Статья. Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Отчет по реализации подпрограммы "Вектор успеха" на 2013-2016 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mirasovoy_n.s.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  системы выявления, поддержки и развития одаренных детей

 (реализация подпрограммы «Вектор успеха» на 2013-2016 г.г.)

Одной из приоритетных задач дополнительного образования является выявление, поддержка и развитие одаренных в различных областях знаний и творчества детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Цель:   Поддержка и развитие способностей детей, совершенствование работы НОУ и творческих групп.

Задачи:

  1. Создание банка и совершенствование индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;
  2. Совершенствование системы выявления результативности деятельности детей через демонстрацию авторских коллекций, сольных концертов, спортивных достижений;
  3. Организация профориентационной деятельности с обучающимися через сотрудничество с высшими и специальными учебными заведениями.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • работа по индивидуальным планам;
  • НОУ
  • научно-практические конференции;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • участие в конкурсах;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в соревнованиях;
  • персональные выставки;
  • творческие мастерские («Дарите радость»)

Работа с одаренными детьми начинается ежегодно в начале учебного года; педагоги формируют списки обучающихся, занимающихся по индивидуальным программам, планируют формы выявления результатов их деятельности. Анализ реализации планов проводится в конце учебного года. Индивидуальные программы направлены на развитие художественных, музыкальных, спортивных, экологических способностей обучающихся, практических знаний и умений в области проектно-исследовательской деятельности.

За 3 года в рамках программы с одаренными детьми по индивидуальным планам занималось 195 обучающихся. Из них:

в 2013-2014 учебном году - 73 обучающихся

в 2014-2015 – 102 обучающихся

в 2015-2016 - 86 обучающихся

Сюда входят индивидуальная форма занятий (Байменов) и занятия по проекту «Дарите радость». Данные приведены по Излучинску.

Индивидуальную работу с учащимися в течение 3-х лет организовывали 68 педагогов.

В 2013-2014 учебном году -24 педагога

В 2014-2015 – 21 педагог

В 2015-2016 - 23 педагога        

      За годы реализации подпрограммы проводились  совместные заседания секций НОУ, на которых планировалась работа и анализ деятельности НОУ.

       В 2014 году  прошла зимняя сессия Научного общества учащихся. Приняли участие 21 учащийся. Ребята знакомились с теоретическими основами проектирования и научно-исследовательской работы. Работая в группах и индивидуально, учащиеся вместе с педагогами, определяли виды разрабатываемых проектов и выявляли их отличительные признаки.

Участие в сессии способствовало развитию компетенций учащихся в области проектной, исследовательской деятельности,  коммуникативных навыков и активизации личностной позиции учащегося в работе над проектом.

      В 2015 году состоялось семинарское занятие по вопросам:

- Особенности проектных работ.

-Основные требования к выбору темы исследования.

- Формулировка цели и задач исследования.

Присутствовало на заседании 17 учащихся, 7 педагогов.

      В 2016 году состоялось заседание, посвященное всероссийской акции «Виват, наука», в рамках которой была представлена выставка «Великие ученые России», проведена игра «Интеллект-битва». Целью встречи было формирование у обучающихся компетенций в области проектной, исследовательской деятельности, рассмотрены структура и содержание исследовательских работ, творческих проектов. На примерах работ по декоративно-прикладному искусству и исследовательской работы по экологии обсуждались отличительные особенности данных видов проектов. С целью информирования об участии в конкурсах, обучающиеся познакомились с деятельностью МАН «Интеллект будущего», предстоящими конференциями в Центре. На заседании присутствовали: 12 обучающихся, 7 педагогов.

В рамках организации и взаимодействия с научными сотрудниками по работе над индивидуальной программой на мероприятия  Центра приглашались специалисты НГГУ.  Так, уже традиционным стало их участие в работе жюри районных конкурсов и мероприятий: конкурса экологических проектов «Человек на Земле»,  семинаре педагогов ДО, конкурсе педагогов «Сердце отдаю детям», конференции «История школы в истории судеб».  

Педагоги Центра делятся накопленным опытом по работе с одаренными детьми, публикуют материалы, представляют их на научно-практических конференциях разного уровня.

За 3 года педагогами: Болдыш Т.С., Васильевой В.С., Габидуллиной З.Н., Присакарь О.Д., Эрик С.Ф. представлено 6 публикаций:

В 2013-2014 –2

В 2014-2015 – 3

В 2015-2016 – 1

За 3 года проведено 50 выставок.

В 2013-2014 –8 выставок

В 2014-2015 –14 выставок

В 2015-2016 – 28 (с учетом индивидуальных) выставок

Динамика налицо.

Достижения учащихся представлялись на различных мероприятиях Центра: Ярмарке образовательных услуг, родительской конференции, публичном отчете, фестивале «Вдохновение», персональных и коллективных выставках: «Мой мир»,  «Цветочные фантазии» Рождественской ярмарке и мн. др., на сайте Центра, в соц.сети вконтакте. На сайте Центра размещена информация по достижениям по годам.

       Учащиеся музыкального отдела, занимающиеся по индивидуальным программам принимали участие в мероприятиях Центра и поселка: в концертах ко Дню матери, на отчетных концертах Музыкального отдела, в Рождественской ярмарке, в концертах, посвященных 8 Марта, публичных отчетах Центра, в школах посёлка.

По итогам мероприятий выпущены сборники  творческих и  исследовательских работ учащихся: в  2014 г. издан альманах «Спектру» посвящается»; в 2014, 2015 г.г. изданы сборники творческих работ конкурса «Человек на Земле», в который вошли работы учащихся экологического отдела.

Итогом творческой и проектной деятельности является участие обучающихся в научно-практической ученической конференции «Вектор успеха». Конференции проводятся в конце учебного года согласно запланированным   по отделам датам.

В 2013-2014 – в конференции приняли участие  21 обучающийся

В 2014-2015 – 22 обучающихся

В 2015-2016 – 27 обучающихся

За 3 года в конференции приняли участие 70 обучающихся.

Учащиеся представляли творческие, социальные, исследовательские проекты и портфолио. В 2015-2016 учебном году в отделе ДПИ в программу конференции была добавлена номинация «Персональная выставка», которая дала возможность ребятам не только демонстрировать свои достижения окружающим, но и рассказать о своем творчестве, поделиться творческими  планами на будущее. На протяжении учебного года были оформлены 22 индивидуальные выставки. Учащиеся  Малинин Илья и Силаева Алена - члены научного общества, учащиеся объединений «Лидер» и «Изостудия» неоднократно принимали участие в конференции «Вектор успеха» в качестве жюри.

         В Центре  с 2015г. реализуется программа социальной направленности «Дарите радость». По индивидуальным программам занимаются учащиеся двух отделов: музыкального и отдела ДПИ. Для благотворительной Рождественской ярмарки учащиеся отдела ДПИ изготавливают сувенирную продукцию, музыкальный отдел готовит концертную программу.

В 2014-2015 – 30 обучающихся

В 2015-2016 – 37 обучающихся

Итого 67 обучающихся.

Работа с родителями. Значение семьи в обучении, воспитании и развитии личности одаренного ребенка является решающим. Работа с родителями ведется в нескольких направлениях:

  1.  психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
  2.  информационная среда для родителей;
  3.  совместная практическая деятельность одаренного ребенка и его родителей;
  4.  поддержка и поощрение родителей на уровне Центра.

Педагоги  проводят вводные беседы с родителями, разъясняя особенности видов деятельности, индивидуальные консультации, касающиеся организации и результатов работы, выступлений, приобретения материалов, костюмов, помощи в оказании информационно-коммуникационных услуг. На мероприятиях Центра, таких как, Родительская конференция, Педагогические советы и Семинары родители делятся опытом воспитания своих одаренных детей. Родителей одаренных детей за активное участие в жизни Центра и хорошее воспитание своих детей отмечают благодарственными письмами и памятными подарками.

 

Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создавать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации.

В период с 01 апреля по 25 апреля 2016 г. коллектив педагогов и обучающихся МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» принял участие в мероприятиях общероссийской акции «Будущее начинается сегодня!».

14 апреля для обучающихся 7-9 классов состоялась игра, в которой приняли участие 4 команды из образовательных учреждений поселка Излучинск. С помощью «Атласа новых профессий»  старшеклассники знакомились с перспективными отраслями и профессиями  ближайших 15-20 лет.

Во Всероссийском командном конкурсе в школах «Атлас новых профессий: шаг в будущее»  (на платформе «iq-чемпион» по технологии «Классная олимпиада») команда Центра получила благодарность за участие.

В конкурсе эссе и презентаций «Атлас новых профессий: Загляни в будущее» приняли участие обучающиеся Левченко Алексей с презентацией «Куратор коллективного творчества», Колозникова Екатерина с работой «Медицина» (педагог Абдуллина А.А.), Пахоменко Алина с эссе «Моя будущая профессия» (педагог Барсукова О.А.).

        Обучающаяся объединения «Лидер» Елизарова Ксения представила социальный проект «Квест «Шаг в профессию» на Всероссийский конкурс проектов для школьников «Атлас новых профессий – в жизнь!». Этот проект был осуществлен на базе Центра в июне 2016 г. Ребята старшеклассники 7-10 классов (11 человек) посетили 9 предприятий п. Излучинск, где на практике знакомились с профессиональной деятельностью сотрудников данных организаций.

         Мониторинг показал, что за время реализации подпрограммы «Вектор успеха» в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых обучающихся учреждения.  

Из них заняли призовые места:

- в мероприятиях центра и поселка - 48% одарённых детей;

- в районных мероприятиях – 39% одарённых детей;

- в окружных мероприятиях – 9% одарённых детей;

- в мероприятиях международного и российского уровня – 36% одарённых детей.

Мирасова Н.С.