Специфические особенности музыкального сопровождения на уроках хореографии

Фроликова Лариса Александровна

Специфика музыкального аккомпанимента в классическом экзерсисе для разных возрастных групп учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                      Специфические особенности музыкального сопровождения на уроках хореографии

       Музыкальный аккомпанемент - не отъемлемая часть на занятиях по ритмике, классическому танцу, народному танцу, историко- бытовому танцу, спортивному танцу. Не одна, даже качественная, фонограмма не заменит живой аккомпанемент.  Сложность, стилистика, темпо-ритм музыкального сопровождения подбирается в зависимости от движений и степени их освоения в процессе обучения. Удачно подобранная музыка влияет на качество хореографической постановки, украшает ее, образно насыщает и способствует ее успеху.  Музыкальное сопровождение на уроке должно быть понятным по содержанию и форме. Тогда учащимся его легче услышать, прочувствовать и правильно воспроизвести в движениях. 

      Урок классического танца представляет собой разнообразие хореографических комбинаций, отличных друг от друга по характеру, технологии исполнения и видам. В течение урока концертмейстер исполняет множество музыкальных фрагментов. В основе - сюитный принцип построения. Многоплановость пластического материала, контрастность сопоставления характеров танцевальных комбинаций и этюдов могут быть подчеркнуты разнообразием модуляций, ритмических рисунков, интонациями, фактурой аккомпанемента.

      На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Это формирует их музыкальную культуру, развивает их музыкальный слух и образное мышление, а при постановочной работе помогает воспринимать музыку и хореографию как единое целое.

      Движения экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом и плавно скользящие. Музыкальное сопровождение подчиняется этому принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, 3/4, 4/4), в умеренном темпе (на 2/4 и 3/4). В начале обучения для смены позиции, после каждых четырех тактов, используются импровизационные музыкальные построения (два или четыре аккорда). Обязательна квадратность музыкальной фразы (одно движение делается крестом на 4 такта, затем идет смена позиции). В музыкальном фрагменте фраза состоит из четырех тактов. Полная комбинация - 4 музыкальных фразы. Получается законченное музыкальное построение из 32 тактов. С увеличением темпа одно движение делается на каждую долю, и фраза сокращается до 16 тактов.

     Что важно учесть в музыкальном сопровождении для классического экзерсиса:

                                                                                            квадратность

В начале обучения одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем обучении появляется танцевальная техника, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: 3/4, 6/8 и т. д., и используется более быстрый темп.

                                                                                         ритмический рисунок и темп

Если для движений Adagio, tendus, Rond de jambe par terre ритмический рисунок особого значения не имеет, то к темпу это не относится - он должен быть медленным. Мелодия должна быть лирической, выразительной. Для движения battements tendus – применяется четкий ритмический рисунок, синкопированный ритм. Темп от медленного к среднему и к быстрому (в зависимости от года обучения) . Присутствуют шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).

                                                                                         затакт

Затакт определяет темп всего упражнения. В начале обучения, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю и в медленном темпе, затакт не так важен (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем без затакта не обойтись. Он определяет темп упражнения, придает музыкальному отрывку чёткость, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю, с него легче начать исполнять движение.

                                                                                         темп и метр

Размер 2/4 применяется для Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes в темпах allegro, moderato, а в battements fondues, plie, passé par terre в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере 3/4 -одно движение на 1 такт. Темп здесь замедляется до adagio (или одно движение – полный круг – на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп здесь может варьироваться на различных движениях от lento до andantino.

                                                                                        метр и ритм

В начале обучения мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, характер мелодии не должен искажаться. В дальнейшем темп движений ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.

Музыка на каждом году обучения усложняется. Но главное - квадратность, темп, размер, затакт, ритмический рисунок должен соответствовать природе конкретного движения. 

Возможные примеры музыкального сопровождения классического экзерсиса для разных возрастных групп

Plie –demi-plie (полуприседание) и grand-plie (полное приседание). Исполняется по всем позициям. Характер движения плавный, медленный. Размер – 3/4, 4/4. Характер музыки спокойный, размеренный. Темп moderato или adagio. Ритмический рисунок ровный. Затакт. 

Младшая группа: Плие из сб. Н.Раевской

Средняя группа: Плие из сб. Е. Ярмолович

Старшая группа: Плие из сб. Л.Кирилловой

Battements tendus– из I или V позиций вытянутая работающая нога выводится вперед (в сторону или назад) и становится обратно в позицию. Характер четкий, энергичный, бодрый. Размер 2/4. Темп allegro или allegretto. Большое значение придается ритму, квадратность. Акцентированный затакт - для точности исполнения и передачи характера движения. В начале в медленном темпе в размерах 2/4, 4/4, затем в быстром темпе на 2/4. 

Младшая группа – из сб. М. Сурган, 1 вып.

Средняя группа – из сб. Е.Казаковой

Старшая группа – из сб. Л.Кирилловой

Battemets tendus jetes – из I или V позиции вытянутая работающая нога выбрасывается вперед, в сторону или назад и ставится обратно в позицию. Размер 2/4. Темп – allegro. Четкий ритм, можно синкопированный.  Ударение на слабую долю. Квадратность. Затакт. В начале темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый. 

Младщая группа – из сб. М. Сурган, 1 вып.

Средняя группа - из сб. Е. Ярмолович

Старшая группа – из сб. Е. Ярмолович

Rond de jambe par terre – работающая нога вытянутым носком вычерчивает на полу круг. Характер движения плавный, непрерывный. Размер 2/4, 3/4 ,4/4. Характер музыки плавный, с подчеркиванием сильной доли. Темп – andante. В младшей и средней группах длинный preparation на 4/4. В начале одно движение делается на один такт, затем темп движения ускоряется. 

Младшая группа – из сб Н. Штемпель

Средняя группа – из сб. М. Сурган

Старшая группа – любой плавный вальс

Battements fondues – «тающий» батман. Опорная нога исполняет плавное demi – plie, одновременно работающая нога подводится к щиколотке опорной. При вытягивании опорной ноги работающая открывается вперед, или в сторону, или назад. Характер движения связный, плавный. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Характер музыки плавный, без акцентов, без синкоп, ровный. Темпы – largo, adagio и andante. В младшей и средней группах длинный preparation на 4/4. В начале одно движение делается на 1 такт, таким образом замедляется темп движения. Постепенно темп ускоряется и оба движения делаются на один такт. 

Младшая группа –Р. Шуман У камина.  

Средняя группа –А. Рубинштейн Мелодия

Старшая группа – из сб. Л. Кирилловой

Battements frappes – «ударный» батман. Стопа работающей ноги ударяет по щиколотке опорной и резким движением открывается вперед (в сторону или назад) носком в пол. Размер 2/4. Темп – allegro. Четкий и мелкий ритм. Staccato. Затакт. Для подготовки ноги к движению – длинный preparation. В начале одно движение на один такт. Затем темп движения ускоряется и оба движения делаются на один такт, в старших группах на полутакт. Не редко в комбинации с другими движениями экзерсиса. Здесь важна ритмическая составляющая, чтобы играть «в ноги».

Младшая группа – из сб. Е. Ярмолович

Средняя группа – И. Брамс Венгерский танец (ритмическая импровизация)

Старшая группа – И.Брамс Венгерский танец (ритмические вариации)

Rond de jambe en l`air – работающая нога, поднятая невысоко в сторону, сгибаясь и разгибаясь в колене, описывает небольшой круг. Характер движения плавный, равномерный. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Характер музыки плавный. Темп – adagio. Квадратность. Ритмический рисунок не очень важен. Возможен затакт. В начале обучения темп медленный. Постепенно темп движения ускоряется, характер становится более воздушным. Движение сложное, разучивается в старших группах на основе «выработанного» rond de jambe par terre и battements fondues. 

Старшая группа – из сб Н. Штемпель

Battements releve lent – медленное поднимание ноги на 90 градусов вперед, в сторону, назад. 

Battements developpes – «развертывающийся, раскрывающийся» батман. Работающая нога поднимается носком до колена опорной, вытягивается максимально высоко в воздух вперед, в сторону, назад. Характер этих движений плавный. Сначала они разучиваются раздельно, затем из них составляется элементарное adagio c рядом других движений (port de bras, passe и др.), а также со всеми позами классического танца. Применимы основные размеры, а также и 6/8. Для старшей группы. 

Старшая группа – Ф.Мендельсон. Романс «На крыльях поэзии» 

Petits battements sur le cou-de-pied – маленькие батманы у щиколотки. Работающая нога, не до конца разгибаясь в колене, стопой ударяет опорную ногу по щиколотке поочередно спереди и сзади. Характер движения острый, отрывистый. Размер 2/4 или 4/4. Характер мелодии легкий, игривый. Метроритм с мелкими длительностями, staccato. Для средней и старшей групп при достаточной подготовленности учащихся. 

Средняя группа – И.Морозов «Вариация ласточки» из балета «Доктор Айболит» 

Старшая группа – из сб. М. Сурган

Grand battements jetes – большой батман с броском. Из I или V позиций вытянутая работающая нога выбрасывается высоко вперед (в сторону или назад). Характер движения отрывистый, энергичный. Размер 2/4, 3/4. Характер марша -бодрый, энергичный. Темп от allegretto до allegro moderato. Четкая квадратность. С акцентом на сильную долю. Бас играется на forte. Затакт. Разучивание движения обычно начинается в средней группе. 

Средняя группа – из сб. М. Сурган

Старшая группа – из сб. М. Сурган, 3 вып.

Pas de burre – движения из танца буре. Четкие переступания с ноги на ногу, исполняемые на полупальцах. Характер движения чеканный, четкий. Размер 2/4. Характер мелодии энергичный, бодрый. Четкий метроритм, квадратность. Удобна полька. Движение вводится в конце года в средней группе, при достаточной подготовленности учащихся и в старшей группе. 

Старшая группа – Р. Штраус Полька (любая квадратная).

Экзерсис на середине включает в себя port de bras, temps lie и adagio – часть упражнений, сочетающих медленные, плавные, сдержанные движения, которые развивают грацию, красоту и равновесие, и allegro - прыжки, прыжковые комбинации и вращения. 

Первое, второе, третье port de bras (их всего 6) – различные комбинации положений рук классического танца – «руки танцуют». Характер движения грациозный, плавный, изящный. Размер 3/4. Характер музыки спокойный, плавный. Ритм размеренный, квадратность. Темп andante, moderato.

 Младшая группа –Р.Глиэр. Вальс Ре-мажор.

Средняя группа – П.Чайковский. «Романс» 

Старшая группа – П.Чайковский Анастасия.

Temps lie - слитное движение, в определенном порядке переходы из одной позы в другую. Характер движения плавный, мягкий. Размер 3/4, 4/4. Начинают изучение в младшей группе, постепенно усложняя и дополняя его. Темп andante, moderato. Размер 3/4, 4/4. Характер музыки плавный, лирический. Ритм спокойный, размеренный.

Младшая группа - Н.Раков. Концертный вальс 

Средняя группа – Минкус. Вариация Повелительницы дриад из балета «Дон Кихот» 

Старшая группа – Э. Григ. Ноктюрн

Аdagio -требует очень хорошей профессиональной подготовки учащихся. 

Музыка, как при разучивании вattements developpes и rond de jambe en l`air. 

Старшая группа – М. Глинка. Adagio из оперы «Руслан и Людмила»

Allegro. Прыжки. Маленькие и большие. 

Маленькие прыжки –temps leve saute, changaments de pieds, pas echappe, pas jetes, pas de chat 

Temps leve saute– маленькие прыжки по I, II, V и VI позиции с вытянутыми и поджатыми ногами. Часто исполняется «по точкам». Характер движения легкий, воздушный, игривый. Размер 2/4. Темп на начальном этапе moderato, в процессе освоения темп ускоряется и приближается к allegro. Характер музыки легкий, подстегивающий. Мелкий ритм. Затакт. 

Младшая группа – Ю. Чичков. «Мячик». Соколов Полька. Средняя группа – Б. Сметана. Полька Ми–бемоль мажор. Старшая группа - П.Чайковский. Вариации из балета «Лебединое озеро» Changaments de pieds – маленький прыжок из V позиции в V, со сменой позиции в воздухе во время прыжка. Также может исполняться с поджатыми ногами. Характер движения легкий, собранный. Размер 2/4. Разучивание движения начинается после отработки sаutes, в конце обучения в младшей группе. В начале moderato, постепенно темп ускоряется и приближается к allegro. Характер музыки легкий, подстегивающий. Мелкий ритм. Затакт. 

Младшая группа – А. Рубинштейн. Полька Ми-бемоль мажор 

Средняя группа – Д. Шостакович. Полька ля-минор 

Старшая группа – П. Гертель. Отрывок из балета «Тщетная предосторожность» 

Pas echappe - «прыжок с просветом» из пятой позиции ног во вторую. Размер 4/4. Характер музыки четкий, размеренный. В начале темп спокойный,  потом темп ускоряется. Затакт - две восьмых.  

Младшая группа – В.Рунов. Полька Ми-мажор 

Средняя группа – Делиб. Скерцо 

Старшая группа – Ц. Кюи. Полька Ми-бемоль мажор 

Pas jetes – маленький прыжок с ноги на ногу. Cложный прыжок, дается в конце обучения в средней группе. Характер движения острый, четкий. Темп 2/4. Темп более сдержанный. Затакт, с акцентами на сильных долях. Не редко в комбинациях с другими прыжками. 

Средняя группа – А. Адан. Вариации из балета «Жизель» 

Старшая группа - Л. Делиб. Вариация для солиста из балета «Коппелия» 

Pas de chat - прыжок с броском ног вперед или назад. Технически сложный прыжок, дается в старшей группе при хорошей подготовке учащихся. Характер движения игривый, изящный. Размер 2/4. Темп –allegro moderato. Характер музыки грациозный, игривый. Ритм четкий, с акцентом на сильную долю. Затакт. 
Старшая группа - И. Морозов. Полька из балета «Доктор Айболит» 

Большие прыжки –grand jetes и «перекидной» прыжок. Grand jetes – прыжок с резким выбрасыванием ноги вперед, с раскрытием ног на «шпагат» в воздухе. Прыжок сложный. Для старшей группы. Характер движения полетный, энергичный. Размер 2/4, лучше 6/8. С ярким акцентом на сильной доле, пунктирный ритм. Характер музыки приподнятый, энергичный. 
Старшая группа – М.Глинка. Танцы в замке Наины из оперы «Руслан и Людмила» 

«Перекидной» - прыжок с поворотом, вращением в воздухе и одновременным перепрыгиванием с ноги на ногу. Технически очень сложен. Для старшей группы при хорошей технике учеников. Характер движения энергичный. Размер 3/4, 6/8. Возможен затакт. Яркий акцент сильной доли. Характер музыки полетный, энергичный. 
Старшая группа - Минкус. Вариации первой солистки из балета «Дон Кихот», Вариация «Подруги Китри» из балета «Дон Кихот»

Вращения – со средней группы Элементы tures вводятся в разминку и экзерсис у станка. Затем начинают разучивать отдельно, как самостоятельное упражнение. Разновидности вращения -на месте, по диагонали, по кругу. Характер музыки от этого не зависит. Размер 2/4. В начале темп moderato, затем ускорение до allegro, presto . Характер музыки энергичный, подстегивающий. Четкость ритма.

Chenes –ровное сопровождение, без акцентов и синкоп.

Средняя группа – Грачёв. Галоп. А. Красев. Галоп Л.Делиб. Галоп. Любые галопы.

Старшая группа - Минкус. Кода первого действия балета «Дон Кихот», Д.Шостакович. Полька Ре-мажор. Любые коды из балетов.

Tures en dehors и en de dans требуют большей акцентированности сильной доли. Затакт. 

Старшая группа – Ц. Пуни. Вариация из балета «Корсар» Р.Дриго. Вариация из балета «Конек – горбунок». Любые коды из балетов.

Для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте, выбирается выстроенная и единая по стилю сюитно -дивертисментная музыкальная композиция. Она может быть собранной из произведений одного или нескольких, близких по стилевому направлению композиторов. Театральная оперная и балетная музыка: П. Чайковского, А. Глазунова, Л. Делиба, А. Адана, Ж. Бизе, Ш. Гуно и др. Концертмейстер обращаться к балетным, оперным, оркестровым, вокальным и фортепианным произведениям, хрестоматиям, авторским нотным сборникам для уроков хореографии. Создание гармоничной композиции — это совместный творческий труд концертмейстера и педагога-хореографа.