МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО НА ТЕМУ «РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ДИКТАНТАМИ»

Музыкальный диктант- наиболее полная форма анализа слышимого материала. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО НА ТЕМУ «РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ДИКТАНТАМИ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД

ДМШ Г.УСТЬ-ЛАБИНСКА АДАМОВОЙ Г.А.

    Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки – музыкальный диктант. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:

-создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым;

-развивать память и внутренний слух;

-использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на занятиях сольфеджио.

    Совершенно очевидно, что процесс записи диктанта требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Эта одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

    В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

   Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому важна правильная организация процесса записи, а так же обстановка, которую педагог создает в классе. Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки. Первое исполнение диктанта должно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе. Для того чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.

   После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти.

В детской музыкальной школе и вообще на первых порах хорошо проверить усвоение мелодии, пропев её всем классом наизусть без названий нот, на слоги.

   Роль педагога в процессе работы над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать. К сожалению, часто приходится встречаться с тем, что педагог «диктует» и затем ждет, когда способные ученики напишут быстро и верно, а слабые – плохо, с ошибками или совсем не смогут закончить.

   Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их.

Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, модно разрешить тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношений звуков. Только постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух.

   На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

   Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развита память учеников. В конце отведенного для записи диктанта времени диктант проверяется. Для проверки можно использовать как коллективные так и индивидуальные формы.

Одноголосие.

1.Структура. Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как сумму звуков, не записывал отдельно ноту за нотой, нужно, чтобы для записи он уяснил себе структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов.

2.Лад. Определение ладофункционального значения отдельных частей и оборотов должно быть основой записи диктанта, одним из средств самостоятельной проверки написанного.

3.Линеарность. Уметь записывать ряды звуков и отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии.

4.Интервалы. Значение интервалов при записи мелодии бесспорно очень велико, но значение их должно быть началом, не основой методики, а итогом осознания структурных, ладовых и графических особенностей мелодии.

5. Метроритм. Методы осознания метроритмической организации звуков при записи их тесно связаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приемов освоения. В методике диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотные и метроритмеические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. Правда, в процессе педагогической работы над записью диктанта это – одна из самых трудных методических задач.

  Более правильно с самого начала в предварительной беседе обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.

  Творческие задания и упражнения также помогают в работе над диктантом, поскольку активизируют и развивают слух учащихся, их музыкальное мышление. Рассмотрим, например, упражнение на сочинение ответных фраз, выполняемое учащимися письменно. При проверке педагог использует способ “узнай свою мелодию”, он исполняет сочинения учащихся, не объявляя их “автора”. “Автор” узнает свой вариант в том случае, если при сочинении он услышал и осмыслил его внутренним слухом. Примером творческого задания является самодиктант (запись по памяти знакомых мелодий), предназначенный, в основном, для домашнего задания. Так как диктант следует записывать без помощи инструмента, учащиеся должны проявить абсолютную добросовестность. Только в этом случае самодиктант считается состоявшейся формой работы.

    Подводя итог вышеизложенному, автор считает нужным повторить, что диктант – интересная и плодотворная форма занятий по развитию музыкального слуха. Следовательно, преподавателю сольфеджио нужно подходить к работе со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание.