Разработка урока по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации".
методическая разработка по химии на тему

Урок подготовлен в технологии минипроекта. Конструирование  учебного занятия соответствует рекомендациям адаптивной школы. Созданы условия реализации государственных образовательных стандартов по предмету. Решаются проблемы формирования  активной деятельностной рефлексивной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка84 КБ
Microsoft Office document icon Проект урока1.68 МБ

Предварительный просмотр:

КОГВ (С) ОКУВ (С)ОШ при ФКУ ИК №33  УФСИН России

по Кировской области г. Котельнича

Материалы

для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе мастерства педагогов «Мой лучший урок»,

естественнонаучное направление.

Участница конкурса:

Клёпова

Татьяна Александровна,

учитель химии и биологии,

категория - высшая,

стаж работы – 28 лет,

участница  финального XVIII конкурса

 «Лучший учитель школ

воспитательных колоний

 уголовно-исполнительной системы» 2011года,

 проходившего в г. Брянске.

Котельнич

2014

Сценарий урока изучения нового материала и первичного закрепления по теме

«Основные положения теории

электролитической диссоциации»

9 класс

п/п

Этап урока

Работа учителя

Работа и предполагаемые ответы  ученика

1.

Приветствие. Организационный

этап.

Здравствуйте ребята, гости нашего урока!

 Я рада всех приветствовать на нашем уроке!

 Ребята, все ли готовы к уроку?

У всех есть ручки, тетради, учебники и хорошее настроение?

 Тогда начинаем  наш урок.

(На доске записаны число и тема, приготовлена презентация на интерактивной доске или через видеопроектор).

1. Приветствие.

2.На столе      подготовлены тетрадь, учебник и буклет с вкладышем.

Учащиеся дают утвердительные ответы.

2.

Этап  мотивации и актуализации субъектного опыта учащихся.

Вы начали изучать тему

 «Теория электролитической диссоциации».

Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

 «Основные положения теории электролитической диссоциации».

Цель нашего урока: (слайд 3)

«Продолжить  знакомство с основными понятиями ТЭД».

Вопрос: Вам эта тема показалась сложной?

Я тоже считаю, что тема достаточно сложная. Поэтому сегодня на уроке мы с вами создадим, а точнее спроектируем одну очень  незаменимую в некоторых случаях вещь.

Вопросы: 

1.Без чего не может обойтись  незадачливый школьник на контрольной работе?

А студент на экзамене?

Ш • • • • • • • А (слайд 4)

2. Шпаргалка помогает или мешает?

Чтобы шпаргалка помогала вам при изучении этой темы, мы разработаем минипроект «Универсальная шпаргалка».

Оформление  титульного листа «ШПАРГАЛКИ» (далее  Ш)

Да, тема сложная.

Во всех случаях предполагается ответ  «шпаргалка».

Мнения в ответе могут разойтись (или помогает,  или мешает)

Учащиеся под руководством учителя записывают на 1странице буклета тему, Ф.И.О., класс,  дату, цель проекта. 

3.

Этап организации восприятия.

  1. Какие понятие в этой теме изучили?

  1. Почему важна эта тема? 

Предполагаемые ответы учащихся: электролиты                     неэлектролиты

Предполагаемые ответы учащихся:

Находят применение в народном хозяйстве.

Электролит заливается в аккумулятор и машина без него не поедет.

Электролиты бывают кислотные, щелочные и солевые.

4.

Этап организации восприятия.

Оформление 1 страницы буклета (основные понятия). Повторение основных понятий, изученных на предыдущем уроке.

 (Слайд 5)

Электролиты – это вещества, которые проводят электрический ток;

 Неэлектролиты – это вещества, которые не проводят электрический ток;

Электролитическая диссоциация – это процесс распада вещества на ионы при растворении в воде или расплавлении.

Ион – это заряженная частица;

Катион (К+) – положительно заряженный ион;

Анион -)  – отрицательно заряженный ион.

                      Простые Na+ ,K+, C l-, S2- .

                     (из 1 элемента)

Ионы

 

                     Сложные NH4+ , SO42-   PO43-

                   (из 2 элементов)

Запись в Ш.

5.

Этап организации  осмысления.

Мы с вами повторили основные понятия темы и теперь, оперируя  ими, можем сформулировать закономерности, характеризующие  основные положения ТЭД. 

Оформление 2 страницы буклета (основные закономерности).

  1. Что является причиной диссоциации?

Взаимодействие   молекулы электролита  с молекулой воды и разрыв химической связи в молекуле электролита.

  1. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые  они образуют при диссоциации.

 Электролит  растворение       К +   +  А –

 (слайд 6).

Вывод: Т. о.  мы  охарактеризовали  основные положения ТЭД, записали в Ш., что поможет вам на следующем уроке быстро вспомнить изученную тему.

.

Работа с учебником – Страница 23

Запись в Ш. 

Сформулировать по схеме.

Работа с учебником – Страница 24. Рис.9

Запись в Ш. 

6.

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

На основании вышеизложенных выводов рассмотрим основные классы неоргани-ческих соединений с точки зрения ЭД и подтвердим второе положения ТЭД примерами.

Оформление 3 страницы буклета (химические свойства веществ).

  1. Кислоты.

Из вкладыша в буклете читаем формулы кислот.

Что общего в составе кислот?

Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию кислот:

H2 SO4  =2 H+ + SO42-    (слайд 7)

НCl =        Н+  +   Cl-

3НNO3=  3Н+  +  3NO3- 

Что общего в диссоциации кислот?

Как сформулировать определение кислот  в свете ТЭД?

Вывод: Кислоты - это электролиты, которые диссоциируют  с отщеплением катиона водорода.

  1. Основания.

           Из вкладыша в буклете читаем

           формулы оснований.

Что общего в составе оснований?

Какие основания являются электролитами?

Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию щелочей.

KOH =        K+   +    OH-   (слайд 8)

2Вa(OH)2 = 2Вa2++4OH-

Что общего в диссоциации щелочей?

Как сформулировать определение оснований  в свете ТЭД?

Вывод: Основания - это электролиты, которые диссоциируют  с отщеплением аниона  гидроксильной группы.      

  1. Соли.

Из вкладыша в буклете читаем

            формулы солей:

Что общего в составе солей?

Какие соли являются электролитами?

Записываем уравнения химических реакций, отражающих диссоциацию

солей.

Na Cl = Na+  +   Cl -

4NaCl = 4Na+  +  4 Cl -

Na2 SO4 = 2 Na + + SO42-

3Na2 SO4 = 6 Na + +3SO42-     (слайд 9)

Что общего в диссоциации солей?

Как сформулировать определение солей  в свете ТЭД?

Вывод: Соли - это электролиты, которые диссоциируют  с отщеплением  катиона металла и аниона  кислотного остатка.

  1. Оксиды не являются электролитами.

 

В состав кислот входит водород (Н).

Запись в Ш. 

Образуется  катион водорода

В состав оснований входит  группа ОН.

Щёлочи.

Образуется  гидроксид-ион

 

Запись в Ш. 

Образуется катион металла и анион кислотного остатка.

7.

Этап первичной проверки понимания.

Дифференцированная  самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.

При выполнении работы можно пользоваться примерами, записанными в созданной шпаргалке.

*На  оценку «3»:

Написать уравнения диссоциации веществ:  

КBr  = К+  + Br-

HP O3 = H+  + PO3-

Li OH = Li+  + OH-

*На  оценку «4»:

Написать уравнения диссоциации веществ:  

Ba(OH)2 =  Ba 2+ + 2OH  -

Fe(NO3)2 =  Fe 2+   + 2NO3   -

Al2 (SO4 )3 =   2Al 3+    + 3SO4 3 -

*На  оценку «5»:

Определите число ионов в следующих соединениях:

3Cu Cl2  = 3Cu2+   6Cl  -  (9)

2K2 SO4 = 4K +    + 2SO4 2- (6)

2Mg(NO3 )2 =  2Mg 2+  4 NO3 - (6)

(слайд10)

Выполнение работы.

8.

Анализ

Проверка правильности выполнения работы (слайд 11)

Посмотрите правильные ответы и проверьте своё решение.

Кто выбрал свой уровень выполнения задания и справился с ним без ошибок, поставьте себе в тетрадь соответствующую оценку.

Учащиеся  выполняют проверку выполненного задания.

9.

Итоговая рефлексия

И в заключение нашего урока мы  напишем  с вами японские стихи  –  синквейн.

И посвятим их Ш.  

В буклете на последней странице оформлена структура синквейна. Объясняю и вместе с классом составляем синквейн.(если класс сильны можно предложить составить синквейн самостоятельно).

Работа с синквейном.

Шпаргалка!

Умная, необходимая!

Учит, помогает, выручает.

Нам нравится наша шпаргалка!

Класс!!! 

(слайд 12)

10

Итог урока

Сегодня  за урок мы многое успели.

  1. Повторили основные понятия ТЭД;
  2. Изучили основные положения ТЭД;
  3. Рассмотрели сущность кислот, оснований и солей  в свете ТЭД;
  4. Составили умную шпаргалку;
  5. Научились писать японские стихи; (слайд 13)
  6. А, когда вам будет грустно, прочитайте юмористические  правила выживания в химической лаборатории. (слайд 14)

Ребята, спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....

Основные положения теории электролитической диссоциации

Данная презентация может быть использована при изучении этой темы  в 8 классе по программе О.С. Габриеляна...

Основные положения теории электролитической диссоциации

Презентация может быть использована при изучении этой темы в 8 кл. по программе О.С. Габриеляна...

Основные положения теории электролитической диссоциации

Методическая разработка урока «Основные положения теории электролитической диссоциации » с  презентацией. В уроке используются ЭОР....

основные положения теории электролитической диссоциации

презентация для урока химии в 8 классе по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации"...

Самостоятельная работа «Основные положения теории электролитической диссоциации»

На выполнение самостоятельной работы  отводится 15 минут. Работа состоит из 7 заданий  базового уровня. Первое задание  га соотношение. Второе написать диссоциацию. 3-7 написать определ...