать и укорять его,
  • угрожать и задабривать.

СИТУАЦИЯ. В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Вы, ребёнок, тянетесь за хлебом и опрокидываете на белоснежную скатерть стакан с соком. Что скажут вам родители? (Высказывания родителей).

3. Как выражать свой гнев?

Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, может быть надоедливым, и наступает момент, когда у родителей «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то не и гармоничного общения.

СИТУАЦИЯ: Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. Ваша реакция. (Высказывания родителей).

4. Как похвалить ребёнка?

Какое из утверждений истинно, на ваш взгляд?

  • «Хвалить вредно»
  • «Хвалить полезно» (Высказывания родителей)

Ребёнка хвалить вредно, но поступки хвалить полезно. Почему психологи

советуют родителям избегать открытой похвалы? (Мнение родителей.)

Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность,

делает их несамостоятельными.

5. Родительские суждения.

Сказанное невзначай, не со зла, любое выражение в адрес ребёнка

 откладывается в багаже его подсознания, может повлиять на его

дальнейшую жизнь. Давайте обсудим различные варианты наших суждений

о ребёнке и проанализируем их возможные последствия (работа с

карточками).

В конце беседы рекомендуется провести тест для родителей «Я и мой

ребёнок».

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.

ВОПРОСЫ

        ОТВЕТЫ

Можете ли вы?

Могу и всегда так

поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на мину –

ту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Воздерживаться от употреб-

ления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10. Пообещать ребёнку испол-

нить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребёнку один день , когда он может делать что желает, вести себя как хочет?

Б

В

А

12. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

А

Б

В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка

Ответ «Б» - в 2 очка

Ответ «В» - в 1 очко

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13- 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос  первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам , которые ослабляют воспитательный эффект . Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию .

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.      

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Сценарий родительского собрания

Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

Сценарий родительского собрания "Мы растим счастливого ребенка"

Сценарийродительского собрания по теме: «Мы растим счастливого ребенка: от самопознания к самореализации» Цель: определить критерии родительского отношения к проблеме становления личности ребенка...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...