Клёпова Татьяна Александровна

Учитель химии

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Преподавание химии

Увлечения: Туризм, путешествия

Регион: Кировская область

Населенный пункт: г.Котельнич

Место работы: КОГО КУ "Вечерняя школа г. Котельнича"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klyopova-tatyana-aleksandrovna


О себе

Педагогический стаж 30 лет. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русские народные сказки.

Динка.

Молодая гвардия.

Скарлетт.

Поющие в терновнике.

Мой взгляд на мир


Мои достижения

Победитель регионального конкурса"Лучший учитель воспитательных колоний".

Финалист XVIII Всероссийского конкурса в Брянске  "Лучший учитель воспитательных колоний".

Грамота департамента образования.

Грамота Министерства образования.

Моё портфолио

Обучение учащихся с низким уровнем базовой подготовки по предмету (на примере учащихся школы колонии).

Школьное обучение и воспитание – сложный многоплановый процесс формирования личности учащихся, адаптация в обществе, подготовка к самостоятельной жизни. Учащихся необходимо научить не только основам наук, но и способствовать развитию мышления, познавательной активности.

Компонентом учебных знаний являются с одной стороны системы научных теорий, законов, понятий и фактов, а с другой – знание способов деятельности. Процесс овладения химическими учебными знаниями зависит от уровня общеучебной познавательной деятельности, сформированной к этому времени у учащихся (8 класс): умение применять знания самостоятельно, а также умение самостоятельно добывать знания.

 Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области (М. Горький). Трудно не согласиться с высказыванием известного писателя. Но всегда ли понятна химия и интересна при обучении? Большая часть учеников ответит, что нет. Иногда это проблема одного, двух человек в классе, иногда практически всего класса. Изучение предмета химии может быть увлекательным и захватывающим, а может быть неинтересным и скучным. Многие факторы влияют на показатели успеваемости и мотивации при изучении этого предмета. Сокращение часов при изучении химии в 8-х, 9-х классах с трех до двух и в старших классах до 1 часа в неделю ведет к понижению интереса учащихся к предмету, недостаточному пониманию и усвоению многих тем, недоразвитию навыков и умений.

Работая в школе колонии (сначала воспитательной колонии с 2011года женской) проблемы в образовательном процессе проявляются особенно остро. В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются взгляды и убеждения, которые определяют многие их поступки. В процессе изучения химии должно быть сформировано представление о научности приобретаемых знаний, многообразии окружающего мира, развитии и познаваемости его, взаимосвязи природных явлений. Характер познавательной деятельности учащихся определяется целями и задачами обучения, содержанием учебного материала, формами организации работы с ним.

В условиях работы в школе колонии возникает проблема обучения учащихся с низким уровнем базовой подготовки.  С целью решения данной проблемы необходимо педагогическое сопровождение обучения химии учащихся со слабой базовой подготовкой.

1.Алгоритм работы класса на уроке химии.

 Процесс обучения включает четыре уровня усвоения знаний:

•восприятие  учебного материала, запоминание и воспроизведение  (репродуктивный уровень),

•проговаривание изучаемого материала (вербальный уровень),

•применение знаний в аналогичной ситуации (конструктивный уровень),

•применение знаний в изменённой ситуации (творческий уровень).

При изучении химии создаётся абстрактно-логическая последовательность понятий, теорий, законов и т.д. На протяжении всего курса химии каждая тема логично связана с предыдущими. Разрыв в любой цепи знаний ведёт к нежеланию выполнять предложенные задания. Поэтому очень важно первоначально установить уровень подготовленности учащихся по данному курсу или теме. В результате проведения входящего контроля знаний определяется уровень подготовки учащихся.

Конструирование образовательных модулей включает в себя как раздельное тематическое планирование учебного материала для разных групп учащихся, так и выбор средств, форм и содержания мониторинга учебных результатов. Важно, чтобы на любом уровне выполнялись основные требования образовательных стандартов.

Требования к уровню подготовки учащихся могут быть выражены в системе контролирующих мероприятий (самостоятельные, проверочные, практические, контрольные, тестовые работы, зачеты, семинары, собеседования и т.п.). Их результаты должны объективно и полно показать результаты обучения. Важный элемент применения методики работы с учащимися, имеющими слабый уровень предметной базовой подготовки – дифференцированный подход к контролю знаний. Использование разноуровневых заданий важно и потому, что каждый обучающийся, отвечая на вопросы или выполняя задание выбранного уровня, может оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания, умеет ли он делать выводы, систематизировать и обобщать знания, применять их на практике. При этом важно помнить, что дифференцируется не сложность задания, а уровень предлагаемой ученику помощи.

2.Методическое сопровождение работы с учащимися, имеющими слабую базовую подготовку.

·   Алгоритмический способ решения учебных проблем.

Химические символы, химические формулы, химические уравнения, правила оперирования химическим языком и многие другие вопросы школьной программы по химии невозможно усвоить вне организованной репродуктивной деятельности, в том числе по заранее разработанным алгоритмам. В зависимости от уровня подготовки школьников алгоритмы могут предоставляться ученикам в готовом виде (низший уровень проблемности обучения), составляться на уроке в ходе совместной деятельности учителя и учеников (средний уровень), самостоятельно разрабатываться учениками на уроке (высший уровень проблемности)

Алгоритмы:

•         Изложения теории;

•         Изложения закона;

•         Описания элемента;

•         Описания вещества;

•         Описания группы элементов;

•         Производственных процессов;

•         Решения задач по химическому уравнению и т.д.

Немаловажное значение в ликвидации пробелов в знаниях имеет наглядный материал. Помимо использования на уроке  традиционных справочных материалов: периодическая таблица, таблица растворимости,  электрохимический ряд напряжения металлов, электроотрицательность химических элементов, большую роль в образовательном процессе играет оформление кабинета.

Немаловажна   общеучебная и  метапредметная подготовка.

У обучающихся в школах исправительных учреждений при УФСИН России зачастую возникают проблемы, которые успешно решаются ещё в начальной школе. Это:  

•       Работа с терминами.

•       Оперирование химическим языком.

•       Работа с учебником.

•       Работа с тетрадями.

•       Использование информационных технологий.

3. Проектная работа – как развивающий ресурс.

Проектная работа нацелена на установку к овладению проектной деятельностью. Общая идея – дать в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития обучающихся наиболее полное представление о проекте как инструменте познания и преобразования окружающей действительности. Одновременно для учащихся готовится система обоснований изучения отдельных направлений в рамках выбранного набора модулей.

Прогнозируемые результаты обучения:

Учащиеся получат представление о видах и типах проектов, научатся самостоятельно работать с различными источниками, сравнивать и различать различные виды проектов; соотносить результаты проекта с поставленными целями.

Отказ от передачи знаний в виде готовых выводов не позволяет быть  «оторванными», обособленными в сознании учащегося от творческой деятельности, связанной с возникновением, постановкой и решением учебных проблем. В условиях школы колонии исследовательская работа принимает вид учебно-исследовательской и позволяет выделить наиболее значимые этапы:

1) ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предметного исследования;

2) столкновение с проблемой, формулирование целей и задач исследования;

3) сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении, процессе или производстве;

4) теоретическое исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента и т.д.;

5) построение объяснения;

6) анализ хода исследования;

7) формулирование выводов и оформление отчёта о проделанной работе.

Проектная работа позволяет приобрести опыт соответствующей деятельности, что способствует развитию воображения, умению нестандартно мыслить на основе имеющихся знаний и способов деятельности, формирует определённые социальные навыки адекватного общения в окружающем социуме.

4. Использование  в работе информационных технологий.

нацелено на освоение пользовательских навыков в применении ИКТ для создания, редактирования и сохранения электронных документов и освоение навыков использования готовых электронных ресурсов. Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования информационной и коммуникативной компетентностей, социализации учащихся в современном обществе.

Библиографический список:

1) Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. [Текст]  – М.: Просвещение, 1989. – 160с.ил. - (Библиотека учителя химии).

2) Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: [Текст] Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256с. – (Библиотека учителя).

3) Богданова Н.А. Из опыта преподавания химии по программе базового курса [Текст]://Химия в школе, журнал,1998, №3. С34.

4) Минин М.Г., Михайлова Н.С. Экспертная система заданий для 8-9 классов [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №3. с 55.

5) Ульбашева Р.Д., Хочуев И.Ю. Педагогическая эффективность индивидуального задания [Текст]: //Химия в школе, журнал,1998, №6. с 54.

6) Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – 2-е изд.,доп. И перераб. – М.:Просвещение,1987. – 208с. – (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.- воспит. работе). 

Добавить грамоту в портфолио