Арттехнологии в коррекционном процессе развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ .

Горбунова Наталья Николаевна

Иследования в области применений технологий арт-педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

Большое внимание при их организации уделяется созданию для участников ситуации успеха, которая стимулирует полет их творческой мысли и активности

Артпедагогика (по определению Е. А. Медведевой) — это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Цель: гармонизация личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Предполагает непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. педагог, и дети и родители которые  являются носителями культуры Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Организованная образовательная деятельность с элементами арт-педагогики

 «  Март»  .

Автор: учитель-логопед Горбунова Н.Н.

Возраст: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Цель: гармонизация личностной сферы ребенка  в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность 

Задачи:

Образовательные: обобщать знания о весеннем месяце март на основе ознакомления  с произведениями искусств: кино А. Роу «Двенадцать месяцев», поэзия  стихотворение «Март» С. Маршак, картина И. Грабарь «Март», рассказ Б.  Скребицкий  « Март» , П. Чайковский « Март, Подснежник»

Активизировать знания о разных видах искусств: музыка, кино, живопись, литература, театр.

Учить составлять мнемотаблицу по рассказу.

Развивающие цели. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна».

Закрепить навыки словообразования однокоренных слов снег, снеговик, Снегурочка, снегурки, снегирь, подснежник.

Развитие связной речи, фонематических процессов, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Развивать эстетическое восприятие, воображение.

Формировать эстетические представления и чувства  восприятии формы, цвета, ритма, композиции, пропорций в процессе создания инсталляции.

Воспитательные цели.  

Развивать интерес к содержательному общению друг с другом по поводу искусства и изобразительной деятельности;

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записями пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, репродукция картины И. Грабаря «Март», рассказ Г.    Скребицкого «Март», синтепон, бусы, нитки, декоративные предметы, фрагмент киносказки «Двенадцать месяцев А. Роу, интерактивная доска.»

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе .Рисование элементов картины «Март» на занятии по изодеятельности.  Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» на музыкальном занятии. Создание  инсталляций по картинам о зиме.

Работа с родителями : изготовление поделки «Подснежник».

Ход ООД:

1.Звучит отрывок  из пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник».

Отгадаем как называется произведение п. Чаайковского.?

Назовите первый месяц весны.(март) .

2. Игра «» Что лишнее» . На экране: снеговик- снежинка- Снегурочка –)- снегири- подснежник

Какое слово общее ? (снег)

Какое слово подходит к музыке и слову март?  (подснежник)

Почему?    (нежная , плавная, волшебная )

Название произведения музыкального искусства П.Чайковского «Март.Подснежник» .                          

3. Мы услышали как музыка рассказала нам о первом месяце весны марте.

Сегодня узнаем как другие искусства повествуют о марте.

Что такое искусство? Искусство — умение создавать прекрасное.

 Перечисляют виды искусства. поэзия, литература ,музыка ;кино, живопись, ,танец по эмблемам.

4. Послушаем, посмотрим и Искусство кино и литература. Просмотр  отрывка из кинофильма А. Роу «Двенадцать месяцев».      

Месяц «Март »расказывает стихотворение:

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки. 

С Маршак 

Искусство театр. Мы станем актерами и  покажем:

Логоритмическое упражнение по стихотворению С. Маршака «Март»

5.. Рассматривание картины И. Грабаря  «Март». Называют.  

Логопед читает детям рассказ Г. Скребицкого «Март» на интерактивной доске   выделяются части картины по тексту.

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх. появляются первые проталины В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны. 

Дети рисуют на доске потексту, составляют мнемотаблицу.

Составьте предложения.. Начинайте предложение со слов   «В марте……

 Мы поедем в лес и сами все увидим.    

 «По-щучьему веленью, по -моему  хотенью, Везите сани, в картину сами».  

6. Упражнение «Подснежник» Релаксация.

Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее.   Из-под снега вырастает подснежник.

7. Коллективное создание инсталляции  по картине И. Грабаря  «Март».

На полотне из синтепона выкладывают деревья снег и ниток. бус  и т.д..

Логопед через синтепон вытягивает ткань , как будто вырастает подснежник

Работа сопровождается чтением стихотворений о подснежниках. Обсуждение материалов, настроения.