Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Степанов Игорь Рудольфович

Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений в МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска, музыкальный руководитель Степанов И.Р.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Мой опыт - «Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Ведущая  педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности  процесса  развития певческих умений детей дошкольного возраста посредством  широкого использования  музыкальных игр и специальных упражнений.

Цель опыта: развитие  певческих умений  детей дошкольного возраста  через организацию певческой деятельности на основе музыкальных игр и специальных упражнений.

Для реализации  цели были поставлены  задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности детского певческого голоса.
  2. Обследовать уровень развития певческих умений детей дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать систему работы по развитию  детского певческого голоса  по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, дикция, дыхание.
  4. Определить эффективность работы по развитию детского певческого голоса.

Конечным итогом работы является самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в успешном исполнении песен в повседневной жизни, на концертах, конкурсах, в самостоятельной деятельности. У ребенка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируются творческие способности.

Теоретическая база опыта. Теоретической основой опыта послужили идеи Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия педагога с ребенком, «щадящая» методика  вокального  воспитания детей (Н.Д.Орлова, Т.Н.Овчинникова), раскрывающая нормы певческих нагрузок, режим работы голосового аппарата, качественные характеристики звучания голоса ребенка в возрастном аспекте,  научный труд Д.Е.Огороднова «Методика  комплексного музыкально-певческого  воспитания», как  нельзя лучше отвечающий   духу нашего времени, работы .К. Орфа, В. Келлера, З.Кодая, К.Тарасовой, О.Леонтьевой, Г.Струве, Т.Тютюнниковой, Т.Боровик.

В основу опыты легли также исследования  Н.А.Метлова, Д.Б.Кобалвского, Н.А.Ветлугиной, где были определены особенности голосового аппарата, физиологические  возможности детей дошкольного возраста,  их певческие умения и навыки, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы диапазона  голосов детей  разных возрастных групп, развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к песне.

В своей работе я опирался на  примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогоребидзе),  программу «Ладушки» И.Новоскольцевой, И.Каплуновой.

Доступным всем детям, независимо от  их возможностей и способностей, но главное очень эффективным при формировании  певческой  интонации детей, стал материал «Игровой методики обучения детей пению» О.В.Кацер. Планируя свою деятельность, опиралась на методику комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедическкий метод развития голоса» (ФМРГ), разработанную педагогом, вокалистом В.В.Емельяновым. Систему работы выстроил на голосовых играх, которые повышают интерес ребенка к занятию пением. Упражнения и задания, предложенные автором, апробировал и адаптировал к дошкольному возрасту. Объединив артикуляционные и фонетические упражнения, получились небольшие сказочные сюжеты, которые очень увлекают детей и помогают в игровой, доступной форме раскрыть индивидуальные особенности.

Использовал комплекс оздоровительных упражнений программы Н.И.Мыськовой «Музицирование, как фактор здоровьесбережения». Данный опыт работы, на мой взгляд, очень актуален, так как здоровьесберегающие технологии способствуют реализации образовательных задач на основе всестороннего учета индивидуального здоровья детей, особенностей их возрастного, психического, духовно-нравственного состояния и развития.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, использовал маленькие песенки, подобранные педагогами Н.А. Метловым,  упражнения Е.Н. Тиличеевой, Н.Ветлугиной,  М. Картушиной.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Образовательные:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.

Развивающие:

  • познавательную активность;
  • устойчивый интерес к действию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Коррекционные:

  • развитие  слухового,  зрительного, тактильного   восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм),координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

  • укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции

Выделяют три группы музыкальных игр.

  • Первая группа - игры на развитие внимания.
  • Вторая группа - игры на развитие памяти.
  • Третья группа - игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.  Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения  игры подразделяют на:

  • статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);
  • игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные  способности);
  • речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);
  • ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);
  • игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);
  • игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);
  • игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
  • игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);
  • артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.  На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие   музыкального репертуара возрасту

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении. В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы  воспроизводящих и творческих действий и используют  такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т.д.

Чтобы  музыкальная игра  доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Если использовать музыкальные игры  регулярно, дети станут более послушными -

ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.