Открытый урок «Вербное воскресение»

Гребнева Наталья Рафиковна

Открытый урок «Вербное воскресение»

(урок разработала п.д.о по фольклору МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость» Промышленного района г.о Самара Гребнева Н.Р.)

Цель:  - создание условий для формирования общих культурных интересов, развития эмоциональной сферы учащихся, социальной адаптации средствами фольклоротерапии.

Задачи:

-  познакомить с народными традициями и обрядами;

- рассказать о народном празднике «Вербное воскресение».

- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок «Вербное воскресение»

(урок разработала п.д.о по фольклору МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость» Промышленного района г.о Самара Гребнева Н.Р.)

Цель:  - создание условий для формирования общих культурных интересов, развития эмоциональной сферы учащихся, социальной адаптации средствами фольклоротерапии.

Задачи:

-  познакомить с народными традициями и обрядами;

- рассказать о народном празднике «Вербное воскресение».

- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;

Оборудование:

-  Проектор, презентация на тему «Вербное воскресение»

- Кабинет, стилизованный под русскую избу, ( на небольшом столе, покрытым вышитой скатертью, стоит самовар с чайными чашками и блюдо с бубликами, баранками, конфетами; на полу тканые половички;; изделия народных промыслов: вышитые полотенца и т.д.).;

-  Участники в русских народных костюмах;

 - Музыка, русская народная песня из реп. Л.А.Руслановой «Барыня», мелодия русской народной песни «Верба я»

-  Тряпичные куклы: «Веснянка», «Петрушка»

Ход урока

1.Приветствие: Фоном звучит русская народная мелодия «Барыня». Дети заходят в класс. Учитель поклоном встречает детей. Рассаживает их в полукруг.

2.Знакомство

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окунёмся в сказочный мир русского фольклора.- А кто мне скажет, что означает это слово? Знакомо ли оно вам?

Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и  сегодня мы можем соприкоснуться с ним.

- А теперь я хочу узнать у Вас, какие вы знаете весенние праздники? (дети перечисляют праздники, которые они знают)

 Хорошо, а какой праздник мы будем праздновать 17 апреля?

 Ответ: (Вербное воскресение).(1-2 слайд)

- А сейчас я познакомлю вас с историей этого праздника. История Вербного воскресенья начинается с Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисус Христос въезжал в город на осле, что означало, что он прибыл с миром (по восточным традициям въезд на лошади был символом войны, а на осле - символом мира). Встречающие его жители устилали дорогу пальмовыми ветвями, которые уже тогда стали считать священными. И после этого каждый год христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим, Цветоносное воскресенье, Пальмовое воскресенье или Вербное воскресенье (в северных странах, именно верба заменяла пальмовые ветви, так как именно верба одна из первых распускается весной).(3,4 слайды)

В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, где покупали сладости, игрушки, книги и пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками. А также устраивались  представления,  разыгрываемые фольклорными театрами. Там выступали скоморохи, музыканты, певцы, плясуны, фокусники, шарманщики. А, особенно, народом был любим главный герой Петрушка, который ходил по базару,  веселил людей, ведь раньше простые люди не могли себе позволить ходить в театр, это было очень дорого. И поэтому устраивались уличные представления.

Сегодня мы попробуем с вами сыграть небольшой фрагмент такого представления. Но для этого нам нужно с вами разучить песню. Сначала я спою её, а вы послушайте, а потом мы попробуем выучить её  вами и спеть.

(фонограмма) Русская народная песня «Верба я»

1.Верба, верба, верба я,

Раскудрявая моя.

Вот ты, вот я,

Раскудрявая моя.

2.Не стой вербочка во ржи,

Становися у межи.

Вот ты, вот я,

Раскудрявая моя.

       Готовы! Сначала мы выучим припев - (это слова и музыка, которые повторяются после каждого куплета): Вот ты, вот я (посмотрите друг на друга)!!!Раскудрявая моя!!! Повторяйте за мной! Ну а теперь куплет. Точно также второй куплет. Попробуем спеть! (звучит фонограмма)

     В старину, чтобы выступление было ещё красочнее, играли на различных шумовых инструментах. Я вам тоже принесла сегодня некоторые из них:

1.Бубен (играет он вот так - показать)  - (выбираем ребёнка из класса) Попробуй! Молодец!

2.Трещотки (а на них играют так – показать) - теперь попробует сыграть (выбираем ребёнка из класса).

3. Ложки (они играют так). И на них сегодня у меня будут играть - (выбрать несколько детей из класса), давайте попробуем сыграть, на счёт раз.

4.Веерные ложки (а вот на них нужно так играть - показать) - выбираем ребёнка из класса, и просим его сыграть.

5. И круговая трещотка (а на ней играют так - показать) - выбираем ребёнка из класса,  и просим его сыграть.

Оркестр наш готов! Так, а теперь  сыграем все вместе. Начинают ложки!!! На счёт раз, на счёт два к ним присоединяется бубен, на счёт три трещотки, веерные ложки и круговая трещотка. Молодцы! А теперь все вместе одновременно, под счёт, и (пробуем сыграть в темпе звучащей фонограммы)  давайте попробуем под музыку сначала спеть, а потом сыграть. Готовы! (звучит фонограмма)

1 куплет поём (во время пения не играем), играем по моей команде…

2 куплет поём…играем.

Ну вот, мы отрепетировали, а теперь  обыграем  наш фольклорный театр, для этого нам нужно переодеться в праздничные костюмы. Для мальчиков у меня есть нарядные кушаки (пояса), ну а девочкам мы наденем нарядные бусы. Давайте повернёмся к нашим зрителям. Представьте, что вы участники настоящего народного театра, перед вами зрители, и мы начинаем наше представление. (Звучит фонограмма и на музыке появляется Петрушка со словами):

- Петрушка: - Начинаем представление, людям всем на удивление! А ну музыканты знатные, сыграйте нам что-нибудь такое, чтобы стало весело… (Песня с инструментами)

Ведущий: - Какие вы молодцы, как вы пели, как играли. А на Руси  ни один праздник не обходился без русской пляски. Положите  инструменты на стулья и возьмитесь за руки, убедительная просьба руки не отпускать. Готовы? (Хоровод, капустка, змейка, потом по парам пляска)

Поплясали. Молодцы. А теперь садитесь.

Ведущий: - А знаете, почему я помню этот праздник так хорошо. Это всё благодаря моей бабушке Лизе. Я как сейчас помню, утором заходила она ко мне в спальню и будила меня, похлёстывая вербой, тем самым желая мне счастья и здоровья. Вот и я сейчас хочу  (беру поднос с вербой)  также как и моя бабушка, наделить вас здоровьем. Беру вербу ударяю и отдаю детям:

Верба бела, бьёт за дело!

Верба красна, бьёт напрасно! 

Верба синя, бьёт не сильно!

Вербохлёст! Вербохлёст!

- А сейчас я расскажу вам такую притчу: Было у отца много детей, дочерей сыновей. Да вот только не ладили они между собой. Думал отец, дума, что же сделать такого, чтобы объединить их и под Вербное Воскресение решил собрать всех детей вокруг  себя, раздал им по веточке вербы (вот так же, как я вам сейчас), и сказал: - Дети мои, любимые, если вы захотите сломать ветку вербы, она обязательно сломается, но если вы соедините их вместе, то сделать это будет очень сложно! Так и вы будьте всегда вместе, ведь вместе вы сила!

Ребята подойдите ко мне, вот моя веточка, а давайте к моей веточке присоединим ваши в знак нашей крепкой дружбы (веточки нужно завязать красной лентой общий букет). Возьмитесь за ленточки. Будьте всегда такими же дружными и помните, что вместе вас никогда не возможно будет сломать (развязать ленточку), а теперь я попрошу вас присесть.

А теперь, обменяйтесь веточкой  вербы со своим одноклассником, сидящему рядом,  с добрыми пожеланиями. Начну я. (Саша) я желаю тебе оставаться таким же весёлым и жизнерадостным (и дальше).

И в завершение нашего урока я хочу у вас узнать, что нового вы узнали сегодня о фольклоре?

 (если нет ответа)- Чем занимались? (пели – (песенный фольклор), танцевали – (танцевальный фольклор), попробовали сделать театральное действие (театральный фольклор), я вам рассказала притчу – устное народное творчество)

2.О каком новом празднике вы сегодня узнали?

3. Чему посвящён этот праздник?

Ведущий: - Спасибо вам ребята за участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами.  И в знак нашей дружбы я хочу вам подарить эту куколку веснянку, как символ весны. И вот эти баранки, а с сюрпризом (бумажные ангелочки), в которых написано пожелание лично для каждого, которые дарили на вербное воскресение на Руси! И я от всей души дарю их вам!