Об индивидуальности ученика

Серова Светлана Рэмовна

Анализ воспитания и развития личности учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Об индивидуальности ученика

   Педагоги единодушны в определении своей основной задачи   -  воспитание индивидуальности ученика. Но часто они единодушны лишь на словах.

   Обычно путают понятия «тип темперамента» и «характер индивидуальности». Когда мы говорим о ритмически ярком, лирическом или виртуозном характере игры пианиста, о том, что он холоден и эмоционально мало отзывчив на исполняемую музыку, мы говорим не об индивидуальности пианиста, а о типе его темперамента. Точно так же, когда мы говорим, что пианист – лирик, драматик, блестящий виртуоз, философ, или относим его к классикам, романтикам, экспрессионистам, - мы опять – таки имеем в виду не индивидуальность, а тип мышления: музыкальный (музыкой все выражено), музыкально-поэтический (за музыкой стоит поэтический образ, и лишь вкупе они выражают содержание произведения) и музыкально – архитектонический (музыкальная конструкция заключает в себе и средство выражения).

   Индивидуальность же есть неповторимо – своеобразный сплав перечисленных качеств музыканта – исполнителя. Разумеется, в этом смысле индивидуальностью обладает каждый человек. Каким бы «сереньким» он ни был, нет двух людей, которые были бы тождественны друг другу. Но говоря об индивидуальности, мы подразумеваем личность, выделяющуюся некоторыми своими качествами. Мы отмечаем индивидуальность в случаях явно дисгармонического выражения способностей чаще, чем в случае их гармонии…

   Рождается ли человек с определенной индивидуальностью? Для одних ребенок есть некая данность, которую нужно принять такой, какова она есть, и которая подлежит только упорядочению, усовершенствованию в границах определившихся качеств.

   Для других человек (а тем более ребенок) – лишь определившаяся действительность то есть одна из возможностей, подлежащая не только развитию и совершенствованию, но в некоторых случаях и существенной переделке.

   Я не сторонница теории «белого листа». Нет, уже от рождения человек несет в себе черты своеобразия своей личности. Он рождается с нервной системой определенного типа, с устройством мозга, содержащим задатки специфических способностей, с нервно-психической и с физиологической конституцией.

   Психика более пластична, чем физическая организация. Воспитание человека если и не может выработать в нем качества, для которых отсутствуют предпосылки, то может развить свойства, предпосылки которых глубоко скрыты в натуре человека, и затормозить или переключить достаточно явно выраженные качества.

   Каждый из нас не остается таким, каков он есть. Задача педагога сопоставить в ученике сущее и должное и работать над организацией или переделкой его, соответственно своим идеалам человека и музыканта. А такой идеал учитель должен иметь. Если пути педагога различны для каждого ученика, то цели, к которым он направляется, - едины. Они должны быть четко осознанны и определены. Обладая широким кругозором и большим вкусом, педагог должен быть тверд в принципиальных вопросах искусства. Он как бы является садовником, который не только холит растение, но и открывает заложенные в них возможности, устраняет нежелательные свойства  и прививает новые. И только такое понимание своей роли дает нам чувство удовлетворения и оправдывает путь самоотречения, на который встает педагог, отдающий все свои творческие силы воспитанию учащихся.

   Акцентируя момент раскрытия индивидуальности ученика, следует подчеркнуть, что мы вовсе не заинтересованы в ее безоговорочном развитии. Следует различать ценное, что должно развивать, безразличное, к чему мы относимся пассивно, и, наконец, чуждое и вредное, с чем мы должны бороться. Ведь перед нами стоит совершенно ясная задача: воспитать молодого музыканта думающим, чувствующим, желающим донести до слушателя всю глубину исполняемого.

   Как развивается ребенок и что лежит в основе тех качеств и умений, которые он приобретает в первые годы воспитания и обучения? Вначале ребенок учится, подражая тем, кто его окружает. Все более активно осваивая жизнь, он подвергается очень сложной и неизбежно противоречивой цепи воздействий социальной среды. Постепенно он переходит от подражания к «отталкиванию» от привычных образов и стремится решать задачи по-своему усмотрению. В результате формируется личность со своеобразием ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных реакций на жизненные явления. Именно это и называется индивидуальностью.

   Индивидуальность, как булат, куется под ударами жизни, при столкновениях с трудностями, во взаимодействии с людьми.

   Индивидуальность утверждается в борьбе.

   Для ее воспитания нужны опыт, знание, самопознание и воля к самоутверждению.