Образовательная программа дополнительного образования детей «Фортепианный ансамбль»

Ерохина Ирина Петровна

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Способствует нацеленности основной части учащихся на обще-музыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию («игре для себя») и конкретизирует стоящие перед педагогами учебные задачи. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении партнёров играть слаженно и стройно при художественной различной индивидуальности каждого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ansamblyu.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Калмыкия

МКУ ДО «ДШИ» АЦРМО РК

Образовательная программа дополнительного образования детей

              «Фортепианный ансамбль»

для учащихся 10 - 13 лет

Срок реализации - 4 года

                                              Разработчики: Кургузскина И.Н.

                                                                        Ерохина И.П.

                                                                        Буракова Н.А.

                                        Преподаватели  МКУ ДО «ДШИ»  АЦРМО РК

                             с. Троицкое 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Способствует нацеленности основной части учащихся на обще-музыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию («игре для себя») и конкретизирует стоящие перед педагогами учебные задачи. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении партнёров играть слаженно и стройно при художественной различной индивидуальности каждого.

Программа определяет направление работы педагога класса ансамбля чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ансамбля является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учениками (1 раза в неделю по 1 часу). Программа рассчитана на пятилетнее обучение детей в возрасте от 10 до 15 лет с дополнительным шестым классом.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Данная программа дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с различными музыкальными данными, учитывает различные уровни интеллектуального и психологического контакта педагога с учащимися при постановке учебных задач, а также различные варианты репертуара.

Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования – это его интенсификация за счет внедрения новых методов, переосмысление его цели и содержания, что полностью нашло отражение в данной программе.


Цель и задачи дополнительной образовательной программы Главной целью программы является формирование эмоционально-чувственного восприятия и развитие образного мышления у учащихся. Главной задачей дополнительной образовательной программы класса ансамбля является выработка у учащихся навыков коллективного музицирования, предполагающих его различные формы: игра в 4 руки на одном фортепиано, на 2-х фортепиано, а также на 2-х фортепиано в 6 и 8 рук. Программа предмета «Фортепианный ансамбль» актуальна и педагогически целесообразна, т.к. популярность коллективного музицирования в повседневной жизни растёт. Участие учеников в ансамблях способствует развитию чувства коллективизма, чего порой не хватает ученикам, привыкшим, в основном, к условиям индивидуального обучения.

Программа составлена из произведений композиторов различных эпох и стилей. Одним из основных принципов подбора музыкального материала является доступность фортепианной фактуры для любого учащегося. Именно простота фортепианных партий большинства произведений поможет учащимся расширить музыкальный кругозор. Репертуар должен быть разнообразным по стилю и фактуре изложения, доступным по восприятию, исходя из возрастных особенностей и специальной музыкальной подготовки учащихся.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

Отличительной особенность данной программы является осмысление и учет изменений социально-экономического положения страны, информационной перегруженности детей, изменение требований к содержанию и оформлению современных программ.

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Такие современные тенденции образования как деидеологизация, демократизация и вариантность позволяют устранить многие накопившиеся за десятилетия противоречия, которые приводили к торможению его развития, в том числе и в системе детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Главными из таких противоречий являются повсеместная малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие в изучаемых музыкальных дисциплинах межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве, что необходимо как для профессионального музыкального становления, так и для развития навыков любительского музицирования.

Ключевой задачей здесь является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло свое практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после окончания школы. Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но становится хорошим стимулом для музыкальных занятий. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, самовыражения, чувства удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.  Другим сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.

Для педагогов фортепианного отдела важно, чтобы ученик наряду с выступлениями на академических зачетах принимал активное участие в классных и семейных концертах, где он может наиболее полно реализовать свои творческие возможности.  

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

В течение учебного года учащиеся класса ансамбля выступают на прослушиваниях и контрольных уроках. Для учащихся, показавших в конце года, высокий уровень исполнения, возможно обучение в 6 классе.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. В конце учебного года аттестация учащихся проводится в виде контрольного урока, включающего в себя исполнение программы, состоящей из 2-х произведений.

В конце каждой четверти преподаватель выставляет учащимся оценку за работу в течение этого периода. При выведении аттестации в конце года учитываются оценки всех форм промежуточной аттестации.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии 2-3 педагогов отдела.

Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Преподаватель может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся.

Дополнительные сведения о формах и методах работы с учениками в классе ансамбля педагоги могут получить в специальной методической литературе (список методической литературы в конце программы).  


                    Учебно-тематический план

Второй класс.

Первое полугодие

В первом полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

7 часов.

Тема на 1-ое полугодие первого года обучения:

1. Знакомство с основными принципами ансамблевой игры и исполнительскими возможностями учащихся.

Второе полугодие

Во втором полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

8 часов.

Тема на второе полугодие первого года обучения:

2. Закрепление навыков, полученных на занятиях в 1-ом полугодии

Третий класс

Первое полугодие

В первом полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

7 часов.

Тема на 1-ое полугодие второго года обучения:

1. Овладение более сложными элементами ансамблевого исполнительства

Второе полугодие

Во втором полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

8 часов.

Тема на второе полугодие второго года обучения:

2. Закрепление навыков, полученных на занятиях в 1-ом полугодии

Четвертый класс

Первое полугодие

В первом полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

7 часов.

Тема на 1-ое полугодие третьего года обучения:

1. Формирование художественно-выразительной и музыкально-исполнительской звуковой культуры.

Второе полугодие

Во втором полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

8 часов.

Тема на второе полугодие третьего года обучения:

2. Закрепление навыков, полученных на занятиях в 1-ом полугодии

6 часов


Пятый класс

Первое полугодие

В первом полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

7 часов.

Тема на 1-ое полугодие четвёртого года обучения:

1. Обобщение полученных навыков в процессе курса. Второе полугодие

Во втором полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

8 часов.

Тема на второе полугодие четвёртого года обучения:

2. Закрепление навыков, полученных в процессе занятий

Шестой класс

Первое полугодие

В первом полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

7 часов.

Тема на 1-ое полугодие четвёртого года обучения:

1. Совершенствование художественно-выразительной и музыкально-исполнительской звуковой культуры

Второе полугодие

Во втором полугодии на занятия по фортепианному ансамблю отводится

8 часов.

Тема на второе полугодие четвёртого года обучения:

2. Закрепление навыков, полученных в процессе занятий 7часов


Содержание изучаемого курса

Первый год обучения.

Развитие ансамблевого чувства и осознанное отношение к исполнению единого целого (взаимопонимание и выработка чувства звукового баланса). Развитие умения сохранить устойчивость и единство темпа.

   Учащийся должен выучить и исполнить в первом полугодии 1-2 произведения в 4 руки для одного фортепиано.

    Во втором полугодии - 2 произведения, меняя партии в ансамбле в 4 руки для одного фортепиано.

    Развивать ансамблевое чувство и осознанное отношение к исполнению единого целого (взаимопонимание и выработка чувства звукового баланса).

Репертуарный список по ансамблю

А. Андре. Шесть дивертисментов соч. 18

Три дивертисмента соч. 19

Л.Бетховен. Соната Ре мажор соч. 6

Шесть вариаций

Полонез

А. Брукнер. Три маленькие пьесы

Я.К. Ваньхаль. Четыре пьесы

А. Гретри. Сицилиана

Э. Григ. «Ригодон» из сюиты «Из времён Хольбера»

О. Дютш. Пять пятиклавишных пьес

К. Зауппе. Сонатина (1,2 части) У. Кротч. Вальс

М. Клементи. Сонатина, соч. 36 № 5 (2 часть)

П. Уорлок. Каприоль-сюита № 1 "Basse-danse" № 2 " Pavane", № 3 "Tordion", № 6 "Mattachins"

А. Фолькман. Две пьесы из "Музыкальной книжки с картинками" соч. 11

"На мельнице";

"Кукушка и странник".

З. Фибих. Вальс из цикла «Золотой век» соч. 22 № 7

Р. Шуман. Полонез

Ф. Шуберт. Детский марш Марш соч. 51 №1, № 2

Шмитц М. Две пьесы

Данилов В. Фантастический марш

Зингер Г. Бабушка и сказка. Кузнечик танцует.

Прокофьев С. Петя. Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» Чайковский П. Пять русских народных песен  

Шуберт Ф. Вальс

Глинка М. Кавалерийская рысь

Оригинальные произведения русских композиторов для фортепиано в 4 руки

А. Аренский. Цикл «Шесть детских пьес»: Кукушка

Гавот

Романс (Канон в сексту)

Фуга на тему «Журавель»

А. Бородин Алегретто

Полька Helene

М. Глинка. Две кавалерийские рыси.

A. Дюбюк. Детский музыкальный цветник.

Цикл "Шутка".

Кадриль для фортепиано в 4 руки:

А. Лядов "Poule"

H. Соколов "Trenis"

А. Глазунов "Pastourelle"

Н. Римский-Корсаков "Finale"

Композиторы XX века

B. Агафонников Вальс.

В. Араратян Два танца

B. Баркаускас Картинка «Витукаса»

A. Гречанинов Цикл «На зелёном лугу»

C. Вольфензон Праздничный марш

Неаполитанская песенка

Э. Денисов. «Дивертисмент в классическом стиле»: № 3 Менуэт

Т. Кирхнер. Элегия

Ю. Корнаков. Весёлый марш

Юмореска

B. Гаврилин. Часики

Одинокая гармонь

Марш Перезвоны

Подражание старинному

Весёлая прогулка

A. Гедике Баркарола соч. 12 № 2 Р. Глиэр Сожаление соч. 38 №19

Сказка соч. 38 №16

Эскиз соч. 38 №18

Мазурка соч. 38 №6

B. Казенин Аллегро

Второй год обучения.                                                                                  Воспитание внутреннего слышания музыки в ансамбле, умение соизмерять соотношение звучности партий. Работа над согласованными приёмами звукоизвлечения. Учащийся должен выучить и исполнить в первом полугодии одно более развёрнутое произведение. Во втором полугодии - 1-2 произведение классического стиля (Танцы из «Сюит»)

             

Оригинальные произведения зарубежных композиторов в 4 руки 

Ж. Бизе. Сюита «Детские игры»:

Волчок; Кукла; Деревянные лошадки; Жмурки;

Чехарда; Маленький муж, маленькая жена.

И. Брамс. Цикл «Русский сувенир»: На заре ты её не буди;

Соловей.

К-М. Вебер. Менуэт, Марш, Рондо, Пьеса

Сонатина соч. 3, «Рондо» из Сонаты

И. Гайдн. Учитель и ученик (вариации)

Три немецких танца

А. Диабелли. Три пьесы: Хорал, Скерцо, Марш

А. Диабелли. Сонатина соч.24 № 1

Сонатина соч. 24 №2

Сонатина соч. 54

Сонатина соч. 58

Сонатина соч. 60

Соната соч. 150

А. Джулиани. Тарантелла

Ф. Кулау. Сонатина Соль мажор (I часть)

Ж. Массне. Сюита № 1 соч. 11 (1 и 3 части)

В.А. Моцарт Сонатина № 1 (Первая часть) Фа мажор

К. Нефе Отрывок на тему из оперы

«Волшебная флейта» В.А. Моцарта

Б. Сметана Анданте

Д. Тюрк Пьесы

Дж.Фильд, Ауманн. Два коротких дуэта: "Танец медведя"; Анданте

К. Черни Три лёгкие сонатины соч. 156, Галоп

Р.Шуман Сюита «Детский бал» соч. 130: Экосез, Вальс, Контрданс,Полонез, Менуэт, Хоровод

Р. Шуман Цикл «Восточные картины»: Экспромт

Ф. Шуберт. Четыре лендлера, Два лендлера Немецкий танец с двумя трио Полонезы соч. 61 № 1, №5

И. Юст. Соната Ре мажор (1,2 части)                                                                    


Оригинальные произведения русских композиторов для фортепиано в 4 руки

Н. Ладухин. «Сборник детских пьес»: Вальс; Кукушка; Песенка

А. Лядов. Сарабанда

A. Лядов. Балетная пьеса соч. 52

B. Ребиков. «Маленькая сюита» соч. 30: Танец незабудок; Восточный танец; Мазурка

C. Рахманинов. Русская песня соч. 11 №3, Романс соч. 11 №5

Итальянская полька

П. Чайковский. Красная Шапочка и Волк

Композиторы XX века

Д. Мийо. Бразильский танец

С. Нагдян. Куропаточка

М. Парцхаладзе. В цирке соч. 31

Вальс из к/ф «Приключения Толи Клюквина» соч. 21

Шествие соч. 46 №1, Вальс соч. 24а

Спортивный марш соч. 56

А. Пахмутова. Цикл «Пернатые друзья»: Петух

А. Петров. Весёлый марш

И. Рехин. Часть III «Слушая друг друга»: Люда-полька

Скерцо («Колокольчики»).

С. Разорёнов. Вокруг ёлки

А. Руббах. Старинная полька

С. Слонимский. Полька к спектаклю «Ревизор»,

Вальс Золушки и принца Танец кота в сапогах

Н. Чембержди. Вальс Снегурочки из детского балета «Сон Дрёмович»

Д. Шостакович. «Охота» соч. 32 из музыки к трагедии В. Шекспира

«Гамлет» (переложение В. Пороцкого)

Д. Шостакович. Полька

Д. Шостакович. Цикл «Испанские песни»: Звёздочки

К. Хачатурян. Балет «Чипполино»: Погоня; Шествие лимончиков;

Вариация Редиски, Танец тыквы, Помидор, Галоп

Марш Чипполино, Менуэт, Вальс цветов

О. Хромушин. Ехали медведи на велосипеде

Г. Фрид. Дождик

Ю. Щуровский. Фуга

Репертуарный список оригинальных произведений для 2-х фортепиано

А. Гречанинов. Сарабанда; Гавот соч. 81 (для 8 рук)

Р. Глиэр. «Грустный вальс» соч. 41, №2 11

Р. Щедрин. «Кадриль» из оперы «Не только любовь» обработка

В. Пороцкого

Д. Шостакович. Тарантелла, Прелюдия соч. 87 № 15

Р. Глиэр. Песня косарей соч. 61, № 23

М. Парцхаладзе. Сюита для 2-х фортепиано «Лесные картины» соч. 45а

Русская тройка соч. 58а

A. Аренский. Сюита для 2-х фортепиано: «Романс»

B. Сибирский. Тарантелла; Кони с бубенцами; Жили-были два кота;

Ослик и тележка; Весёлый точильщик; Каприччио;

Тающие льдинки

Третий год обучения.

Работа по овладению различными видами фортепианной фактуры. Учащийся должен выучить и исполнить в первом полугодии 2 произведения. Во втором полугодии одно более развёрнутое произведение.

Произведения русских композиторов для одного фортепиано в 4 руки

Аренский А. Марш

Бородин А. Полька

Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

(для 2-х фортепиано в 8 рук)

Глазунов А. «Пиццикато»

Глиэр Р. соч. 61. Народная песня, Песня косарей

(для 2-х ф-но в 4 руки).

Кюи Ц. «Кукольный бал»

Лядов А. соч. 52 «Балетная пьеса»

Чайковский П. Отрывок из балета «Лебединое озеро»

Агафонников Н. Полька

Гаврилин В. Весёлая прогулка

Парцхаладзе М. «В цирке»

Рубин В. Опера «Три толстяка»: Кукла Суок

Шостакович Д. Балетная сюита № 3: «Элегия»

Рахманинов С. Русская песня

Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не только любовь»

Произведения зарубежных композиторов

Бизе Ж. Соч. 22. Детские игры

Бетховен Л. Соч. 45 Марш До мажор

Григ Э. Соч. 35. Избранные произведения: Норвежский танец

Респиги О. «Приглашение к танцу»

Шуберт Ф. Соч. 49. Экосезы

Сен-Сане К. «Карнавал животных»: (по выбору)

Шуман Р. Соч.66 Восточные картины (по выбору)  

Равель М. «Волшебный сад» из балета «Моя мать - гусыня»

Мийо Д. Из сюиты «Скарамуш»

Четвёртый год обучения.

В течение учебного года учащийся должен выучить и исполнить 1-2 произведения с различными фортепианными фактурами, обобщающими все задачи этого курса.

Произведения русских композиторов

Балакирев М. Песенка без слов

Глазунов А. Фантастический вальс из балета «Раймонда»

Чайковский П. «Трепак» из балета «Щелкунчик», Испанский танец,

Русский танец.

Спасский В. Парафраз песен Дунаевского И.

Рахманинов С. Соч. 11. Романс

Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Тактакишвили О. «Юмореска»

Шостакович Д. Вальс, соч. 87 «Прелюдия»

Произведения зарубежных композиторов

Брамс И Венгерские танцы. Тетрадь 1, 2

Гайдн Й. Симфонии (отдельные части)

Шуберт Ф. Соч.61 Полонез Си-бемоль мажор,

«Форель» (обр.Эйгеса)

Гендель Г. Allegro («Музыка на воде»)

Дворжак А. Соч. 46 Славянские танцы (по выбору)

Стравинский И. Балет «Петрушка» (отрывки по выбору)

Бах И. С. «Рондо» из Концерта Соль мажор

Сен-Санс К. «Карнавал животных» (по выбору)

Пятый год обучения.

В течение учебного года учащийся должен выучить и исполнить 1-2 произведения различных стилей, обобщающими все задачи этого курса.

Произведения русских композиторов

Аренский А. Ноктюрн, вальс, Соч. 33

Благой Д. Колыбельная

Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»

Глинка М. Комаринская

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Глиэр Р. Ветер. Соч. 61 13

Сибирский В. Каприччо

Хачатурян А. Танец с саблями из балета «Гаянэ»

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» (перелож. А. Кондратьева)

Произведения зарубежных композиторов

Григ Э. Две пьесы из сюиты «Сигурд и Юрсальфар» соч. 56

Дебюсси К. Маленькая сюита

Бизе Ж. Детские игры

Менуэт из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»

Гайдн Й. Венгерское рондо 14

Методическое обеспечение

• индивидуальное занятие с каждым учащимися продолжительностью 40 мин.

• посещение концертов и конкурсов оркестровой музыки;

• прослушивание выступлений выдающихся музыкантов на видео или в аудиозаписи;

• участие в тематических концертах в школе и библиотеке;

• использование сборников, составленных по принципу от простого к сложному, а так же иллюстрированных сборников;

• подведение итогов в виде контрольных уроков

• техническое оснащение занятий: хорошо освещенный и проветриваемый класс, инструмент, ноты, стенд с наглядными пособиями.

 

Список используемой литературы

Литература для работы с учащимися

Ансамбли. 1-3 класс. «Кифара», Ростов-на-Дону, 1998

Ансамбли. Вып. 2, 3. «Советский композитор», Москва, 1986

Бизе. Популярные фрагменты в 4 руки. «Композитор», С-Петербург, 1998

Брамс. Русский сувенир. «Феникс», РнД, 1999

Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Шуберт. «Северный олень», С-Петербург, 1997

Вебер. Приглашение к танцу. Для двух фортепиано в 8 рук. «Классика XXI век», 2001

Вместе весело играть. Сост. Алешина, Никитин. «Композитор», С-Петербург, 2000

Дворжак. Славянские танцы. Для двух фортепиано в 8 рук. «Классика XXI век», 2001

Джазовые и эстрадные пьесы в 4 руки. 1, 2 тетради. «Музыка», Москва, 1997

Играем в 4 руки. Вып. 1, 2. Изд. В. Катанского, Москва, 2000

Играем в четыре руки. Изд. В. Катанского. 2000

Избранные ансамбли. Для 2-х фортепиано в четыре руки. Вып. 4. Сост. Баранова, Взорова. «Музыка», Москва, 1970

Избранные ансамбли. Для фортепиано в четыре руки. Вып. 3. Сост. Взорова, Туманян. «Музыка», Москва, 1972

Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 18. Москва, 2000

Фортепианные дуеты композиторов Англии. Вып. 1. «Фортуна Лимитед», Москва, 2004

Фортепианный ансамбль. 1, 2 и 3 тетради. «Композитор», С-Петербург, 1997

Фортепианный ансамбль. 1-3 класс. «Кифара», Ростов-на-Дону, 1998

Фортепианный ансамбль. 4-5 класс. «Кифара», Ростов-на-Дону, 1999

Фортепианный ансамбль. 1-3 класс. «Крипто-Логос», Москва, 1998  

Фортепиано. Ансамбли. 4-5 класс. «Крипто-Логос», Москва, 1998

Цфасман. Лирическая сюита. Обр. Пыстина и Цыганкова. Новосибирск, 2000

Чайковский. Пьесы в обр. Долженко. Москва, 2002