Разработка урока по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации".
методическая разработка по химии на тему
Урок подготовлен в технологии минипроекта. Конструирование учебного занятия соответствует рекомендациям адаптивной школы. Созданы условия реализации государственных образовательных стандартов по предмету. Решаются проблемы формирования активной деятельностной рефлексивной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 84 КБ |
Проект урока | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
КОГВ (С) ОКУВ (С)ОШ при ФКУ ИК №33 УФСИН России
по Кировской области г. Котельнича
Материалы
для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе мастерства педагогов «Мой лучший урок»,
естественнонаучное направление.
Участница конкурса:
Клёпова
Татьяна Александровна,
учитель химии и биологии,
категория - высшая,
стаж работы – 28 лет,
участница финального XVIII конкурса
«Лучший учитель школ
воспитательных колоний
уголовно-исполнительной системы» 2011года,
проходившего в г. Брянске.
Котельнич
2014
Сценарий урока изучения нового материала и первичного закрепления по теме
«Основные положения теории
электролитической диссоциации»
9 класс
№п/п | Этап урока | Работа учителя | Работа и предполагаемые ответы ученика |
1. | Приветствие. Организационный этап. | Здравствуйте ребята, гости нашего урока! Я рада всех приветствовать на нашем уроке! Ребята, все ли готовы к уроку? У всех есть ручки, тетради, учебники и хорошее настроение? Тогда начинаем наш урок. (На доске записаны число и тема, приготовлена презентация на интерактивной доске или через видеопроектор). | 1. Приветствие. 2.На столе подготовлены тетрадь, учебник и буклет с вкладышем. Учащиеся дают утвердительные ответы. |
2. | Этап мотивации и актуализации субъектного опыта учащихся. | Вы начали изучать тему «Теория электролитической диссоциации». Тема сегодняшнего урока (слайд 2) «Основные положения теории электролитической диссоциации». Цель нашего урока: (слайд 3) «Продолжить знакомство с основными понятиями ТЭД». Вопрос: Вам эта тема показалась сложной? Я тоже считаю, что тема достаточно сложная. Поэтому сегодня на уроке мы с вами создадим, а точнее спроектируем одну очень незаменимую в некоторых случаях вещь. Вопросы: 1.Без чего не может обойтись незадачливый школьник на контрольной работе? А студент на экзамене? Ш • • • • • • • А (слайд 4) 2. Шпаргалка помогает или мешает? Чтобы шпаргалка помогала вам при изучении этой темы, мы разработаем минипроект «Универсальная шпаргалка». Оформление титульного листа «ШПАРГАЛКИ» (далее Ш) | Да, тема сложная. Во всех случаях предполагается ответ «шпаргалка». Мнения в ответе могут разойтись (или помогает, или мешает) Учащиеся под руководством учителя записывают на 1странице буклета тему, Ф.И.О., класс, дату, цель проекта. |
3. | Этап организации восприятия. |
| Предполагаемые ответы учащихся: электролиты неэлектролиты Предполагаемые ответы учащихся: Находят применение в народном хозяйстве. Электролит заливается в аккумулятор и машина без него не поедет. Электролиты бывают кислотные, щелочные и солевые. |
4. | Этап организации восприятия. | Оформление 1 страницы буклета (основные понятия). Повторение основных понятий, изученных на предыдущем уроке. (Слайд 5) Электролиты – это вещества, которые проводят электрический ток; Неэлектролиты – это вещества, которые не проводят электрический ток; Электролитическая диссоциация – это процесс распада вещества на ионы при растворении в воде или расплавлении. Ион – это заряженная частица; Катион (К+) – положительно заряженный ион; Анион (А-) – отрицательно заряженный ион. Простые Na+ ,K+, C l-, S2- . (из 1 элемента) Ионы
Сложные NH4+ , SO42- PO43- (из 2 элементов) | Запись в Ш. |
5. | Этап организации осмысления. | Мы с вами повторили основные понятия темы и теперь, оперируя ими, можем сформулировать закономерности, характеризующие основные положения ТЭД. Оформление 2 страницы буклета (основные закономерности).
Взаимодействие молекулы электролита с молекулой воды и разрыв химической связи в молекуле электролита.
Электролит растворение К + + А – (слайд 6). Вывод: Т. о. мы охарактеризовали основные положения ТЭД, записали в Ш., что поможет вам на следующем уроке быстро вспомнить изученную тему. | . Работа с учебником – Страница 23 Запись в Ш. Сформулировать по схеме. Работа с учебником – Страница 24. Рис.9 Запись в Ш. |
6. | Этап закрепления новых знаний и способов деятельности. | На основании вышеизложенных выводов рассмотрим основные классы неоргани-ческих соединений с точки зрения ЭД и подтвердим второе положения ТЭД примерами. Оформление 3 страницы буклета (химические свойства веществ).
Из вкладыша в буклете читаем формулы кислот. Что общего в составе кислот? Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию кислот: H2 SO4 =2 H+ + SO42- (слайд 7) НCl = Н+ + Cl- 3НNO3= 3Н+ + 3NO3- Что общего в диссоциации кислот? Как сформулировать определение кислот в свете ТЭД? Вывод: Кислоты - это электролиты, которые диссоциируют с отщеплением катиона водорода.
Из вкладыша в буклете читаем формулы оснований. Что общего в составе оснований? Какие основания являются электролитами? Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию щелочей. KOH = K+ + OH- (слайд 8) 2Вa(OH)2 = 2Вa2++4OH- Что общего в диссоциации щелочей? Как сформулировать определение оснований в свете ТЭД? Вывод: Основания - это электролиты, которые диссоциируют с отщеплением аниона гидроксильной группы.
Из вкладыша в буклете читаем формулы солей: Что общего в составе солей? Какие соли являются электролитами? Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию солей. Na Cl = Na+ + Cl - 4NaCl = 4Na+ + 4 Cl - Na2 SO4 = 2 Na + + SO42- 3Na2 SO4 = 6 Na + +3SO42- (слайд 9) Что общего в диссоциации солей? Как сформулировать определение солей в свете ТЭД? Вывод: Соли - это электролиты, которые диссоциируют с отщеплением катиона металла и аниона кислотного остатка.
|
В состав кислот входит водород (Н). Запись в Ш. Образуется катион водорода В состав оснований входит группа ОН. Щёлочи. Образуется гидроксид-ион
Запись в Ш. Образуется катион металла и анион кислотного остатка. |
7. | Этап первичной проверки понимания. | Дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой на доске. При выполнении работы можно пользоваться примерами, записанными в созданной шпаргалке. *На оценку «3»: Написать уравнения диссоциации веществ: КBr = К+ + Br- HP O3 = H+ + PO3- Li OH = Li+ + OH- *На оценку «4»: Написать уравнения диссоциации веществ: Ba(OH)2 = Ba 2+ + 2OH - Fe(NO3)2 = Fe 2+ + 2NO3 - Al2 (SO4 )3 = 2Al 3+ + 3SO4 3 - *На оценку «5»: Определите число ионов в следующих соединениях: 3Cu Cl2 = 3Cu2+ 6Cl - (9) 2K2 SO4 = 4K + + 2SO4 2- (6) 2Mg(NO3 )2 = 2Mg 2+ 4 NO3 - (6) (слайд10) | Выполнение работы. |
8. | Анализ | Проверка правильности выполнения работы (слайд 11) Посмотрите правильные ответы и проверьте своё решение. Кто выбрал свой уровень выполнения задания и справился с ним без ошибок, поставьте себе в тетрадь соответствующую оценку. | Учащиеся выполняют проверку выполненного задания. |
9. | Итоговая рефлексия | И в заключение нашего урока мы напишем с вами японские стихи – синквейн. И посвятим их Ш. В буклете на последней странице оформлена структура синквейна. Объясняю и вместе с классом составляем синквейн.(если класс сильны можно предложить составить синквейн самостоятельно). | Работа с синквейном. Шпаргалка! Умная, необходимая! Учит, помогает, выручает. Нам нравится наша шпаргалка! Класс!!! (слайд 12) |
10 | Итог урока | Сегодня за урок мы многое успели.
Ребята, спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"
Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....
Основные положения теории электролитической диссоциации
Данная презентация может быть использована при изучении этой темы в 8 классе по программе О.С. Габриеляна...
Основные положения теории электролитической диссоциации
Презентация может быть использована при изучении этой темы в 8 кл. по программе О.С. Габриеляна...
Основные положения теории электролитической диссоциации
Методическая разработка урока «Основные положения теории электролитической диссоциации » с презентацией. В уроке используются ЭОР....
основные положения теории электролитической диссоциации
презентация для урока химии в 8 классе по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации"...
Самостоятельная работа «Основные положения теории электролитической диссоциации»
На выполнение самостоятельной работы отводится 15 минут. Работа состоит из 7 заданий базового уровня. Первое задание га соотношение. Второе написать диссоциацию. 3-7 написать определ...