Доклад на тему: Развитие первоначальных навыков хорового пения в младшем школьном возрасте в условиях ДМШ.

Иванова Елена Николаевна

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имело и имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран.

Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а так же на решение общих задач воспитания и развития личности. Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обучения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового воспитания.

Хор - вечно живой и вечно новый инструмент, который надо всякий раз заново настраивать, всегда чутко реагировать на его состояние и использовать его. Этому нелегко научиться, тем более что хор, как правило, не терпит, чтобы на нем учились. Он инструмент живой, устающий и на нем нельзя упражняться как на рояле. Приходится львиную долю профессионального обучения будущего хормейстера проводить без хора и путем только наблюдения за репетиционной работой в хоре. Дирижер хора должен выйти на первую хоровую репетицию с уже сложившимся замыслом исполнения произведения и со знанием методов и приемов работы с хором - этим сложнейшим в отношении исполнительской техники инструментом [50].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка44.68 КБ
Microsoft Office document icon buklet_po_strelnikovoy.doc387 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имело и имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран.

Занятия детей в хоре направлены одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а так же на решение общих задач воспитания и развития личности.  Специальными задачами вокально-хорового воспитания и обучения детей являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового воспитания.

Хор - вечно живой и вечно новый инструмент, который надо всякий раз заново настраивать, всегда чутко реагировать на его состояние и использовать его. Этому нелегко научиться, тем более что хор, как правило, не терпит, чтобы на нем учились. Он инструмент живой, устающий и на нем нельзя упражняться как на рояле. Приходится львиную долю профессионального обучения будущего хормейстера проводить без хора и путем только наблюдения за репетиционной работой в хоре.    Дирижер хора должен выйти на первую хоровую репетицию с уже сложившимся замыслом исполнения произведения и со знанием методов и приемов работы с хором - этим сложнейшим в отношении исполнительской техники инструментом [50].

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали  возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего вопроса в современности.

Вопросы вокально-хорового воспитания рассматриваются в работах Л. Б. Безбородова, Л. Г. Дмитриев, Г. А, Стулова, В. М. Никитина, Н. М. Черноиваненко, и других.

 Однако в наше время развитию первоначальных хоровых навыков у детей младшего школьного возраста уделяется недостаточно внимания. Между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёх - четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. Причинами этого выступают:

1. Большой процент детей с больным голосовым аппаратом...

2. Нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения [3].

Последнее кажется наиболее актуальным, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям. Молодые учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся.  Это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Данное обстоятельство и обусловило актуальность нашей работы и выбор ее темы: Развитие первоначальных навыков хорового пения в младшем школьном возрасте в условиях ДМШ.

Цель работы: выявить особенности формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников и комплекс методов, активизирующих данный процесс.

Объект исследования: процесс вокально-хорового воспитания младших школьников.

Предмет исследования: развитие первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:

1 Особенности голоса детей  младшего школьного возраста

2. Описать условия организации детского хорового коллектива

3. Разработать методические рекомендации по развитию первоначальных хоровых навыков  младших школьников в условиях ДМШ.  

     В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников.

3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках поставленной проблемы.

4. Наблюдение.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Актуальность: Хоровое пение является одним из путей творческого развития детей. Занятия в хоре способствуют не только развитию музыкальных способностей, умений,  навыков, потребностей и вкуса  детей, но и решает задачи общего воспитания и развития личности. Особо значимым в данном процессе является начальный этап вокально-хорового воспитания,  так как в это время дети получают первые знания о правильной певческой установке, высокой  певческой позиции, певческом дыхании и опоре звука,  певческой артикуляции и дикции, способах звукоизвлечения.  Однако вопрос развития первоначальных навыков хорового пения пока не получил достаточного освещения в педагогической литературе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Особенности голоса детей  младшего школьного возрастаХоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.    Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось количество расстройств голосового аппарата у детей младшего- школьного возраста.  Нам постоянно приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей, желающих заниматься в хоре. Причину следует искать, вероятно, в неправильном не только певческом, но и речевом режиме учащихся. Дети очень эмоциональ ны. Общаясь друг с другом в коллективе, участвуя в подвижных играх и спортивных состязаниях, они часто кричат, перенапрягая голос.

 Голос у человека появляется  с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс) [10]. На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса.

Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования [10].

Врач-фониатр И. Левинов установил следующие стадии развития детского голоса (возраст указывается приблизи тельно):

а) чисто детская стадия (от самого младшего возраста до 10—11 лет); голоса этой группы отличаются исключитель но фальцетным (головным) звучанием, небольшим диапа зоном — в пределах октавы (до первой октавы — до второй или ре первой октавы — ре второй);

б) стадия формирования (от 11—12 до 13—14 лет); здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется (до первой октавы — ми, фа второй);

в)  голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся (14—16 лет), в которых элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского), голоса, начинает выявляться индвидуалный тембр, диапазон расширяется до полутора-двух октав; звучание микстовое (смешанное). У мальчиков, особенно  альтов, элементы грудного звучания несколько заметнее и выявляются раньше.

В своей работе мы рассмотрим  чисто детскую стадию (от самого младшего возраста до 10—11 лет). На развитие голоса влияет развитие личности ребенка на данном возрастном этапе. В связи с этим мы кратко рассмотрим психолого-педагогическую характеристику младшего школьника

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I - IV классы школы). С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается интенсивная перестройка всех его познавательных процессов: восприятия, память, воображение, мышление и речь. Общими ха рактеристиками познавательных процессов ребенка должны стать их произ вольность, продуктивность и устойчивость. На уроках школьнику с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повы шенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запо минать все то, о чем говорит учитель. К восьми годам репродуктивные пред ставления об известных объектах или событиях трансформируются в продук тивные образы-представления, что связано с началом обучения в школе [63].

Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения - хоро вого пения — самой доступной активной и полезной формы деятельности. Хоровое пение оказывает исключительно влияние на формирование личности ученика, воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои интересы интересам коллектива. Но при занятиях необходимо обращать внимание на особенности развития голоса младшего хора.

Считается, что существенной разницы между звучани ем мальчиков и девочек не существует, однако капеллы и хоры мальчиков имеют специфическую тембровую окраску, чем они отличаются от хоров девочек приблизительно того же возраста. Напомним, что высокие  голоса мальчиков называются дискантами, низкие — альтами.

Каждое занятие младшего хора начинается с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам[6].

         Пение мелодий по нотам приносит определённую пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая пе рестройка: «оказывается, это интересно - петь по нотам, и не так уж трудно».

Певческая установка - комплекс обязательных требований, способст вующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. Певческое дыхание. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется.

Дыхание обычно рассматривают в трех его составляющих элементах:

1. Вдох должен производится бесшумно;

2. Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат;

3. Выдох должен быть совершенно спокойным, без всякого намека на на сильственное «выталкивание» в легкие воздуха.

Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она непо средственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким явля ется детский голос. В период его становления и развития с ним надо обра щаться очень умело.

Таким образом, младший школьный возраст является важным этапом развития  личности ребенка. Данные особенности развития личности и голоса младших школьников диктуют выбор методов развития первоначальных хоровых навыков.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1Организация детского хорового коллектива

      Младший школьный возраст — это определяющий этап в форми ровании личности. От того, какой «фундамент» будет заложен в данном возрасте, зависит все дальнейшее развитие ребенка. Это ка сается как его общечеловеческих качеств, так и его музыкального развития, в частности, готовности к певческой деятельности.

Особенного внимания требуют дети 7 лет — первоклассники, потому что в этот период в жизни ребенка происходит важное событие: переход из «общества дошкольников» в «общество учени ков» или, как это явление называется в психологии, изменение «ведущего типа деятельности» ребенка.

У дошкольников таким «ведущим типом деятельности» является игра, у школьников — учение.

Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Главная цель - развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства.

Хор младших школьников занимается, как пра вило, два раза в неделю по 1—2 часа. Важным условием для нормальной работы кол лектива является наличие просторного, светлого, хорошо проветриваемого помещения. В нем дол жно быть необходимое количество стульев, скаме ек, доска и другое вспомогательное оборудование. Разумеется, в помещении должен находиться хоро шо настроенный музыкальный инструмент — рояль или пианино, — без которого невозможно серьезно заниматься музыкальным воспитанием детей.

Схема расположения голосов в детском хоре

Во время занятий хор рассаживается полукру гом, слева — первые голоса, справа — вторые. В за висимости от количества участников, дети располагаются в несколько рядов по росту так, чтобы все видели руководителя (рис. 1).Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение дикции в книге Е. Сарычева "Сценическая речь": "...Слово дикция в точном переводе значит - произношение (от латинского dictio - произносить). Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом"[12].

       Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.

2. Некрасивый тембр

3. Пропуск согласных в конце и их искажение

4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху

5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.

6. Невосприимчивость к музыке.

Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).

Таким образом, первые занятия играют важную роль в организации вокально-хорового воспитания детей. Важно на данных занятиях заинтересовать детей, привить первоначальные навыки хорового пения, к которым относят правильную  певческую посадку, работу над дыханием, над звукообразованием, дикцией, артикуляцией, ансамблем и строем. В описанной далее практической работе демонстрируется применение существующих методик формирования первоначальных певческих навыков у младших школьников.

2.2.  Методические рекомендации по развитию  первоначальных хоровых навыков младших школьников в детской музыкальной школе

В данном параграфе мы опишем свою экспериментальную работу по развитию первоначальных хоровых навыков у младших школьников, которая была проведена на базе МБОУ ДОД «Янтиковская детская школа искусств» с. Янтиково.

Занятия с хором  мы обычно начинаем с распевания, которое выполняет двойную функцию: I) разогревания и настройки голо сового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) раз вития вокалыю-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполне ния хоровых произведений. Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуко-высотного и динамического диапазонов, тембра и продолжитель ности фонации на одном дыхании.

Перед хормейстером стоит   задача  разви тия этих качеств в  процессе работы с хором. Для ее решения  мы применяем следующие вокально-хоровые упражнения и приемы, выбор которых обусловлен возрастом детей.

1-ый класс.

Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала просят спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключают всех детей. Таким образом,  более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них. Распевание длится 10-15 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест. В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:1. применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.2. направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.В первом классе  мы применяем  распевки предлагаемые Л.Левандовской.Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции.

Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука.

Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука.

2-ой  и  3-й классы.

Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:

1. Освоение приёмов цепного пения

2. Работа над расширением диапазона

Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:

- Упражнения А.Н.Стрельниковой

В своей работе мы так же используем дыхательные упражнения лечебной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

     Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливает нарушенное носовое дыхание; улучшает дренажную функцию бронхов; положительно влияет на обменные процессы, играющие важную  роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает  нервно- психическое состояние.

      Упражнения выполняются: количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” – 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение “Ладошки” (разминочное)

      Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Упражнение “Погончики”

     Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Упражнение “Кошка”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются. Приседание лёгкое.

Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу), ки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.

“Повороты головы”

Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

“Китайский болванчик”

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох.

Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

 Упражнение    “Круговой маятник” головой.

Перекаты” Исходное положение: Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться.

“Шаги” передний шаг (рок-н-ролл).

Исходное положение: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. “Шаги” задний шаг. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.

(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться).

Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой. Дети всегда знают, где находится диафрагма.

Для развития первоначальных хоровых навыков в своей работе мы применяем различные упражнения для совершенствования органов дыхания,  основных органов речи, расширения диапазона голоса, его благозвучности и подвижности. Остановимся на них подробно.



Предварительный просмотр:

Упражнение   «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение   «Поясок»

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение   «Поклон»

          Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

          Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение   «Кошка»

         Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие пружинистые приседания, поворачивая туловище то влево, то вправо. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

                   

МБОУ ДОД «Янтиковская детская школа искусств»

ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

ПО МЕТОДИКЕ

Выполнила: преподаватель класса

 хоровое пение

Иванова Елена Николаевна

2014

Упражнение   «Большой маятник»

        Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

        Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям  - шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

               

    Упражнение   «Повороты головы»

          Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

          Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

         Упражнение «Ушки»

          Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

         Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

     Упражнение  «Малый маятник»

         Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

         Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

       Упражнение «Перекаты»

         Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

         Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.

      Упражнение «Танцевальные шаги»

        Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

        Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Упражнение   «Обними плечи»

          Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.