Адаптированная образовательная программа "Фольклорный театр"

Гребнева Наталья Рафиковна

        В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. 

Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями.
     Так, традиционные ценности обретают особый смысл и значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования социальной, геоэкологической культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями своей малой родины.
      Вышеперечисленные аргументы явились стимулом к созданию программы объединения дополнительного образования детей  по фольклору.
     Программа «Фольклорный театр» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет, обучающихся в объединениях учебных групп соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования. Срок реализации программы 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_teatr_7-10_let.docx59.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Паспорт программы

1

Наименование программы

Адаптированная образовательная программа

2

По степени авторского вклада

Адаптированная

3

По направленности образовательной  деятельности

Художественно - эстетическая

5

По форме реализации

Групповая

6

По широте охвата

Профильная

7

По возрасту

7-10 лет

8

По степени профессионализации

Специализированная

9

По приоритетному целеполаганию

Учебная

10

По срокам реализации

3 года

11

По масштабу

Учрежденческая

12

По контингенту обучающихся

Общая

13

По степени реализации

В основной реализована

2.Пояснительная записка


        В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней.  

Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями.
    Так, традиционные ценности обретают особый смысл и значение для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, воспитания гражданственности и патриотизма, формирования социальной, геоэкологической культуры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями своей малой родины.
     Вышеперечисленные аргументы явились стимулом к созданию программы объединения дополнительного образования детей  по фольклору.
    Программа «Фольклорный театр» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет, обучающихся в объединениях учебных групп соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования. Срок реализации программы 3 года.

Цель программы -  формирование учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельност, так и с эстетической функцией фольклора:

 

Задачи:

  1. Учебные
  • сформировать вокально-ансамблевые навыки;
  • изучить историю и культуру народного творчества;
  • познакомить с лучшими образцами народного творчества (вокального, хореографического, изобразительного).
  1. Воспитательные:
  • воспитать потребность общения с народной культурой;
  • воспитать гуманистическое отношение к людям, природе, обществу
  1. Развивающие
  • развивать музыкальные способности;
  • развивать эстетический  вкус;
  • развивать эмоциональную среду учащихся, коммуникативные                                   навыки;
  • развивать эстетические потребности, творческие наклонности.

Основная форма организации образовательного процесса -  ансамблевое занятие (2  часа в неделю), ансамблевые репетиции.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в фольклорном спектакле, презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр и т.д.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся (сохранность контингента);
  • возможность творческой самореализации учащихся – участие коллектива в творческой жизни школы, смотрах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях;
  • уровень самочувствия, активности, настроения, уровень мотивации, эстетических потребностей, социализации учащихся (психолого-педагогическая диагностика).

Планируемые результата обучения:

В ходе диагностики, проводимой минимум два раза в год (в начале и в конце учебного года) фиксируются:

  • формирование базовых знаний, умений и навыков певческой деятельности;
  • интерес к занятиям в целом, и коллективным формам  деятельности;
  • интерес к обучению и творческой концертной деятельности.

3. Тематическое планирование:

№ темы

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

  1. год обучения. Первое полугодие

1

Вводное занятие. «Мир фольклора – мир народной мудрости».

1

1

2

Потешки. Пальчиковый театр. Песенный обрядовый фольклор - «Семёнов день».

2

4

3

Прибаутки. Колыбельные песни.

2

4

4

Загадки. Скороговорки. Песенный обрядовый фольклор - «Осенины».

2

4

5

Небылицы. Нелепицы. Дразнилки. Считалки. Освоение песенного материала.

2

4

6

Освоение песенного материала посиделок и праздника«Кузьминки»

4

6

1 год обучения. Второе полугодие

7

Сказка. Инсценировка русской народной сказки «Морозко».

2

6

8

Заклички. Весенний обрядовый фольклор.

1

1

9

Игра. Масленичный обрядовый фольклор.

2

4

10

Игра. Весенний обрядовый фольклор: «Вербное воскресение», «Пасха», «Красная горка»

2

6

11

Весенне-летние календарные обряды и праздники. Троица – Зелёные Святки.

4

6

12

 Праздник по мотивам потешного фольклора «Как за нашим за двором».

2

Всего

72 часа

2 год обучения. Первое полугодие

1

Фольклорный театр. Освоение песенного материала.

1

1

2

Народная драма. Освоение песенного материала.

2

4

3

Кукольный театр. Освоение песенного материала.

2

8

4

Театр Петрушки. Освоение песенного материала.

4

8

5

Городские увеселения. Освоение песенного материала.

2

4

2 год обучения. Второе полугодие

7

Скоморошьи утехи. Освоение песенного материала.

2

8

8

Медвежья потеха. Освоение песенного материала.

2

8

9

Итоговое занятие .Театрализованное представление «В гостях у сказки»

4

12

Всего

72 часа

3 год обучения. Первое полугодие

1

Вводное занятие. Календарный обрядовый песенный фольклор

2

4

2

Жнивные песни.

2

8

3

Вечёрочные песни. Обучение игре на шумовых инструментах.

2

8

4

Колядки. Святочные песнопения. Подблюдные гадания.

2

8

3 год обучения. Второе полугодие

5

Масленичные песни. Элементы народной хореографии.Хороводы.

2

8

6

Игровые песни. Элементы народной хореографии. Кадриль.

2

8

7

Песни весенне - летнего календарного цикла. Троица – Зелёные Святки.

2

8

8.

Итоговое занятие. Театрализованное  

представление «Ну-ка кумушки, мы покумимся»

6

Всего

72 часа

  1. Содержание программы

Первый год обучения (72 часа)

Основными видами деятельности на первом этапе занятий фольклорного ансамбля являются: слушание – восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение. Это начало этнографического образования. Ребенку необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, так как способность ребёнка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать её – значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.

 Песенный материал несложен по образности, по мелодическому и ритмическому строю. Певческая установка: закрепление навыков правильного положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя, сидя.

 Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по знакомству с жанрами: пестушки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. это и первое знакомство с народным календарём (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны) и его тесная связь с жизнью и трудом. Важно осознание ребёнком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной русской природой, народной песней.

1.Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.

Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.

Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой. Освоение песенного материала.

2. Потешный фольклор как часть детского фольклора, пальчиковый театр.

3. Потешки.

Теория. Потешки как один из видов народного творчества, их назначения. Пальчиковый театр – один из простейших видов народного театра.

Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала. Работа над представлением «Репка».

4.Прибаутки. Колыбельные песни

Теория. Прибаутки и Колыбельные песни как жанр фольклора, их место в жизни детей.

Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала – колыбельные песни.

5. Загадки. Скороговорки. Обряд – «Осенины».

Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.

Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок. Разучивание музыкальных скороговорок. Освоение песенного материала. Инсценировка обряда «Осенины».

6. Небылицы. Нелепицы. Дразнилки. Считалки.

Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.  

Практика. Разучивание песен- небылиц, дразнилок, считалок -  их обыгрывание.

7. Освоение песенного материала посиделок и праздника Кузьминки.

Теория. Кузьминки – один из самых ярких праздников осеннего календаря.

Практика.  Разучивание обрядовых песен и их обыгрывание.

8.Сказка.

Теория Что такое сказка. Виды сказок – бытующих в русском фольклоре.

Практика. Инсценировка русской народной сказки «Морозко» - разучивание песен.

9.Заклички. Весенний обрядовый фольклор.

Теория. Весенний праздничный цикл. Закличка – один из самых ярких песенных жанров весеннего календаря.

Практика. Разучивание песенного фольклора.

10. Игра. Весенний обрядовый фольклор. «Вербное воскресение», «Пасха», «Красная горка»

Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности.

Практика.  Разучивание игр; работа над выразительным исполнением. Освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках постановки обряда «Красная горка»

11.Весенне – летние календарные обряды и праздники. Троица – Зелёные Святки.

Теория. Весенне-летние календарные обряды и праздники.

Практика. Разучивание песенного материала.

12.Праздник по мотивам потешного фольклора «Как за нашим за двором»

Примерный репертуар 1-го года обучения

Потешки:

 «Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка».

Прибаутки:

«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»

Загадки:

 «Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.

Небылицы:

 «Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».

Дразнилки:

 «Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».

Скороговорки:

 «Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».

Считалки:

«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».

Игры:

 «Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».

Второй год обучения (72 часа)

На этом этапе продолжается воспитание чуткого отношения к окружающему миру. Дети знакомятся с народным театром. Музыкальный материал программы второго этапа подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей. Он более развёрнут (по сравнению с программой первого этапа). Следует обратить внимание детей на жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.

 Тематика песен становится разнообразнее, мелодическая и ритмическая структуры насыщеннее. Важное внимание уделяется выработке точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения), по принципу «поём, как говорим», – звонко, естественно, без напряжения.

 Проводится работа по развитию индивидуальных качеств личности ребёнка, способствуя его творческому самовыражению, путём исполнения в музыкально-фольклорных играх и праздниках ролей разных персонажей.

1. Фольклорный театр. Освоение песенного репертуара

Теория.  Расширение круга представлений учащихся о русском фольклоре. Понятие «Народный театр», разнообразные формы народного театра. Начальные понятия о закрепленном (нотированном) традиционном песенном материале и его вариантах.

Практика. Совершенствование коллективных и индивидуальных форм исполнения; упражнения на дыхание, работа над особенностью подачи фольклорного звука; работа над дикцией.

2. Народная драма. Освоение песенного материала.

Теория. Понятие народная драма, фольклорная драма. Классификация.

Практика. Разучивание песенного материала и его инсценировка.

3.Кукольный театр.

Теория. Что такое кукольный театр. Классификация.

Практика. Инсценировка песенного материала.

4.Театр Петрушки.

Теория. История. «Любимец» народа!

Практика. Инсценировка песенного материала с участием Петрушки.

5.Городские увеселения.

Теория. Разновидности и классификации уличных гуляний.

Практика. Изучение и инсценировка песенного материала.

6.Скоморошные утехи

Теория. Кто такие скоморохи?

Практика. Инсценировка песенного репертуара. Театрализованное представление городских увеселений с участием театра петрушки и скоморохов.

7.Медвежья потеха.

Теория. Медвежья потеха – одна из древнейших форм развлечения в России.

Практика. Разучивание песенного материала.

8.Театрализованное представление «В гостях у сказки».

Примерный репертуар 2-го года обучения

«Тень-тень-потетень», «Лежал воробей», «Как по реченьке утенушка плывет», «Как у бабушки козел», «А я по лугу», «Долговязый журавель», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Было у матушки много детей», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов», «Как на горке калина», «При народе в хороводе», Воронежские частушки (слушание), «Верба-вербочка», «Уж как я свою коровушку люблю», «Как у бабушки козел», «Летели две птички», «Шёл козёл дорогою…»

Третий год обучения (72 часа).

Программа 3 года обучения содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляются сведения о народном календаре, обрядах, связанных с ним. В программе третьего года обучения понятия: «Рождество, святочное веселье, колядование и ряженье. Масленица, проводы зимы, встреча весны, прилёт птиц, Пасха, Троица».  Огромное внимание уделяется региональному материалу, выделяются его особенности, серьёзное внимание уделяется детскому пению, выработке певческих навыков (светлый, «полётный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, артикуляция).

1.Введение. Календарный обрядовый песенный фольклор.

Теория. Освоение нотной грамоты; звукоряд; составление из звуков е, ле, ви, на, зо, ра различных последовательностей.

Практика. Активизация исполнения коллективных и индивидуальных форм песнопения: упражнение в двухголосном исполнении песен.

2.Жнивные песни.

Теория. Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физический труд и помогающих ему. Мужские, женские и детские жнивные песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в фольклоре. Разновидности жнивных песен.

Практика.  Разучивание слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен русского народа; их выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво».

3.Вечёрочные песни.

Теория.  Вечёрочные песни их назначение и виды.

Практика.  Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.

4.Колядки.

Теория.  Разнообразие жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные. Образное содержание, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания. Узкий диапазон- трихордовые попевки.

Практика.  Разучивание слов и мелодий колядок, пение «а капелла» и с музыкальным сопровождением. Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание обряда «коляда».

5. Масленичные песни.

Теория. Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Характерные ритмоформулы масленичных песен. Особенности исполнения, ладовая окраска.

Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением. Виды хороводов.

6. Игровые песни. Кадрили.

Теория.  Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра. Тематика игровых песен.

Практика.  Разучивание слов, мелодий и движений в игровых песнях. Работа над выразительным исполнением.

7.Песни весенне-летнего календарного цикла. Троица – Зелёные Святки.

Теория. Весенне-летние календарные обряды и праздники.

Практика. Инсценировка обряда Троица. Разучивание песенного материала.

Примерный репертуар 3 - го года обучения

Жнивные песни:

«Соловейко», «Уж мы сеяли ленок», «Жниво мое, жниво», «А мы просо сеяли», «Ты взойди, солнце красное», «Уродись-ка, горох», «Тяни холсты», «Завиваем бороду».

Заклички:

«Жаворонки», «Ой, кулики», «Весна идет», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори гарко», «Дождик-дождик», «Осень – осень в гости просит» и др.

Колядки:

«Коляда-маляда», «Куры-рябые», «Хожу гуляю по нову городу», «Овсень-овсень», «Таусень», «Рождество», «Сею-вею, посеваю», «Усень-Усень», «Уж я золото хороню», «Перстни», «Ты матушка моя».

Масленичные песни:

 «Уж мы Масленицу дожидали», «Скоро масленка придет», «Как на Масленой неделе», «Пришла Масленая неделя», «Мы давно блинов не ели», «Ты прощай, прощай наша Масленица».

Игровые песни.

«Пойду ль я, выйду ль я», «Вдоль по улице», «Как во поле было поле», «Уж я золото хороню», «Пошла млада за водой», «Во саду ли, в огороде», «Походить бы мне по травкам», «Как по травкам по муравкам», «Под яблонью, под кудрявою», «Ой, вы кумушки мои, подруженьки», «Ой, сеяли девки лен», «Как по речке по Казанке», «Выходили красны девицы».

4.Методическое оснащение программы

Основной метод – фольклорный театр, включающий в себя несколько направлений: знакомство с народной художественной культурой русского народа, формирование вокально-хоровых навыков, обучение основам народной хореографии, знакомство с народным инструментарием, постановка и проведение календарных обрядов и праздников.

1.Знакомство с народной художественной культурой русского народа.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).

До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.

Народная художественная культура - более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов н сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I.

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

  1. Формирование вокально-хоровых навыков

Большинство молодых специалистов начинают творческий путь с детских коллективов, но эта деятельность требует определенных знаний и навыков. Работа с детьми сложна, но тем не менее интересна.  Нынешнее поколение детей растет в условиях отсутствия старинной песенной традиции. Переселение людей из деревни в город непременно отразилось на русской песенной традиции. Произошло отчуждение от традиций, но истинный интерес к возрождению культуры наблюдается повсеместно.  В таких условиях руководитель фольклорного ансамбля – единственный источник информации, поэтому он должен быть высокообразованным человеком, владеть методами работы, знать специфику детского коллектива. Как правило, дети, желающие петь в фольклорном ансамбле, не имеют творческим навыков; в таком случае перед руководителем стоит очень сложная задача – научить петь каждого участника, работать над техникой речи и воспитывать навыки ансамблевого пения. Решением этих проблем занимаются многие специалисты. Среди них особенно интересны работы Л.В.Шаминой, Н.К.Мешко, Г.Науменко, Куприяновой.

           Вокально-хоровая работа в детском ансамбле проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Организуя детский фольклорный ансамбль, руководитель должен обязательно учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива. Наибольший результат дает работа с таким детским фольклорным ансамблем, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная с младшего возраста и кончая старшей возрастной группой. Ребята, прошедшие такую школу  пения, на всю жизнь сохраняют любовь к нему и часто продолжают свои певческие занятия во взрослой самодеятельности.

Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет руководителю правильно наладить вокально-хоровые занятия. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Рассмотрим некоторые типичные недостатки:

1. Вокально-неподготовленные ребята при пении неровно дышат, они словно захлебываются дыханием, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание неблагоприятно отражается и на звуки, и на организме ребенка. Чтобы ликвидировать этот недостаток, надо сосредоточить внимание детей на диафрагме, просить их взять дыхание  «в пояс», спокойно вдохнув через рот и нос одновременно, плечи при этом спокойно опущены. Словом, перенести внимание на работу мышц живота.

2. Подражая взрослым, дети часто стараются громко петь. Они уверены, что громкое пение равнозначно красивому. Надо объяснить им, что качество голоса складывается из разных понятий: тембра, диапазона, ровности звука, техники владения голосом. Процесс пения дожжен протекать осмысленно. Нельзя разрешать детям кричать, надо научить их петь «на опоре» ровным, непрерывным звуком, тянуть его как можно дольше, без перенапряжения организма. Так же как и взрослых, следует тренировать на вокальных упражнениях, цель которых – развитие голоса и навыков пения.

Основные качества детского голоса – легкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма естественны по своей природе. Об этом всегда необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса. 

3.   Важный момент в разговорном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, - один из принципов народного исполнения. Дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи. Добиваясь от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям.

  1. Проговорив песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.
  2. Произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
  3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.
  4. Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

Добиваясь четкой дикции, можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу.

4. Одна из самых серьезных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения у всех певцов хорового коллектива.

Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь просто и естественно. Звук и народной манере должен быть светлый яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и прикрывать его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.

Создать хор из певцов, поющих в единой, родственной манере, легче в сельской местности, где дети уже с раннего возраста начинают петь так, как поют старшие.

Но как быть с городскими детьми? Ведь у городских детей могут быть не только разные певческие навыки, но и отсутствовать определенные слуховые представления о манере пения. Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдают от пестроты вокальной манеры его участников! Только единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Какими приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего руководитель сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей и хоров, создающихся в крупных городах, нужно найти единые областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них. В то же время нельзя искусствен менять говор, если он существует в детской среде, в детском фольклорном интонировании, так как это естественный способ выражения их разговорной и певческой речи.

Все вокальные навыки – дикция, дыхание, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, - в конечном итоге дадут результат, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

  1. Обучение основам народной хореографии 

При обучении народной хореографии наряду с соблюдением этапности, значительная роль принадлежит формированию навыков синкретичного исполнения – важной особенности русской народной традиционной культуры (хороводы, частушки, плясовые песни, кадрили, игры требуют синтеза пения и танца).

Первый этап – освоение азов ритмики, элементов народного танца, народных игр с музыкальным сопровождением.

Второй этап - учение и исполнение народных танцев (хороводов, кадрилей). Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства на игровом фольклорном материале. Один из важных факторов работы на этом этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

  1. Знакомство с народным инструментарием

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Шумовые инструменты делятся на две группы:

1. Ударные-звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры.

2. Инструменты без определенной звуковой высоты – ударно-шумовые инструменты (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты, румбы и другие подобные инструменты).

Важнейшая особенность работы с детскими элементарными музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.

При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помочь детям в их дальнейших занятиях музыкой.

  1. Постановка и проведение календарных обрядов и праздников

Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых гуляний, народного пения, хороводов, игр, выражались общие эмоции людей, поколениями обеспечивалась передача национальных традиций.

Работая с детским фольклорным коллективом,  каждый руководитель чувствует постоянную ответственность за воспитание в детях доброты, отзывчивости, любви и уважения к себе, окружающим, к своему народу, к своей истории. Передавая следующим поколениям накопление веками знания и опыт, верования и обряды, легенды и традиции, приметы и музыкальное слово – песню, каждый передающий вкладывал в них свою частицу души, своё миропонимание, своё отношение и наставление будущему поколению.

Условия реализации программы.

  1. Кадровое обеспечение:

а) преподаватель;

б) концертмейстер.

2.Материально-техническое обеспечение:

а)просторное помещение для занятий;

б)музыкальные инструменты (баян, фортепиано, бубен, ложки,                          

трещётки, рубель, кугиклы, свирель, жалейка).

в)костюмы (девочки – рубаху, сарафан, ленты; мальчики –  

 рубаха, кушак, сапоги)

г)декорации (домик, плетень, лавки, стол, самовар,

корзинка, сценическая бутафория).

д) аудио и видео аппаратура, компьютер, медиапроектор.

5.Список литературы

  1. Весенние капельки. Русские народные песенки. - М., 1983.
  2. Гармошечка-говорушечка. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. - М., 1990.
  3. Жаворонушки. Русские песенки, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко. - М., 1977.
  4. Жили-были. Сост. Калугина В.И. - М., 1988.
  5. Котенька-коток. Русские народные песенки. Сост. Науменко. - М., 1990.
  6. Ладушки. Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Сост. Егорова. - М., 1990.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  8. Народные русские сказки. Из сборника А.М. Афанасьева. - М., 1982.
  9. Ненаглядная краса. Русские народные песни для детей. Н. Метлов.-М, 1975.
  10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  11.   Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Сост. Забылин.-М., 1990.
  12. Русские народные сказки. - М., 1975.
  13. Рыбенкова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961.
  14. Солнышко - ведрышко. Русские народные песни, хороводы. Сост. М. Медведева. -М., 1984
  15. Стрижев А.И. Календарь русской природы. - М., 1972.
  16. Филлевская В.М. Народные потешки, пестушки, песенки, шутки. 1951 № 12.
  17. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991.
  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

Список литературы (для педагога)

  1. Аникин В. Русские пословицы и поговорки. - М, 1998.
  2. Агафонников В. Заплетись плетень. -М., 1977.
  3. Бурыгин В. Волжский сувенир. - С., 1993.
  4. Браз С. Русская народная песня. - М., 1975.
  5. Виноградов С. Детский фольклор. - Л., 1978.Ведерникова Т.
  6. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - С., 1993.
  7. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
  8. Выгодский Л. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., 1935.
  9. Борисенко Б. Детский музыкальный фольклор. - В., 1996.
  10. Дубравин В. Русские календарные песни. - М., 1974. Зацарный Ю.
  11. Русские народные песни. - М., 1998.
  12. Камаева Т. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.
  13. Кулагина А. Русские частушки. - М., 1992.
  14. Климова А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
  15. Леонтьев А. Проблемы развития психики. - М., 1959.
  16. Мельников М. Русский детский фольклор. - М., 1988.
  17. Мухлинин М. Игровой фольклор и детский досуг. — М., 1987.
  18. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1987.
  19. Науменко Г. Жаворонки. - М., 1987
  20. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. С-П, 2002.
  21. Руднева Н. Русский народный хор. - М., 1960.
  22. Рубцова И. Народная культура в школе. - С., 1995.
  23. Терентьева Л. Детский фольклорный ансамбль. - С., 1991.
  24. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. -М., 1976.
  25. Эсканишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки.-М., 1981.